Экологический мониторинг йододефицита в Самарской области и результаты йодопрофилактики
Автор: Краснова Т.Б., Розенберг Г.С.
Журнал: Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии @ssc-sl
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 1 т.18, 2009 года.
Бесплатный доступ
В работе представлен анализ экологического мониторинга йодного дефицита (ЙД) по Самарской области в целом и в районах области за период с 1999 года по июнь 2008 года. Оценка ЙД проводилась по эпидемиологическому критерию ЙД, утвержденному ВОЗ - неонатальной гипертиреотропинемии, определяемой в ходе неонатального скрининга на врожденный гипотиреоз. Проанализирована эффективность мероприятий по йодной профилактике.
Йододефицит, неонатальная гипертиреотропинемия, экологический мониторинг, самарская область
Короткий адрес: https://sciup.org/148314758
IDR: 148314758
Текст краткого сообщения Экологический мониторинг йододефицита в Самарской области и результаты йодопрофилактики
В современной экологии все более актуальной становится проблема экологического мониторинга – системы контроля параметров окружающей среды, в том числе антропогенного загрязнения. Повсеместная урбанизация, как правило, ведет к негативным последствиям для биосферы и экологии. Среди них загрязнение окружающей среды, неконтролируемый рост отходов производства и потребления, деградация растительности и как следствие – ухудшение показателей здоровья населения, проживающего в урбанизированных районах. Для оценки степени негативных изменений осуществляют экологический мониторинг – систему наблюдений и контроля за изменениями в составе и функциях экологических систем (Израэль, 1984).
Неблагоприятные экологические изменения среды обитания напрямую отражаются на заболеваемости населения (Куролап, 1998). Но показателем качества окружающей среды является не только заболеваемость, но и так называемый «скрытый голод» по некоторым микроэлементам, необходимым для нормального протекания биохимических процессов в здоровом организме. Одним из таких микроэлементов является йод. Главным фактором, определяющим изначальный дефицит йода в организме человека, является характерное для данной местности низкое содержание данного микроэлемента в почве, грунтовых водах и, как следствие, – в продуктах питания. Это явление принято называть «природной йодной эндемией» (Проблемы эндокринологии, 1999). На сегодняшний день во всем мире остро стоит проблема йододе-
* Татьяна Борисовна Краснова, Врач-лаборант генетик; Геннадий Самуилович Розенберг, директор института.
фицита (ЙД). В Российской Федерации многие районы также относятся к регионам с ЙД, в общей сложности около 100 млн. россиян подвергаются риску развития йододефицитных заболеваний (ЙДЗ), среди них – 32,8 млн. детей (Карл де Рой, 2007).
Самарская область относится к регионам с умеренным йододефицитом (ЙД). Однако, в ходе мониторинга выявлены города и районы области, в которых на протяжении многих лет сохраняется тяжелый ЙД: г. Жигулевск, Сызранский и Исаклинский районы. Сам по себе ЙД не является прямой причиной болезненных состояний, но постоянная нехватка йода может привести к тяжелым последствиям. Актуальность борьбы с ЙД подтверждается нижеследующими аргументами. По статистики, дефицит йода в питании является самой причиной поражения головного мозга и нарушения данным мировой распространенной интеллектуального
развития у детей. При этом ЙД является практически единственным фактором, влияние которого можно предупредить адекватными методами йодной профилактики (ЙП) (Дедов и др., 2006).
Недостаточностью йода обуславливается широкий спектр йододефицитных заболеваний и расстройств (ЙДЗ) (iodine deficiency disorders - IDD). Среди них такие, как гипотиреоз, эндемический диффузный и узловой зоб, невынашивание беременности, умственная и физическая отсталость у детей, кретинизм, снижение резистентности организма к заболеваниям инфекционного происхождения. Причиной низкой иммунной реактивности являются, среди прочих, различные эндокринные заболевания и гормонодефицитные состояния (Воеводин и соавт., 2006; Шакина и др., 2005). Для Российской Федерации наиболее актуальными являются йододефицитные состояния у детей и подростков (Дедов и др.., 2004; Баранов и др., 2005).
Прямо или опосредованно уровень потребления йода определяет возможности организма по обеспечению реализации генетической программы интеллектуального и физического развития и его устойчивости к факторам внешней среды и болезням (Valdivieso et al., 2006). Значимость проблемы ЙД усиливается еще и тем, что йод практически повсеместно находится в природе в крайне низком (следовом) количестве и при отсутствии адекватных профилактических мероприятий дефицит йода становится стабильным компонентом биосферы, оказывающим неблагоприятное воздействие на состояние здоровья конкретных людей и нации в целом (Reiterer, Borkenstein, 2003).
Мониторинг "среда-здоровье" (медико-экологический мониторинг) принято определять, как систему организационно-технических и профилактических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за состоянием среды обитания, здоровья населения, их оценку и прогнозирование, а также действий, на- правленных на выявление, предупреждение и устранение влияния вредных факторов среды обитания (факторов риска) на здоровье населения (Куролап, 1998).
В Самарской области мониторинг ЙД ведется с 1999 г. В качестве индикатора ЙД используется показатель неонатальной гипертиреотропинемии (НГТ). В 1994 г. ВОЗ утвердила эпидемиологические критерии степени тяжести йодного дефицита: в зависимости от соотношения суммы проб с НГТ и общего объема выборки выделялись группы с разной степенью ЙД. Если процент случаев с НГТ среди новорожденных составлял от 0 до 2,9%, это соответствовало отсутствию дефицита йода. Если процент проб с НГТ составлял от 3 до 19,9%, это соответствовало легкой степени ЙД;
если процент проб с НГТ составлял от 20 до 39,9%, это соответствовало умеренной степени ЙД; если процент проб с НГТ составлял 40% и выше, это соответствовало тяжелой степени ЙД (WHO, UNICEF and ICCIDD, 1994). Этот метод мониторинга ЙД удобен тем, что проводится в рамках неонатального скрининга на врожденный гипотиреоз. Его преимуществом является тот факт, что при проведении скрининга обследуются все новорожденные дети на 4–5 сутки жизни безотборочно. Таким образом, скринируемая группа представляет собой сплошной срез населения Самарской области данного возраста, что позволяет получить достоверные результаты на очень широкой выборке. Этот метод соответствует принципам выявления связей в системе «среда-здоровье», описанным рядом авторов (Куролап., 1998; Сает и др., 1990). Данная методология базируется обычно на следующем подходе:
-
1. При оценке воздействия окружающей среды на здоровье населения рационально в качестве основного параметра общественного здоровья выбирать детскую заболеваемость. Детский контингент является наиболее удобной индикаторной группой, отражающей реакцию коренного населения на вредные воздействия факторов среды. Дети не испытывают непосредственного влияния профессиональных вредностей. Кроме того, из-за анатомофизиологических особенностей они более чувствительны к качеству среды обитания, а сроки проявления неблагоприятных эффектов у них короче. Это повышает достоверность медико-статистических исследований, позволяя делать более объективные выводы об экологической обусловленности заболеваний.
-
2. В подавляющем большинстве случаев в связи с загрязнением окружающей среды наблюдается однотипная структура изменения показателей здоровья детей. В частности, типичные отклики организма на уровень атмосферного и почвенного загрязнения среды образуют ряд (в порядке убывания): 1) иммунологическая реактивность; 2) острые заболевания органов дыхания аллергического характера; 3) отклонения от нормы функциональных и физиологических показателей, как то: увеличение числа лейкоцитов в крови при снижении гемоглобина (анемия) и нарушение гармонического физического развития; 4) рост хронических заболеваний; 5) увеличение частоты новообразований, болезней крови, системы кровообращения, врожденных аномалий, реагирующих на качество среды обитания (Сает и др., 1990).
По результатам мониторинга ЙД в Самарской области за период с 1999 по 2004 гг. установлена корреляция между ЙД и следующими группами веществ антропогенного загрязнения: уровнем загрязненности поверхностных водных источников сточными водами, загрязнением атмосферы оксидами азота и летучими органическими соединениями (ЛОС). Чем в большей степе- ни проявляются данные загрязнения, тем выше уровень НГТ в популяции, т.е.
ЙД.
тем тяжелее степень
Факторы риска – это условия окружающей среды, существенно повышающие риск возникновения заболеваний населения. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов ВОЗ, здоровье человека и его заболеваемость определяются по крайней мере четырьмя группами факторов, проявляющихся в следующем соотношении: 1) медико-генетическими (20%), 2) образом жизни и качеством питания (50%), 3) состоянием окружающей среды
(20%), 4) уровнем развития здравоохранения (10%) (Келлер и др., 1993). Вопросы количественной оценки вклада каждой группы факторов в общую структуру заболеваемости населения важны среди прочего и экономически, так как определяют объем и специфику профилактических мероприятий. (Ку- ролап, 1998).
Профилактика ЙД осуществляется разными путями. Существует массо- вая, групповая и индивидуальная профилактика ЙД. В рамках массовой ЙП необходимо разрабатывать и внедрять программы, которые позволили бы снизить у населения уровень йодной недостаточности и обусловленной ею заболеваемости, в первую очередь среди детей, улучшить состояние здоровья населения. Для этого необходимо обеспечить экономические условия для развития и внедрения на отечественных предприятиях прогрессивных технологий производства йодированной соли (Бурумкулова, 2001). Групповая ЙП предусматривает назначение препаратов йода под контролем специалистов в группах наибольшего риска развития ЙДЗ – дети, подростки, особенно в организованных коллективах (детские сады, школы, интернаты); беременные и кормящие женщины. Индивидуальная ЙП заключается в употреблении продуктов с повышенным содержанием йода (морская рыба, другие морепродукты), а также лекарственных препаратов, которые обеспечивают поступление физиологического количества йода в организм человека. Индивидуальная ЙП проводится у пациентов, которые завершили курс лечения эндемического зо- ба; при положительном анамнезе в семье; в семьях, временно проживающих в эндемичном по ЙД регионе.
Необходимость обеспечения йодом человека на протяжении всей жизни связана ещё и с тем, что йод относится к эссенциальным микроэлементам, ко- торые не обладают способностью накапливаться в организме и потому должны постоянно пополняться с пищей (Велданова, 2001).
В Самарской области с 2007 года начато внедрение групповой и индивидуальной ЙП среди беременных женщин. В 2008 г. препараты йода включены в список медикаментов, получаемых женщинами бесплатно по родовым сер- тификатам. Выбор беременных женщин в качестве приоритетной группы для ЙП очевиден. Беременные и кормящие имеют наибольший риск развития йо- додефицитных расстройств, так как потребность в йоде в этот период увеличивается в несколько раз (Агейкин, Артамонов, 2000; Кобозева, Гуркин, 1986;
Glinoer, 1997).
Йодная недостаточность матери является одной из причин преждевре- менных родов, мертворождений и рождения детей с низкой массой тела (в мире ежегодно рождается около 24 млн. маловесных детей, что составляет
Таблица
Степень йододефицита по районам и городам Самарской области. Результаты йодопрофилактики
Выборка за 5 лет (19992003) |
Среднее за 5 лет (1999-2003) Базовый % НГТ |
Выборка За 9 лет (19992007) |
Среднее за 9 лет (1999-2007) % НГТ |
2007 г. (выборка) |
2007 г. % НГТ |
Янв- июнь 2008 г. (выборка) |
Янв-июнь 2008 г. % НГТ |
|
Область: СОКБ, ОКД, УЗО |
22 425 |
19,57 |
45 192 |
13,55 |
5 264 |
10,18 |
2 813 |
10,63 |
Самара |
29 493 |
20,47 |
66 873 |
12,65 |
9 795 |
9,18 |
4 647 |
7,66 |
Тольятти |
31 126 |
21,33 |
65 171 |
16,17 |
8 751 |
7,54 |
4 493 |
6,68 |
Жигулевск |
1 937 |
53,81 |
3 676 |
45,92 |
431 |
55,45 |
221 |
41,18 |
Нефтегорск |
1 117 |
18,94 |
2 224 |
15,93 |
291 |
17,52 |
151 |
18,54 |
Новокуйбышевск |
3 354 |
11,87 |
6 576 |
14,48 |
777 |
17,76 |
441 |
13,61 |
Октябрьск |
496 |
3,95 |
955 |
6,19 |
116 |
6,03 |
46 |
0 |
Отрадный |
1 458 |
17,33 |
2 693 |
15,02 |
334 |
11,38 |
150 |
10,67 |
Сызрань |
8 382 |
41,76 |
17 124 |
30,57 |
2 393 |
28,12 |
1 260 |
28,57 |
Чапаевск |
2 438 |
37,01 |
5 161 |
13,31 |
811 |
6,41 |
351 |
10,26 |
Алексеевка |
398 |
17,91 |
664 |
13,16 |
66 |
16,67 |
42 |
2,38 |
Безенчук |
1 433 |
21,25 |
2 664 |
17,15 |
309 |
10,36 |
156 |
14,74 |
Богатое |
310 |
32,14 |
559 |
27,98 |
75 |
25,33 |
49 |
10,20 |
Больш. Глушица |
514 |
2,35 |
883 |
2,77 |
105 |
4,76 |
52 |
0 |
Больш. Черниговка |
831 |
25,04 |
1 397 |
10,04 |
161 |
3,73 |
68 |
0 |
Борское |
721 |
29,33 |
1 435 |
24,13 |
183 |
21,86 |
90 |
11,11 |
Волжский |
86 |
27,72 |
86 |
27,72 |
- |
|||
Исаклы |
555 |
40,14 |
986 |
40,55 |
108 |
47,22 |
51 |
54,90 |
Кинель |
2 911 |
14,59 |
5 649 |
9,47 |
764 |
8,77 |
365 |
9,04 |
Кинель- Черкассы |
1 253 |
5,53 |
2 422 |
7,35 |
362 |
8,01 |
179 |
8,94 |
Клявлино |
550 |
14,04 |
857 |
12,87 |
97 |
13,40 |
54 |
12,96 |
Кошки |
581 |
20,50 |
1 111 |
20,85 |
140 |
21,43 |
41 |
17,07 |
Красноармейский |
170 |
17,76 |
367 |
16,86 |
56 |
23,21 |
39 |
20,51 |
Красный Яр |
725 |
4,41 |
1 697 |
4,58 |
310 |
4,19 |
128 |
1,56 |
Пестравка |
462 |
7,73 |
473 |
9,42 |
126 |
11,11 |
31 |
9,68 |
Похвистнево |
1 970 |
30,82 |
4 232 |
25,27 |
679 |
19,88 |
307 |
19,22 |
Приволжье |
694 |
23,96 |
1 316 |
21,12 |
200 |
23,50 |
97 |
21,65 |
Сергиевск |
1 404 |
8,61 |
2 862 |
8,60 |
390 |
8,72 |
180 |
3,33 |
Челно-Вершины |
495 |
7,92 |
813 |
4,96 |
94 |
3,19 |
47 |
2,13 |
Хворостянка |
425 |
27,16 |
748 |
30,86 |
74 |
36,49 |
58 |
29,31 |
Шентала |
561 |
30,46 |
992 |
24,68 |
114 |
28,95 |
62 |
16,13 |
ВЫБОРКА |
119 275 |
248 326 |
33 382 |
16 691 |
||||
ПО ОБЛАСТИ (средн.) |
21,14 |
16,32 |
11,79 |
10,79 |
17% от общего количества новорожденных) (Щеплягина и др., 2002). Показано, что функционирование гипофизарно-тиреоидной системы у плода непосредственно зависит от поступления йода из материнского организма. ЙД во время беременности является одним из факторов высокого риска развития осложнений беременности, родов, нарушений состояния плода, здоровья новорожденного и детей в постнатальный период (Нестеренко и др., 2002; Щеп-лягина, Коваленко, 2003). Уровень перинатальных потерь у женщин с зобом в
3,5 раза выше, чем у женщин без патологии щитовидной железы (Никитина, 2003).
В организме женщины происходят значительные гормональные и метаболические изменения именно в период гестации. Эти изменения приводят к нарушениям биохимических параметров, в частности к нарушениям функции щитовидной железы. При проведении ЙП и поступлении в организм беременной женщины достаточного количества йода функция щитовидной железы перестраивается и поддерживается до завершения гестации в рамках эути-реоза (Ионова, 1999). У плода щитовидная железа начинает активно функционировать начиная со второй половины беременности. Следовательно, безусловно важный для человека тиреоидный эффект в первой половине беременности, определяющий формирование и реализацию важнейших функций мозга, полностью зависит от уровня тиреоидных гормонов матери, т.е. от уровня функционирования ее щитовидной железы (Лещенко, 2007). Доказано, что беременность в условиях даже легкого ЙД сопровождается повышенным риском развития зоба, а также риском гестационной гипотироксинемии. Эти риски также позволяет предотвратить групповая или индивидуальная ЙП (Лесникова, 2003).
Результаты ЙП, проводимой в Самарской области в 2007-2008 г., наглядно показаны в табл. 1. Проведено сравнение базовых величин ЙД по районам и городам области (данные за 5 лет: с 1999 по 2003 г.г.), величин ЙД, полученных за 9 лет мониторинга (средние за период с 1999 по 2007 г.г.) и ЙД, рассчитанного по результатам экологического мониторинга в 2007 году и за период с января по июнь 2008 года. Результатом проводимой ЙП стало снижение ЙД по области в целом: по сравнению со средней величиной ЙД за 9 лет – 16,32%, в 2007 г. – 11,79%, в первом полугодии 2008 г. – 10,79%. В ряде городов и районов области показатели НГТ в 2008 г. свидетельствуют об отсутствии ЙД: г. Октябрьск, Большеглушицкий, Большечерниговский, Чел-но-Вершинский районы. Значительно улучшились показатели по ЙД в городах: Самаре, Тольятти, Отрадном; районах: Алексеевском, Богатовском, Борском и Шенталинском. По-прежнему тяжелый ЙД сохраняется в г. Жигулев-ске и Исаклинском районе. Сызранский район из разряда районов с тяжелым ЙД перешел в разряд районов с умеренным ЙД. В целом по области в 75% районах показатели по ЙД улучшились.
С возрастом, при отсутствии адекватной профилактики, ЙД только нарастает, что подтверждается соответствующими исследованиями (Щеплягина и др., 2002). Это обстоятельство подтверждает необходимость проведения ЙП во всех возрастных группах населения, не ограничиваясь беременными женщинами. Необходимо также продолжать проведение экологического мониторинга ЙД для контроля эффективности мероприятий ЙП и контроля уровня ЙД в городах и районах Самарской области.
Список литературы Экологический мониторинг йододефицита в Самарской области и результаты йодопрофилактики
- Агейкин В.А., Артамонов Р.Г. Дисфункция щитовидной железы у новорожденных и грудных детей, родившихся у матерей с заболеваниями щитовидной железы. Российский педиатрический журнал. 2000 №5. С. 61-63.
- Бурумкулова Ф.Ф., Герасимов Г.А. Заболевания щитовидной железы и беременность//Проблемы эндокринологии. 1998. № 2. С. 27-32.
- Велданова М.В. Проблемы дефицита йода с позиции врача//Проблемы эндокринологии. 2001. Т. 47, № 5. С. 10-13
- Воеводин Д.А., Розанова Г.Н. Цитокиногормональные взаимодействия: положение об иммуноэндокринной регуляторной системе//Педиатрия, 2006. № 1. С. 95-102.
- Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Трошина Е.А. и соавт. Профилактика и лечение йододефицитных заболеваний в группах повышенного риска (пособие для врачей). М., 2004. 55 с.