Экологические императивы развития аграрной отрасли юга страны

Автор: Довготько Н.А., Пономаренко М.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-1 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

В данной статье показана принципиальная важность учета экологического фактора в экономическом развитии аграрной отрасли Юга Росси. Выявляются основные проблемные точки в хозяйственной практике использования степных экосистем и предлагаются пути их разрешения.

Природопользование, степные экосистемы, экологический императив, сельское хозяйство, стимулирование, экосистемные услуги

Короткий адрес: https://sciup.org/140107181

IDR: 140107181

Текст научной статьи Экологические императивы развития аграрной отрасли юга страны

Кроме того, считаем, что высокая адаптивность культур и технологий возделывания к почвенно-климатическим и гидрологическим условиям, социально-экономической целесообразности и природохозяйственной сбалансированности требует отимизации структуры посевных площадей, ассортиментного состава сельскохозяйственных культур, а также обеспечения репродуктивного режима агроэкосистем.

В свою очередь, экологические императивы развития аграрной отрасли на Юге России следует связать с сохранением и поддержанием структурной и функциональной целостности уникальных степных экосистем, позволяющих в долговременной перспективе обеспечивать их высокую хозяйственную продуктивность и экологическую ценность.

Ныне в хозяйственной практике использования степных экосистем противоречивость ситуации заключается, с одной стороны, в исключительной их роли в качестве фактора производства, благодаря которому «… почти два века базируется основная часть российского сельского хозяйства» [2, с. 6] и производится «не менее 85% всего российского урожая зерновых, более 70% поголовья крупного рогатого скота, … более 90% овечьей и козьей шерсти» [2, с. 7].

Но, с другой стороны, в силу высокой хозяйственной освоенности степные биомы умеренного пояса не только в России, но и во всем мире, как показывают исследования [3], оказались наименее защищёнными из всех пятнадцати наземных биомов, что не позволяет им в полной мере реализовать не только производительный, но также экосистемный потенциал.

Между тем, ряд работ [4, 5] убедительно демонстрирует, что степные экосистемы имеют не только огромное хозяйственное, но не менее важное экологическое значение, предоставляя мировому сообществу углерод-депонирующие, водо-, климаторегулирующие, противоэрозионные, жизнеобеспечивающие, генетические услуги.

Их значение особенно велико в степных регионах страны таких, как Ставропольский край, Ростовская область, Республика Калмыкия, территория которых характеризуется низкой менее 3% лесистостью, высокой более 90% сельскохозяйственной освоенностью [6, с. 166], а также принадлежностью на четверть к полуприродным агроэкосистемам – степным и луговым пастбищам, сенокосам, залежам [7, с. 84].

В указанных условиях важна адаптационно-экосистемная направленность организации сельского хозяйства на юге страны, предполагающая в отличие от адаптационно-ландшафтного подхода производство вкупе с традиционными сельскохозяйственными благами экосистемных услуг [8, с. 19].

Полагаем, что подобным целям может служить организация на сельскохозяйственных землях, выведенных из оборота, природных резерватов типа «микрозаповедников», использование под выпас залежей, образовавшихся в период массового сокращения сельхозугодий в 90-е годы прошлого века, расширение практики применения природоохранных сервитутов и обременений, ограничивающих либо распашку потенциальных пашенных земель, либо доступ скота на пастбищные участки с целью обеспечения на них режима охраны или воссоздания естественных ареалов обитания диких фаунистических видов и/или самовозобновления естественной растительности, пр.

Кроме того, с целью стимулирования производства экосистемных услуг следует предусмотреть преференциальное налогообложения сельхозпроизводителей в случае, например, вывода земель из хозяйственного оборота под микрозаповедники, сохранения (восстановления) естественных пастбищ, лесовосстановления, пр. Конструктивную практику подобных инициатив можно заимствовать у стран ЕС, где в рамках реализации Общей сельскохозяйственной политики (CAP) на период 2014-2020 гг. предполагается выделить фермерским хозяйствам, в основном в форме прямых выплат, более 100 млрд. евро для стимулирования экологически чистых направлений ведения сельского хозяйства таких, как органическая диверсификация сельскохозяйственных культур, поддержание продуктивности естественных пастбищ и консервация 5%, а в перспективе 7% сельскохозяйственных земель с целью получении экологических выгод [9].

В целом природно-адаптационный вектор развития аграрной отрасли позволяют обеспечить, среди прочего, сельскохозяйственные биотехнологии. Их содержанием для южнороссийских регионов в соответствие с комплексной программой развития биотехнологий в РФ на период до 2020 года (Утв. Правительством РФ 24.04.2012 года № 1853п-П8) следует рассматривать: создание новых сортов сельскохозяйственных растений и животных с использованием современных постгеномных и биотехнологических методов; биотехнологии улучшения почв и производство биоудобрений; разработка и внедрение методов геномной паспортизации для повышения эффективности селекционно-племенной работы, технологий клонирования животных-производителей; производство биопрепаратов для растениеводства; переработка отходов сельского хозяйства и пищевой промышленности на основе технология микробиологической конверсии; производство кормовых добавок для животноводства и ветеринарных биопрепаратов.

Очевидно, что формирование на основе указанных технологий биоиндустриальных систем ведения аграрного хозяйства на юге страны предполагает соответствующую организационную инфраструктуру. На региональном уровне речь идет о законодательном, программном обеспечении, кластерных инициативах, особо статусных территориях (техно, био-, индустриальных парков, особых экономических зон). Например, пионерными в этом направлении являются реализуемые ныне на Юге РФ проекты по созданию биокластера по глубокой переработке зерна и продукции животноводства в Ставропольском крае (ПромышленноИнвестиционный Концерн «Вель» (Москва)), сеть Донских индустриальных парков, резидентами которых являются компании «Астон» (крахмалопродукты и глюкозо-фруктозные сиропы), PepsiCo (Frito Lay) (продукты питания), «Евродон» (мясо индейки) [10].

Очевидно, что в целом процесс экологически ориентированной трансформации должен охватывать, прежде всего, «природозависимые» направления и виды деятельности, определяющие хозяйственный профиль южнороссийских регионов, к которым относится аграрная отрасль. Именно подобные виды деятельности следует рассматривать в качестве, с одной стороны, отраслевых локомотивов экологически ориентированной трансформации, придающей новый импульс развитию хозяйственного комплекса юга страны, адекватный вызову «экономике знаний» и общемировым «зеленым» трендам.

Статья научная