Экологические табу в развитии регионального социума

Автор: Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 1, 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается влияние экологических запретов на развитие отношений социума и природы на примере становления культуры мордвы и отмечается, что именно экологические табу способны стать регулятором взаимоотношений человека и природы и способствовать решению многих проблем современности.

Культурная среда, экологические традиции, экологические табу

Короткий адрес: https://sciup.org/14933045

IDR: 14933045

Текст научной статьи Экологические табу в развитии регионального социума

Современный экологический кризис вызван не только научно-техническим прогрессом, но и, прежде всего, кризисом культуры человечества.

Стремление привести культуру разных народов к небольшому количеству стандартов, выработанных развитыми странами Европы, приводит к конфликту, так как теряется национальная составляющая и разнообразие в культуре. Такое развитие – это потеря для человечества в целом, так как веками сложившаяся культурная система различных народов есть опыт этого народа по взаимодействию с окружающим миром – природой и обществом, опыт решения специфических проблем, встававших перед этой общностью. Культурный опыт каждого народа есть важная часть опыта всей человеческой цивилизации.

Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности [1, c. 173].

История каждого народа – это не только защита родной земли от врагов, но и история его труда по преобразованию природы. Следовательно, восстановление современных естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, хотя и требует усилий всего человечества, тем не менее, движение к этой цели может и должно быть начато на региональном уровне. Поэтому для нас особый интерес представляет культура народов Мордовии, которая имеет глубокие исторические корни и не ограничивается культурой мордвы, простирается в глубь веков и тесно связана с культурой русских, татар и других народов.

Глубокое проникновение в глубину духовной жизни, быта мордовского народа позволяет выявить содержание и специфику общественных отношений в регионе, что способствует пониманию современного состояния проблем и перспектив дальнейшего развития. Кроме того, народные традиции, обряды, запечатленные в преданиях, устном народном творчестве, являются структурным базисным компонентом современной жизни.

«Об экологической культуре и традициях древней мордвы, – как пишет Г.А. Корнишина, – мы можем судить в основном по материалам народного эпоса, по легендам, преданиям, сказаниям. Образ жизни мордвина, родившегося и выросшего в крае первозданной природы, во многом обусловливал характер и специфику его духовных отношений» [2, c. 21]. Изначально отношение к природе носит прагматический характер. Отношение к стихийным силам природы

(огню, воде, ветру и т.д.) «… у мордвы было уважительное, а нередко даже благоговейное, что предполагало добрую ответную реакцию. Согласно народным представлениям, божества могли наделать немало бед и неприятностей, если во время их не умилостивить и не задобрить. С целью расположения к себе покровителей природных сил, искупления своей вины перед ними, люди проводили различные обряды, ритуалы и моления, в процессе которых они как бы намеривались добиться символического единения с природой» [3, c. 22]. Поэтому поклонения различным явления природы солнцу, огню, воде, а также породам деревьев было вызвано их хозяйственным значением.

В мифах мордвы имеет место одухотворение природы, вера в ее силу, ее воздействие на человека. Ряд языческих черт до сих пор сохранился в некоторых культах воды, огня, дерева. Согласно М.Е. Евсевьеву, с водой связаны очистительные [4, c. 367] обряды: купание на Крещение, в чистый четверг перед Пасхой; обливание водой молодежи на праздник Ивана Купалы; по традиции, до сих пор на Крещение набирают «святую» воду, которую хранят до следующего праздника; обливание водой могил умерших не своей смертью с целью вызова дождя и т.д. Бытует также культ источников, колодцев. На второй день свадьбы мокша и эрзя водят невестку к роднику или к колодцу [5, c. 135, 315].

Нравственные традиции мордвы, если говорить современным языком, включали в себя принципы гуманистического отношения к природе. Мордва воспринимала животный и растительный мир в образной форме, одухотворяла его. Как писал М.Е. Евсевьев, «Богов у мордвы было множество: они все были человекообразны, телесны, обладали способностью принимать различные виды животных, птиц и рыб...» [6, c. 395].

За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности. Обращаясь к проблеме формирования современной экологической культуры и состояния взаимоотношений общества и природы, некоторые ученые как выход, предлагают формирование и ввод в структуру экологической культуры систему запретов – табу. Человечество на протяжении своей истории в особо опасных и важных направлениях деятельности с целью самосохранения применяло табу в виде запретов, защищающих от ошибок.

В.А. Кутырев отметил, что «нужны соблюдение экологических табу, запретов в отношении природы и охрана наследственных констант человека. Они – новые Заповеди Устойчивости общества и нашего выживания в нем... Нам не хватает не знания, а воли к их выполнению. Не хватает не информации, не богатства, а способности к мудрости, которую, по-видимому, придется выстрадать. Выстрадать трудно, тяжело, через катастрофы и потери – на грани» [7, c. 65].

В работе «Табу эволюции и табу цивилизации» Ю.Б. Магаршак пишет: «При… кажущейся абсолютной свободе глобального направления эволюции, существует «табу», через которые эволюция не переступала никогда за редчайшими исключениями. Эти принципы (табу) в мире живого не нарушаются даже тогда, когда, казалось бы, они могут дать преимущество в борьбе за выживание» [8, c. 58].

Имея в виду историческое развитие мордвы, Г.А. Корнишина отмечает, что «в столкновениях с силами природы, в упорном труде и круговороте обыденной жизни крепчал дух народа и выкристаллизовывалась мудрая жизненная философия предков, которая стала истоком их экологических традиций и ценностных установок. Вырабатывался целый пласт представлений и культовых обрядов, регулирующих взаимоотношения человека и природы, а также человека с другими людьми или группой людей. Совершенствуясь и дополняясь в течение тысячелетий, одни из этих правил превратились в систему религиозных верований и запретов (табу), другие остались на стадии народной этики [9, c. 21].

Объекты народного поклонения, у мордвы в качестве таковых часто использовались часть природного ландшафта, в общественном сознании священны и неприкосновенны и охраняются запретами, нормами морали.

Особое значение придается воде. Вода воспринимается как сила, приносящая добро, но в зависимости от отношения к ней людей, может по-разному проявить себя. У населения сохраняются традиции охраны родников, колодцев – оберегается их чистота. Так, к колодцу никогда не ходят с грязными ведрами. Ведра принято мыть дома; женщину, пришедшую с грязными ведрами к колодцу, село будет считать неряхой и нерадивой хозяйкой. В воду не сливают помои. Обычай запрещает засорять колодец и местность вокруг него; так, вблизи колодца не оплавляются – виновных в этом детей строго наказывают. Сам колодец чистят, потому, как если его забросить, около него начинают происходить беды. Водные источники считаются священными, и вокруг них поддерживается чистота. Традиционно полевые ключи оформлялись в срубы.

Сохранились запреты в отношении растительного и животного мира. Нельзя работать и ходить в лес на Духов день, Троицу, Ильин день: Земля именинница, она отдыхает и дышит.

Воздвижение – день змей: в лес не ходят. Нельзя охотиться на уток летом, когда они сидят на гнездах.

Возьмешь в руки лягушку или жабу, а тем более убьешь ее, то заболеет мать; пауков нельзя убивать – плохое известие придет; нельзя срывать желтые цветы, иначе будет буря. Обычно эти вещи говорят маленьким детям, однако смысл этих фраз очевиден – это воспитание детей, с маленького возраста на уровне рефлексов, бережного отношения к окружающей природе, для того чтобы не было бессмысленного уничтожения.

Такое понимание ответственности за свой поступок проявляется в большом количестве примет, которые учат человека общаться с окружающим природным миром в присутствии многообразных мифологических образов, призванных оберегать, предупреждать, наказывать. Неосторожность, нарушение норм поведения приводили к беде.

В работе «Экологическое воззрение мордвы» Г.А. Корнишина, раскрывая социальную функцию общественных мест моления, жертвоприношения, пишет: «Общественные моления мордва обычно проводила у какого-то водного источника (реки, ручья, родника и др.), на опушке леса, у почитаемых деревьев. Более архаичными местами проведения озкасов служили горы, лесные поляны, а после массового уничтожения лесов – священные рощи, оставшиеся от прежних молебных полян» [10, с. 62].

С сакральными местами был связан огромный пласт культуры, ценностные отношения людей между собой. Священные места запрещалось загрязнять, запрещались все действия, ориентированные на загрязнение, разрушение, опустошение, ссоры, драки, применение в речи брани, ругань. В данном случае эти места выступали пространством доброты, чистоты, выполняли функции как эколого-воспитательные, духовные, так и оздоровительные. Деревья, цветы, травы выступали как носители животворящих сил природы, символы плодородия, а огонь и вода применялись в качестве очистителей, лечебных средств и оберега [11, с. 73].

Культура народа, в том числе и народов Мордовии, как социальный институт вносит в жизнь такие общезначимые ценностные установки, как бережное отношение к окружающей природе, сбалансированное ведение хозяйства, почитание родителей, престарелых, женщин, самоценность чести и достоинства, верность данному слову. На наш взгляд, эти национальные особенности могут способствовать решению многих проблем современности, в том числе экологических.

Ссылки:

  • 1.    Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. 1979. № 7. С. 173–179.

  • 2.    Корнишина Г.А. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект): монография. Саранск, 2008.

  • 3.    Там же.

  • 4.    Евсевьев М.Е. Историко-этнографические исследования // Избранные труды. В 5 ч. Саранск, 1966.

  • 5.    Там же.

  • 6.    Там же.

  • 7.    Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 56–65.

  • 8.    Магаршак Ю.Б. Табу эволюции и табу цивилизации. URL: http://isjaee.hydrogen.ru/pdf/-3_2006magarshak.pdf . С. 58–60.

  • 9.    Корнишина Г.А. Указ. соч.

  • 10.    Там же.

  • 11.    Там же.

Список литературы Экологические табу в развитии регионального социума

  • Лихачев Д.С. Экология культуры//Москва. 1979. № 7. С. 173-179.
  • Корнишина Г.А. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект): монография. Саранск, 2008.
  • Евсевьев М.Е. Историко-этнографические исследования//Избранные труды. В 5 ч. Саранск, 1966.
  • Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия//Вопросы философии. 2001. № 8. С. 56-65.
  • Магаршак Ю.Б. Табу эволюции и табу цивилизации. URL: http://isjaee.hydrogen.ru/pdf/-3_2006magarshak.pdf. С. 58-60.
Статья научная