Экологические интересы в системе национальной безопасности: конституционный аспект

Автор: Велиева Джамила Сейфаддиновна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Экспертиза

Статья в выпуске: 10, 2010 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются национальные экологические интересы как основа экологической безопасности. По мнению автора, при обеспечении экологической безопасности необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов.

Национальные интересы, экологические интересы, экологическая безопасность, баланс интересов

Короткий адрес: https://sciup.org/170165106

IDR: 170165106

Текст научной статьи Экологические интересы в системе национальной безопасности: конституционный аспект

Д я России в условиях глобализации приоритетным направле-ием становится обеспечение национальных интересов. Как праведливо отмечает Т.Я. Хабриева, национальные интере-наиболее общие интересы складываются не только на базе сотрудничества по вопросам развития общества и государства, но и на основе конфликтной составляющей1. Нет сомнений, что проблема обеспечения экологической безопасности характеризуется именно расхождением на практике интересов государства и общества. А для глобализации характерны и глубинные противоречия, например, между общечеловеческими интересами и национальны-ми2. Сближение интересов по данной проблеме – это сложная, но решаемая задача.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, национальные интересы Российской Федерации – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства3.

Обеспечение защиты национальных государственных интересов и национальной безопасности как высших социальных ценностей представляет фундаментальную функцию Российского государства. Его следует рассматривать как непременное условие и гарантию совершенствования общественных отношений, успешной жизнедеятельности государства, незыблемости конституционных прав и свобод его граждан. В сложноорганизованной и многообразной конструкции обеспечения государственных интересов и национальной безопасности, интересов личности и общества правовой составляющей принадлежит приоритетная роль4.

Национальные интересы в сфере обеспечения экологической безопасности, на наш взгляд, – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности ок- ружающей среды, в рациональном природопользовании, в защите экологических прав и устойчивого развития личности, общества и государства.

Каждое из этих направлений предусматривает принятие специальных мер. Например, в области природопользования национальные интересы заключаются в защите природных ресурсов от загрязнения, от разбазаривания в целях удовлетворения своих потребностей, а также потребностей других граждан в благоприятной окружающей среде1.

Однако Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе приоритетов устойчивого развития, необходимых для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, называет только экологию живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.

Представляется, что такое понимание национального приоритета не соответствует национальным интересам, не отражает в полном объеме проблему обеспечения экологической безопасности. Между тем, именно национальный интерес, отражающий потребности общества, государства и граждан, является главным двигателем правовой сферы2.

Под национальными экологическими интересами понимается потребность нации в таком состоянии окружающей среды, которое не сказывается негативно на здоровье и долголетии граждан и обеспечивает сохранность генофонда, многообразие и уникальность живой и неживой природы3. Исследуя экологические интересы, профессор М.И. Васильева отмечает их публичность, под которой она понимает интересы всего общества, составленные из интересов социальных групп и отдельных граждан, в поддержании качества окружающей природной среды, обеспечивающего жизнь, здоровье человека и его будущих поколений, в справедливом распределении выгод, получаемых от использования природных ресурсов, составляющих основу жизни и деятельности населения страны, сбалансированные с потребностями экономического роста, опосредованные правом, охраняемые и гарантируемые го-сударством4. При этом автор утверждает, что публичные экологические интересы включают в себя государственные интересы в той их части, которая отражает экологические интересы общества в целом, а также общественные интересы в той степени, которая соответствует уровню осознания и познания этих интересов и которая может быть обеспечена правовой защитой в конкретных социально-экономических, экологических и политических условиях5.

Данное утверждение вызывает сомнение, так как традиционно к публичным интересам относятся интересы общества (неопределенного круга лиц, социальной группы), государства и муниципальных образований. На государство возлагается основная обязанность реализации и защиты публичных интересов.

Публичный интерес, по мнению Ю.А. Тихомирова, в качестве концентрированного выражения общесоциальных потребностей и стремлений выступает как системообразующее явление и с юридической точки зрения характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности.

Несомненно, к публичным экологическим интересам, закрепленным в Конституции РФ, следует отнести следующие положения.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Вместе с тем ряд конституционных норм, содержащих частные экологические интересы, например, право каждого на благоприятную окружающую среду, отражают в т.ч. и публичные интересы. Реализация названного права предполагает создание благоприятных условий проживания для личности. Но в благоприятном состоянии окружающей среды заинтересовано и население муниципального образования, общество, государство.

Другой пример. Земля и другие природные ресурсы могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, но их использование возможно лишь с учетом публичного интереса – поддержания экологического благополучия.

«С учетом значимости природы как существенного публичного экологического блага, – отмечает М.М. Бринчук, – реализация публичной властью полномочий по распоряжению данной собственностью затрагивает общественные интересы и поэтому в рамках действия конституционных норм о России как демократическом, правовом, социальном государстве должна находиться под повсеместным общественным контролем»1.

Следовательно, ч. 2 ст. 36 Конституции РФ предусматривает сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Адресация конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам к личности не исключает и публичности содержащегося в ней интереса.

Следовательно, экологические интересы государства, общества и личности – не взаимоисключающие категории, наоборот, будучи самостоятельными, они носят взаимодополняющий характер.

Охрана окружающей среды, рациональное природопользование, экологическое благополучие, обеспечение экологической безопасности составляют интересы личности, общества и государства и в совокупности образуют конституционные экологические интересы . Последние следует определить как потребность в обеспечении здоровых и безопасных условий жизнедеятельности, гарантирующих нормальное функционирование Российского государства и общества.

Следует помнить, что национальные экологические интересы, сформулированные в виде стратегических задач, составляют основу экологической безопасности. Отсюда одной из важнейших задач государственной власти является обеспечение баланса интересов личности, общества и государства как важнейший принцип обеспечения национальной экологической безопасности. В этой связи необходимо учитывать соотношение государственных интересов, интересов общества и личности в экологической сфере.

Определяя стратегию конституционного регулирования новых явлений общественной жизни, следует исходить из того, что социальные противоречия, конфликты и различия во взглядах на их разрешение – дело нормальное. Конституция, текущее национальное законодательство и нормы международного права, на нормативно-правовом уровне признав сам факт существования несовпадающих интересов, конфликтов и социальных противоречий, должны предлагать эффективные правовые средства их разрешения2. Ведь «эффективность государственной власти может быть оценена по степени защиты ею интересов общества в целом и конституционных прав каждого чел овека в отдельности»3.

Статья научная