Экологическая безопасность: концептуальные аспекты функционирования горных предприятий
Автор: Кузнецова Екатерина Викторовна, Мясков Александр Викторович
Журнал: Горные науки и технологии @gornye-nauki-tekhnologii
Статья в выпуске: 5, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассказывается о важности сохранения биоразнообразия, и о негативном влияния горных предприятий на него. Рассматривается эколого-экономический подход, который не только обеспечивает экономическую прибыль предприятиям, но и не оказывает негативное влияние на экологию. В конечном счете, определяется мотивация горнодобывающих предприятий к принятию экологически и социально ответственных практик ведения бизнеса.
Биологическое разнообразие, сохранение биоразнообразия, горные экосистемы, политика горного предприятия, эколого-экономический подход, влияние горных предприятий на биоразнообразие
Короткий адрес: https://sciup.org/140215321
IDR: 140215321
Текст научной статьи Экологическая безопасность: концептуальные аспекты функционирования горных предприятий
Биологическое разнообразие является мировым достоянием для нынешних и будущих поколений. В то же самое время сегодня, как никогда, велика угроза существованию видов и экосистем. Угрожающими темпами продолжается исчезновение видов, вызванное деятельностью человека.
В ответ на эти изменения, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) организовала в ноябре 1988 года Специальную рабочую группу экспертов с целью изучения необходимости разработки международной конвенции по биологическому разнообразию.
Результатом их работы явилось подписание многими странами, в том числе и Россией, Конвенции о биологическом разнообразии. Конвенция обязует каждую страну разработать свой собственный план по сохранению биоразнообразия, учитывая международные принципы и цели в этой области.[2]
Изучая «Национальную стратегию сохранения биоразнообразия России» следует обращать наибольшее внимание на влияние горной промышленности на окружающую среду.
Ведь около четверти территории России занимают горные регионы, а по своим природным условиям горы представляют исключительно широкий диапазон природного разнообразия.[1]
Итак, основные направления антропогенного воздействия на биоразнообразие деляться на прямые и опосредственные, горная промышленность охватывает оба этих вида.
Прямые воздействия, это в основном уничтожение природных экосистем, в результате добычи полезных ископаемых: осушения болот, антропогенная, водная и ветровая эрозии почв;
Опосредованные воздействия представляют собой негативные изменения среды обитания организмов. Эти воздействие могут быть:
Физические, то есть изменение физических характеристик среды: нарушение физических свойств почвы или грунта; зарегулирование стока рек, чрезмерное изъятие воды из водоемов; сейсморазведка и взрывные работы.
Химические, то есть загрязнение воды, воздуха, почв, промышленными, горнодобывающими, предприятиями, а также в результате техногенных аварий и глобального переноса загрязнений.
Нужно сказать, что горные экосистемы играют уникальную роль в поддержании биоразнообразия в целом. Они отличаются чрезвычайно высоким разнообразием экосистем и видов. Горные экосистемы – это хранилище огромной части биологического разнообразия и место его активного формирования. Так как одна из важнейших функций биосистемы, это продукционная функция – создание биологической продукции. Многие полезные ископаемые, включая нефть, газ, уголь, являются результатом жизнедеятельности природных биосистем в прошлые геологические эпохи.
Основными угрозами, помимо всего прочего, для биоразнообразия горных экосистем, является добыча полезных ископаемых, развитие горнодобывающей промышленности.
Что в результате приводит к эрозии горных склонов, деградации почвенного покрова, сокращению биоразнообразия на видовом и экосистемном уровнях, разрушение биоценозов, утрата ими способности к саморегуляции и самовосстановлению, утрата экологически безопасных форм традиционного природопользования в горах.
Прежде чем рассматривать меры по сохранению биоразнообразия горных систем, следует, как мне кажется, так же обратить внимание на некоторые социально-экономические особенности России, влияющие на биоразнообразие:
-
- доминирование природоэксплуатирующих отраслей, ресурсоемких и энергоемких технологий;
-
- отсутствие реальной оценки биоразнообразия как ключевого элемента национального богатства страны;
-
- сырьевая ориентация экспорта;
-
- существование действенного стимула в виде получения значительной и быстрой прибыли от переэксплуатации природных ресурсов;
-
- отсутствие стимулов для применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, низкая эффективность экономических и финансовых механизмов сохранения биоразнообразия.
Причина современного экологического кризиса заключается в том, что человек стремился и продолжает стремиться лишь к достижению своих целей, не соотнося их с законами развития живой природы и социоэкосистемы в целом. Важно также, что реакция природы на действия человека часто наступает с запаздыванием. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов может отражаться на качестве жизни людей не сразу, а через много лет, когда деградация природной среды становится уже необратимой.
Поэтому «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия» опираясь на положения Конвенции о биологическом разнообразии, предлагает следующие приоритетные меры:
-
- формирование государственной политики устойчивого развития горных регионов России с учетом их региональной специфики и задач сохранения биоразнообразия.
-
- создание общероссийского и региональных координирующих центров по устойчивому развитию и сохранению биоразнообразия гор.
-
- дальнейшее развитие системы особо охраняемых природных территорий горных регионов. Придание особого статуса территориям проживания коренных малочисленных народов и субэтносов, ведущих традиционное хозяйство в соответствии с экологической емкостью горных экосистем, и развитие сети историко-культурных территорий.
В стратегии так же отмечают, что для движения страны к устойчивому развитию, сохраняющему природу, необходим переход к целостному эколого-экономическому подходу, интегрирующему природу и экономику как два взаимосвязанных компонента социоэкосистемы. При таком подходе любые решения на макроэкономическом уровне должны давать двойной - экономический и экологический - выигрыш или быть, по крайней мере, экологически нейтральными.
Экономические механизмы сохранения живой природы рассматриваются на двух уровнях:
-
- снижение в национальной экономике доли природоэксплуатирующих и ресурсодобывающих отраслей; повышение доли производств и технологических цепочек, ориентированных на высокую степень переработки сырья и производство конечного продукта;
-
- изменение структуры экспорта - сокращение экспорта природного сырья и продуктов с низкой степенью переработки, увеличение экспорта высокотехнологичных товаров.
-
- ориентацию на объемы конечной продукции, необходимой потребителю, а не на объемы используемых ресурсов и добываемого сырья, которые необходимо минимизировать;
-
- реформирование системы налогообложения т.е. переход от существующей преимущественно косвенной системы налогообложения (опирающейся на учет результатов производства и не принимающей во внимание используемые природные ресурсы) к прямому природно -
- ресурсному налогообложению, базирующемуся на учете вовлекаемых в производство природных ресурсов.
-
- относительное повышение налогов для природоэксплуатирующих ресурсных отраслей и снижение для высокотехнологичных производств, ориентированных на изготовление конечной продукции;
-
- повышение налогов и ужесточение амортизационных норм для экологически вредных производств и технологий, установление налоговых льгот и «мягких» амортизационных норм для природосберегающих и экологически безопасных технологий; учет воздействия технологий на биоразнообразие;
-
- абсолютное повышение платы за использование природных ресурсов, включая биоразнообразие, платы за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязнений, размещение отходов и другие нарушения природной среды с учетом их воздействия на биоразнообразие;
-
- предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, реинвестирующим прибыль на осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению биоразнообразия, производящим природоохранную технику, технологии, оказывающим экологические услуги, занимающимся экологической рекламой;
-
2) Системы эколого-экономического регулирования включают стимулирующие (налоги и платежи за использование природных ресурсов, налоговые льготы за природоохранную деятельность и использование природосберегающих технологий, включение экологических издержек в бухгалтерские балансы и др.) и принуждающие (административные запреты, принуждения, штрафы) механизмы.
Так же сюда входят такие задачи как:
-
- коррекция системы платежей и штрафов за сверхнормативное или незаконное воздействие на природу – включение в сумму штрафа оценок как прямого ущерба, нанесенного биоразнообразию, так и его последствий.
-
- разработка системы адресного распределения средств, полученных от штрафов, позволяющей их использовать на восстановление тех объектов биоразнообразия, которым был нанесен ущерб.
-
- формированием позитивного экологического облика российского бизнеса, его участием в сохранении биоразнообразия;
-
- развитием механизма торговли квотами на допустимое экологическое воздействие, который в условиях самостоятельности предприятий делает выгодным развитие природосберегающих технологий и приводит к сокращению нагрузки на природу при сделках купли-продажи предприятий.
-
- развитие системы экологического страхования с учетом риска для биоразнообразия.
-
- поддержка (государственный протекционизм) российских товаропроизводителей, осуществляющих деятельность с использованием традиционных форм хозяйствования, адаптированных к особенностям природных и социально-экономических условий различных регионов России.
Тогда получается, что у Российских горных предприятий есть мотивация организовать своё производство так, что бы не навредить экологии. Принятие экологически и социально ответственных практик ведения бизнеса, среди прочего, позволит компаниям:
-
- избежать сверхнормативных экологических платежей и штрафных санкций за счет уменьшения количества и масштаба аварий и снижения затрат на ликвидацию их последствий;
-
- получить прямую экономическую выгоду от внедрения более прогрессивных технологий и систем управления за счет экономии ресурсов и снижения потерь;
-
- укрепить отношения с органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, общественными природоохранными организациями, что повлияет на восприятие деятельности компании в регионе;
-
- сократить сроки согласования проектов на стадии техникоэкономического обоснования и облегчить получение «социальной лицензии» на разработку месторождений за счет создания благоприятного имиджа компании и как результат улучшения взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами;
-
- облегчить подготовку к сертификации на соответствие международным стандартам (ISO 9000, ISO 14000, ISO OHSAS 18000) благодаря реализации эффективной экологической стратегии;
-
- повысить конкурентоспособность товаров и получить дополнительные возможности воздействия на потребителей за счет производства экологически чистой продукции;
-
- получить пропуск на международный рынок и укрепить позиции компании среди зарубежных партнеров;
-
- привлечь внимание инвесторов и облегчить доступ к капиталу, особенно в тех случаях, когда финансирование нужно получить от банков, разделяющих «Принципы Экватора» и другие международные конвенции в области охраны окружающей среды.
В конечном счете, это позволит добывающим компаниям получить более эффективный доступ к земельным, человеческим и финансовым ресурсам, без чего невозможно успешно вести бизнес и занять лидирующие позиции в отрасли.[3]
Список литературы Экологическая безопасность: концептуальные аспекты функционирования горных предприятий
- Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Российская академия наук. Министерство природных ресурсов Российской Федерации. -М., 2001.
- Конвенция о биологическом разнообразии. -Рио-де-Жанейро, 03-14.06.1992.
- Основные положения политики экологической и социальной ответственности горнодобывающих компаний. -Всемирный фонд дикой природы, 2009.