Экологические показатели устойчивого развития урбанизированных территорий

Автор: Калманова В.Б.

Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy

Рубрика: Геология. Геоэкология

Статья в выпуске: 2 т.27, 2024 года.

Бесплатный доступ

В материале обозначены экологические проблемы, актуальные для городов России. Отражено значение концепции устойчивого развития урбанизированных территорий. Предложены экологические показатели устойчивого развития городов для совершенствования нормативной базы, процессов природопользования в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности.

Экологические показатели, урбанизированные территории, устойчивое развитие, деградация окружающей среды

Короткий адрес: https://sciup.org/143183020

IDR: 143183020   |   УДК: 502.52:911.375.5:504.54.062.4   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2024-27-2-67-71

Текст научной статьи Экологические показатели устойчивого развития урбанизированных территорий

e-mail: ,

не должно ставить под сомнение благополучие будущих поколений [7, 9].

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению [10].

В России сложная экологическая ситуация во многом обусловлена нерациональным природопользованием, повышенной ресурсоемкостью промышленности, отсталой агротехнологией сельскохозяйственного производства, техническим несовершенством транспорта. Роль добывающих отраслей в структуре российской экономики не снижается, а, более того, по-прежнему имеет экспортную направленность. Добыча топливно-энергетических ресурсов, металлических руд, горнохимического сырья, рубка леса, лов рыбы ведутся экстенсивным способом, расточительно, с низким уровнем использования полезных компонентов. В результате скопились огромные массивы «отходов», терриконы вскрышных и вмещающих пород, нерекультивированные котлованы и карьеры, штабеля гниющей древесины и т.д. Обезображенные природные ландшафты становятся средой жизни людей, новым «домом» подрастающего поколения.

Важно отметить, что решение задачи устойчивого развития и поиска баланса между экономическим ростом и качеством жизни особенно остро стоит перед городами, в которых сконцентрирована большая часть населения. Кроме того, рост городского населения проходит не за счет мегаполисов, население которых превышает 10 миллионов человек, а за счет средних и крупных городов – более 60% горожан живут в городах, численность населения которых составляет 500 тысяч человек или менее. Важную роль в формировании экологической ситуации в городах играет техногенный фактор. Отсталая технология и устаревшие основные фонды, чрезмерная заводская и территориальная концентрация производства, фрагментарная экологическая инфраструктура усиливают загрязнение окружающей среды.

С течением времени преобразующее воздействие человеческого общества на окружающую среду стало превышать возможности ее самовосстановления. В настоящее время это приводит к возникновению кризисных экологических ситуаций и нарушению баланса [1, 3].

По интенсивности техногенных загрязнений современные города России можно разделить на пять категорий: I – весьма сильное загрязнение, II – сильное, III – выше среднего, IV – среднее и V – слабое. При оценке качества городов учитывались их размеры, возраст, промышленная специализация, объемы выбросов в атмосферу и сбросов в воду загрязняющих веществ, размеры зон влияния, показатели заболеваемости населения [6].

В I категорию максимального негативного воздействия вошли крупные многофункциональные города с приоритетом химического, нефтехимического, металлургического производств, как правило, построенные в годы советской власти. Ко II и III категориям относятся крупные и средние города с преобладанием металлургии и машиностроения. IV и V категории объединяют средние и малые монофункциональные города [2]. Значительная доля городского населения проживает в экологически неблагоприятных условиях. К примеру, 46% населения юга Дальнего Востока проживает в экологически опасных условиях (II категория), 31% населения попадает в условия максимального негативного воздействия (I категория) и только 3% проживает на участках с минимальными значениями негативного влияния городов.

Сложившаяся геоэкологическая обстановка в городах, значительная скорость и глубина антропогенных преобразований на их территории потребовали неотложного изучения состояния урбанизированной среды и выбора показателей устойчивого развития территории. При выборе показателей акцент сделан на экологическую сферу, так как любое производство, любая человеческая деятельность не могут существовать в отрыве от природы. Саму возможность человеческой деятельности создают природные условия и природные ресурсы, а природно-ресурсный потенциал территории влияет на уровень и качество жизни людей.

Как известно, именно экологическая сфера ярко демонстрирует так называемые «провалы рынка» и неэффективность государственного управления. Кроме того, игнорирование интересов данной сферы требует в будущем значительных инвестиций для устранения негативных последствий. Ярким подтверждением данному тезису могут служить городские свалки. При относительной «дешевизне» сооружение таких свалок по сравнению с качественной переработкой ТКО, борьба с последствиями их образования оказывается весьма дорогим мероприятием для всего городского сообщества.

В Хартии европейских городов «Charter of European Cities and Towns: Towards Sustainability», принятой в 1994 году на конференции в Ольборге, подчеркивается роль экосистемного подхода и создания системы индикаторов, на основании которых должно осуществляться управление устойчивым развитием городских территорий [11]. В том числе данные индикаторы должны учитываться в ходе процедуры оценки воздействия на окружающую среду, при проведении экологического аудита, мониторинге состояния окружающей среды. При геоэкологических исследованиях, нацелен- ных на принятие управленческих и природоохранных решений, необходимо, чтобы набор критериев был полным (охватывал все важные аспекты проблемы), действенным, дифференцированным.

Для характеристики и оценки геоэкологического состояния урбанизированной территории были выделены основные и дополнительные (вспомогательные) диагностические показатели, уточняющие основные в зависимости от типа хозяйственного использования участка. Основные показатели конкретно указывают на состояние любого природного компонента и, как правило, носят количественный характер, отображают например, содержание какого-либо химического элемента в объекте. Дополнительные показатели дают уточняющую информацию о сложившейся ситуации в городской среде, что тоже немаловажно для комплексного анализа территории, и носят в основном качественный и полуколичественный характер. Из большого количества показателей были выбраны наиболее информативные. Многие показатели представляют собой характеристики свойств в абсолютном выражении, в некоторых случаях применяются сравнительные или относительные показатели, показывающие отличия свойств, выраженные в кратности или долях от оптимального (эталонного) состояния [4, 5].

Количество выбросов загрязнителей от стационарных и передвижных источников загрязнения, а также количество отходов в первую очередь характеризуют общую экологическую ситуацию в городе и нагрузку на компоненты природной среды.

Превышение ПДК и ПДВ по основным ингредиентам – причина отклонений и преобразований практически всех компонентов городской среды. В связи с отсутствием для ряда загрязняющих веществ, а также для природных компонентов (преобразованных почв) утвержденных значений ПДК рекомендуется использовать фоновый показатель, характеризующий состояние природных компонентов на эталонных участках (непреобра-зованных, слабонарушенных). Степень экологического неблагополучия вод оценивается по обобщенному индексу загрязнения вод (ИЗВ), в основе которого лежит суммирование результатов химического анализа воды.

Одним из общепризнанных подходов к устойчивому градостроительству является планирование и зонирование территории с целью сбалансированного учета различных социальных, экономических и экологических интересов. Состояние урболандшафтов определяет соотноше- ние функциональных зон (промышленные, селитебные участки), наличие открытых пространств города и количество зеленых насаждений. Планирование и зонирование – механизмы, влияющие на ключевые причины характера землепользования и экологической ситуации, в то время как большинство других методов экологического управления имеют дело с последствиями [7]. Стратегии устойчивого развития регионов должна способствовать иерархия градостроительной документации: правила землепользования и застройки должны соответствовать утвержденному генеральному плану города, документация по планировке территории должна учитывать градостроительные регламенты, установленные правилами землепользования и застройки, и так далее. Однако зонирование территории зачастую ведется без четкого планирования, учета целевых показателей, а иногда и достаточно произвольно, в интересах конкретных субъектов градостроительной деятельности.

Для городов России в целом характерно неблагоприятное соотношение селитебных площадей и промышленных зон по сравнению с промышленно развитыми странами. Так, например, площадь промышленной застройки в городах США, Англии и ФРГ составляет 18, 16 и 25–30 м2/ чел соответственно. Для городов России, например, для Тольятти – 110 м2/чел., для Хабаровска – 87,9 м2/чел., Биробиджана – 135,3 м2/чел.

Такой показатель, как наличие открытых пространств в городе, характеризует не столько существующее состояние городской территории, сколько возможное, перспективное. Открытые пространства города – это природные, природно-антропогенные и антропогенные ландшафтные комплексы. Они включают территории, покрытые зелеными насаждениями всех видов пользования, а также пустыри, свалки, выработанные карьеры, огороды и т.д. Отдельные элементы открытого пространства являются потенциальным ресурсом для улучшения экологической ситуации в городе. Распределение и перераспределение городского земельного фонда, включая свободные пространства города, зависит от развития как промышленного производства, так и социально-культурной сферы.

Степень озеленения – важный индикатор устойчивого развития городской территории, прямо связанный с состоянием здоровья населения и санитарно-гигиеническими характеристиками среды обитания горожан. Количество зеленых насаждений общего пользования, приходящихся на одного жителя города, должно соответствовать строительным нормам и правилам [8], согласно которым озелененные территории общего пользования города должны включать общегородские озелененные территории из расчета 10 м2/чел. и жилых районов – 6 м2/чел. Кроме того, в крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует обустраивать в лесопарки и относить их дополнительно к указанным выше озелененным территориям, но не более чем 5 м2 /чел. В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10%. Площадь территории городских парков должна быть не менее 15 га, парков планировочных районов – 10 га, садов жилых районов – 3 га, скверов – 0,5 га. Причем парки и сады должны составлять не менее 70% в общем балансе озелененных территорий. Строительные нормы рекомендуют не только размеры городских и районных парков, но и время, за которое можно до них добраться. Для городских парков оно должно составлять не более 20 мин, а парков планировочных районов – не более 15 мин.

В последнее время при рассмотрении проектов застройки и реконструкции районов жилой застройки основное внимание должно уделяться соотношению объемов вырубки и посадки деревьев и кустарников.

Одним из основных показателей деградации почвы является ее техногенная преобразованность. Очень важно, чтобы в городе находилось определенное количество ненарушенных или слабо нарушенных почв с сохраненными экологическими функциями, основное назначение которых – обеспечить оптимальные условия для произрастания зеленых насаждений.

Особое влияние на состояние городской территории оказывает ее запечатанность. В связи с процессом урбанизации площадь запечатанной территории растет, а это нарушает экологические функции почв. В некоторых городах запечатан-ность территории достигает 70–80% от общей площади.

Кроме того, в систему показателей необходимо включить площади восстановленных ландшафтов. По итогу проведенных исследований, при сравнении полученных результатов с предложенными показателями, будет дана оценка развитию территории (устойчивое или нестабильное).

Таким образом, предложенные показатели позволят объективно оценить геоэкологическое состояние городской среды, степень деградации ее компонентов при наличии различных негатив- ных факторов и определить пути к устойчивому развитию территории. В последующем полученные результаты лягут в основу разработки рекомендаций по совершенствованию нормативной базы, процессов природопользования для региональных и муниципальных органов власти с целью формирования благоприятной среды жизнедеятельности.

Список литературы Экологические показатели устойчивого развития урбанизированных территорий

  • Двинских С.А. Возможности использования системного подхода в изучении географических пространственно-временных образований / С.А. Двинских, Г.В. Бельтюков. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. 245 с.
  • Заиканов В.Г. Геоэкологическая оценка территорий / В.Г. Заиканов, Т.Б. Минакова. М.: Наука, 2005. 319 с.
  • Касимов Н.С., Батоян В.В., Белякова Т.М., Моисеенков О.В., Пиковский Ю.И., Проскуряков Ю.В. Эколого-геохимические оценки городов // Вестник МГУ. Серия 5. География. 1990. № 3. С. 16-21.
  • Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. Смоленск: СГУ, 1997. 280 с.
  • Мирзеханова З.Г. Особенности экологического планирования городской территории // Города Дальнего Востока: экология и жизнь человека: материалы конференции. Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2003. С. 98-100.
  • Ратанова М.П., Колбенева Л.И., Шкирина А.И., Березин В.А. Оценка степени экологической опасности городов России для здоровья населения // Вестник МГУ. Серия 5. География. 1995. № 3. С. 56-62.
  • Рубцов В.А., Хуснутдинова С.Р. Управление развитием территории на пути устойчивого развития // Вестник Казанского ГАУ. 2009. № 1. С. 35-37.
  • СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М.: ЦЦИТП Госстроя, 1989. 9 с.
  • Концепция устойчивого развития в контексте глобализации // Мировая экономика и международные отношения . 2007. № 6. С . 66-79.
  • James Sarah. Moving Towards Sustainability in Planning and Zoning // Planning Commissioners Journal. 2002. № 47.
  • Mega Voula. Our city, our future: towards sustainable development in European cities // Environment and Urbanization, EU. 1996. Vol. 8, N 1. Р. 133-154.
Еще