Экологические проблемы и охрана флоры Приэльбрусья

Автор: Шхагапсоев С.Х., Надзирова Р.Ю.

Журнал: Фиторазнообразие Восточной Европы @phytodiveuro

Статья в выпуске: 4 т.19, 2025 года.

Бесплатный доступ

«Приэльбрусье» – туристическое название территории Большого Кавказа. Самые крупные лесные массивы из сосны Сосновского (крючковатая) – эндемика Кавказа в Кабардино-Балкарии сконцентрированы именно в Баксанском ущелье, на территории национального парка «Приэльбрусье»

Приэльбрусье, охрана, флора

Короткий адрес: https://sciup.org/148332082

IDR: 148332082   |   УДК: 502.5(1-21)   |   DOI: 10.24412/2072-8816-2025-19-4-238-241

Текст научной статьи Экологические проблемы и охрана флоры Приэльбрусья

«Приэльбрусье» – туристическое название территории Большого Кавказа начиная от западных отрогов Эльбруса до бассейнов рек Чегема и Местиачала на востоке (Alekseev et al., 1982). Согласно схеме флористического районирования Кабардино-Балкарии (Shkhagapsoev, 2015). Территория «Приэльбрусье» входит в Эльбрусский подрайон Центрально-Эльбрусского дробного флористического района (Galushko, 1978).

Разнообразие рельефа и климата, почвенного покрова и петрографического состава горообразующих пород, меняющееся во временной шкале оледенение являются факторами современного эволюционного процесса с одной стороны, формированием рефугиумов для сохранения различных экологических групп растений прошлых геологических эпох.

В центре территории возвышается двуглавый массив Эльбрус «усечённый конус в верхней части которого высятся западная (5642 м над ур. моря) и восточная (5621 м над ур. моря) вершины» (Alekseev et al., 1982).

Считается, что сегодня Приэльбрусье является одним из основных привлекательных локаций по инвестиционному потенциалу в РФ. В летний период это рекреационный экологический туризм, альпинизм и скалолазание, в зимний – горнолыжный спорт, как любительский, так и высшего мастерства. А потому, в настоящее время туризм в Кабардино-Балкарии стал одним из быстрорастущих и инвестиционных секторов экономики республики. Об этом свидетельствуют и данные Росстата. Так, около 2 млн. туристов посетили Кабардино-Балкарию в 2024 г., что на 18% выше показателя 2023 г. Согласно статистике 2/3 от общего турпотока отдохнули в Приэльбрусье; 15% от этого числа – восходители на Эльбрус. Причём в это число не входят и не учтены «туристы-однодневки», «неплановые» экскурсанты приезжающие чаще всего на личном автотранспорте. Эти цифры превышают максимально возможную рекреационную нагрузку на горные хрупкие экосистемы, как в отношении турпотока, так и в отношении автотранспорта.

К сожалению? до сегодняшнего дня не известны критериальные допустимые антропогенные нагрузки на склонах Эльбруса, где постоянно курсируют высокогорная техника (ратраки) находящаяся в частном владении, осуществляющие переводку туристов в места проведения экскурсии. Ратраки практически поднимаются до седловины Эльбруса. На его склонах находятся свалки строительного и бытового мусора; на высокогорных приютах не соблюдаются санитарные нормы пребывания; туристы устанавливают палатки в особо охраняемой зоне национального парка «Приэльбрусье», жгут костры, нет (не хватает) общественных биотуалетов. С возрастающим потоком туристов и автотуристов связано не оправданное никакими расчётами интенсивное и бессистемное частное строительство, нарушающее всякие природоохранные и экологические нормы, причём на территории национального парка и его буферной зоны.

Известно, что самые крупные лесные массивы из сосны Сосновского (крючковатая) – эндемика Кавказа в Кабардино-Балкарии сконцентрированы именно в Баксанском ущелье, на территории национального парка «Приэльбрусье». Ещё 50 лет назад, в 1985 г. правительственная комиссия Обкома КПСС отмечала, что «… 26% сосняков Приэльбрусья находятся в необратимой дегрессии…, условно здоровых деревьев – менее 25%; с механическими повреждениями 35–38%; поражённых различными болезнями деревьев свыше 20%». Комиссией установлено резкое сокращение прироста сосны по диаметру, угнетение подроста в пологе леса и т. д. Спустя практически 20 лет после комиссии академик РАН М.Ч. Залиханов предупреждал: «Проблем и бед в Приэльбрусье с каждым годом становится всё больше. Экологическая обстановка здесь продолжает ухудшаться… что может иметь непредсказуемые последствия для нашего края, его флоры и фауны» (Zalikhanov, 2003). Подтверждением этих слов является то, что после нашей последней находки (Shkhagapsoev, 1987) эндемичного вида Приэльбрусья нута балкарского ( Cicer balcaricum Galushko) поиски его в природе, в том числе в классическом месте обитания (южные каменистые осыпи окр. пос. Тегенекли) не дали положительных результатов. Это только один пример предположительно исчезнувшего вида (Teunaev, 2011).

В этой связи возникла острая проблема деятельной охраны всего ландшафтного и видового разнообразия Приэльбрусья, в особенности растительного – источника фотосинтеза, как единственного и уникального явления на Планете поддерживающее жизнь.

Известно, что Эльбрусская флора составляет более 80% родового и видового разнообразия высокогорья Большого Кавказа (Galushko, 1986). Таксономический состав Баксанского ущелья – ворота Приэльбрусья, протяжённостью около 90 км насчитывает более 1310 видов принадлежащих к 509 родам и 110 семействам (Shkhagapsoev, Guziev, 2004; Guziev, 2005), что составляет около 52% флоры Кабардино-Балкарии (Shkhagapsoev, 2015) и 20,6% флоры Российской части Кавказа (Ivanov, 2019).

Наши многолетние гербарные сборы и их анализ как целенаправленные, так и во время прохождения учебных практик студентами биологической специальности (направления) КБГУ начиная с середины 80-х годов показали, что видовое разнообразие Приэльбрусья превышает более 1050 таксонов. Здесь на верхнем пределе распространения цветковых растений (субнивальный пояс, 2900-3300 м над ур. м.) отмечены более 151 видов. Это агрегатные не сомкнутые группировки растений с эндемичными и субэндемичными видами, как Pseudoversicaria digitata , Vavilovia formosa , Sempervivum altum и S . borissovae , Linaria baxanensis и др. (всего более 35 видов).

В альпийском поясе (2600–2900) отмечены более 350 видов приуроченнык к альпийским лугам и альпийским коврам, из которых эндемичными являются Poa elbrussica , Juncus schischkinii , Onobrychis hamata , Silene macrowiczii . Субальпийский пояс (1500–1800; 2200–2400 м над ур. моря с различными типами растительности (субальпийские мезофильные луга, субальпийское высокотравье, «родореты», субальпийское криволесье) является самым насыщенным в таксономическом отношении – 620 видов (более 35% от общего числа). Среди эндемичных видов встречаются Cirsium elbrusense , C. balkharicum , C. buschiorum , Jurinea coronopifolia , Ranunculus balkharicus , Rosa baxansis , R. tschegemensis , Juncus elbrusicus (всего 24 вида).

Как отмечал ещё проф. А.И. Галушко (Galushko, 1986) «эльбрусская популяция Tragacanta aurea – самая высокогорная на Кавказе» формирующая основные заросли на уровне пояса ореоксерофитов – требует неукоснительной охраны. Из эндемичных видов встречаются Rosa adenophylla и R. uniflora , Cicer balcaricum .

Лесообразующими породами в Приэльбрусье являются Pinus sosnowckyi , Betula litwinowii и B. verrucosa .

В сосняках встречаются 415 видов (44%), в березняках – 394 (42%). Среди эндемичных и субэндемичных видов Festuca elbrussica и Rosa elongata .

Приэльбрусье представляет собой интерес и как классическое место многих высокогорных таксонов: Cerastium elbrusense, C. undulatifolium, Dianthus elbrusense, D. jaroslavii, Selene lychidea, Rosa adenophylla, R. balkharica, R. baxanensis, R. elongata, R. obtegens, R. terscolensis, R. uniflora, Cicer balcaricum, Primula meyeri, Comastoma deschyanum, Daphne baksasica, Scutellaria paradoxa, Rhinantus schischkinii, Viola meyerana, Senecio karjaginii, Festuca elbrusica, Juncus elbrusicus (Shkhagapsoev, 2015). Все перечисленные таксоны – эндемичные, реликтовые, редкие (краснокнижные), находятся под реальной угрозой уничтожения. Сокращается ежегодно численность популяций ряда орхидных Lilium monodelphum (Shkhagapsoev, 2015).

В целом, положение серьёзное и требует неотложных реальных мер охраны.

Охране должен подлежать весь природный комплекс Эльбрусского поднятия с целью изучения и охраны:

  • а)    геологического строения кавказской горной системы как конгломерата древнейших горных пород и молодых гранитно-гнейсовых пород протерозойского фундамента;

  • б)    биологического разнообразия растительного и животного мира – как основы устойчивого развития горных экосистем;

  • в)    комплексного изучения и мониторинг ледников для понимания тенденции дальнейшего развития гляциальных процессов.