Экономическая модель Китая: современные особенности

Автор: Гарипова В.В., Коба А.В., Муртазина Г.Ф., Харитонова Ю.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 1-3 (10), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140106891

IDR: 140106891

Текст статьи Экономическая модель Китая: современные особенности

В течение последних 30 лет Китай успешно проводил в жизнь политику «управляемого капитализма», когда экономический рост достигается за счет больших объёмов экспорта и инвестиций, государство же поддерживает недооцененный курс национальной валюты для стимулирования экспорта и контролирует взаимоотношения банков и промышленных предприятий, предоставляя последним значительные преференции.

Успешной реализации данной модели способствовали следующие факторы:

  • 1)    Большой рынок дешевой рабочей силы. Население Китая в 1982 г. перевалило за отметку в 1 миллиард человек, в 2012 г. население составляло уже 1 миллиард 351 миллион человек. В 80-х годах большая часть рабочей силы (более 60%) была занята в сельском хозяйстве. Низкооплачиваемые сельские жители в результате урбанизации и миграции в индустриальные районы страны способствовали быстрому росту производительности труда и высокой конкурентоспособности товаров на мировых рынках из-за низких зарплат.

  • 2)    Высокое процентное соотношение сбережений в доходе домохозяйств благодаря растущей доле трудоспособного населения и неразвитости финансового рынка и социального страхования. При закрытом счете капитала инвестировать можно было только внутри страны, а установленные низкие банковские ставки по депозитам, а следовательно и по кредитам для госпредприятий вынуждали население фактически субсидировать ускоренную индустриализацию страны и рост капиталовооруженности предприятий.

  • 3)    Тандем Китая и США. Взаимовыгодное сотрудничество Китая и США, которое выразилось в поддержке обесцененного юаня китайским правительством путем пополнения долларовых резервов через закупку гособлигаций США. Америка же получила возможность таким образом финансировать свой торговый дефицит и повышенное внутреннее потребление.

Данная модель экономического роста оказалась успешной по многим параметрам. Рост ВВП за период 1990-2008 года в среднем составлял 10% в год. В 2011 году Китай обогнал Японию по объему ВВП без учета паритета покупательной способности (ППС), и стал второй по размеру мировой экономикой после США. Доля Китая в мировом ВВП (без учета ППС) и в международной торговле товарами и услугами в 2011 году превысила 10%.

Однако, экспортно- и инвестиционно-ориентированные модели накопили ряд дисбалансов и по большому счету исчерпали себя, о чем ярко свидетельствуют неукоснительно снижающие темпы роста ВВП Китая.

Вклад чистого экспорта в ВВП в последние годы нулевой или отрицательный, несмотря на сохраняющийся внушительный торговый профицит. Медленно, но верно ухудшаются условия торговли - курс юаня вырос за 2011-12 года на 8,4%. Суммарный приток в резервы ЦБ за 2012 год составил всего $110 млрд. – минимум с 2003 года. Такой низкий показатель можно объяснить тем, что приток валюты от торговли был скомпенсирован оттоком капитала на фоне замедления экономики.

Риски для экономики Китая:

  • 1.    Неустойчивое состояние глобальной экономики, в том числе и в развитых странах, на которые приходится большая часть экспорта в ВВП Китая.

  • 2.    Массовое возвращение производств в США, вызванное как удорожанием рабочей силы в Китае, так и сланцевой революцией в США (дешевые энергоносители).

  • 3.    Усиливающийся отток капитала ввиду ухудшения экономических перспектив и в результате разворачивания политики снижения неравенства в обществе, учитывая большую концентрацию собственности в околовластных кругах, а следовательно и сопутствующее сжатие денежной массы и уменьшение валютных резервов НБК.

  • 4.    Разрастание теневого банковского сектора. «Финансовые репрессии» на внутреннем рынка капитала в виде искусственно низких ставок по депозитам, которые фактически заставляют домохозяйства субсидировать банки и промышленность по мере развития финансового сектора привели к развитию теневой банковской системы.

  • 5.    Искажающее присутствие государства в экономике, в виде преференций компаниям с государственным участием - последние имеют доступ к банковскому кредитованию, в отличие от средних и мелких предприятий, которые вынуждены кредитоваться под высокие проценты, прибегая к услугам теневого банковского сектора.

  • 6.    Надувание пузыря на рынке недвижимости.

  • 7.    Повышенная (и растущая в последнее время) доля инвестиций в ВВП. Китай прошел через глобальный кризис 2008-09 годов, положившись на стимулирование инвестиций путем вливания средств в экономику через контролируемую государством банковскую систему. Стратегия была успешной в плане поддержки темпов роста, однако одновременно еще больше усилила вклад инвестиций в ВВП, разогрела рынок недвижимости, а в Китае сейчас можно наблюдать множество примеров жилых кварталов, где никто не живет (так называемые «города-призраки»), незагруженных офисных помещений, неиспользуемой транспортной инфраструктуры.

  • 8.    Растущий быстрыми темпами долг местных правительств и госкомпаний. Государственный долг составляет скромные 25% ВВП, однако если приплюсовать обязательства местных правительств и госкомпаний, то эта цифра превысит 80%. Тем не менее, если высокие темпы экономического роста сохранятся, такая долговая нагрузка не является значительной, а подконтрольный банковский сектор поможет сгладить проблемы с потенциальными плохими займами местных правительств.

  • 9.    Ухудшение демографической ситуации как следствие политики ограничения рождаемости. В ближайшие 30 лет население Китая будет стареть опережающими темпами.

  • 10.    Политические риски. Нарастание коррупции и расслоения общества по доходам.

Причем две такие задачи, как необходимость гладкого разрешения проблем в банковском секторе (плохие долги, как старые, так и новые) и на рынке недвижимости (недопущение резкого падения цен и паники инвесторов) тесно взаимосвязаны, так как местные правительства были одновременно крупнейшими заемщиками коммерческих банков и инвесторами в объекты недвижимости и инфраструктуры в своих провинциях.

Все вышеперечисленные риски обуславливают необходимость смены модели экономического развития с экспортно-, а затем инвестиционноориентированной, на модель, поощряющую внутренний спрос. При этом данная смена не является однозначно легкой и представляет собой задачу со многими неизвестными, учитывая исчерпание в ближайшем будущем резервов роста уровня зарплат без потери конкурентоспособности на мировых рынках, а также историческую склонность китайцев к сбережениям (в 1990х домохозяйства сберегали 20% доходов, а в 2009 году уже 30%). Склонность к сбережениям должна уменьшаться по мере развития социального страхования и пенсионной системы.

"Экономика и социум" №1(10) 2014

Статья