Экономическая нравственность - фундамент устойчивого развития страны и общества

Автор: Аликперова Наталья Валерьевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Идеи и смыслы

Статья в выпуске: 7, 2018 года.

Бесплатный доступ

Экономическая жизнь современной России ставит множество острых вопросов, среди которых особую значимость приобретает проблема созидания в обществе и экономике нравственности, которая является фундаментом устойчивого, полноценного, эффективного развития любого государства. Актуальность данного вопроса обостряется на фоне тех проблем, которые мы наблюдаем в России в последние десятилетия: это высокий уровень экономической преступности и экономической эксплуатации, возникающий в результате алчности и эгоизма некоторых представителей бизнеса, в т.ч. иногда и не без помощи государственных деятелей; повсеместная коррупция; рост теневой экономики; падение нравственных устоев; снижение уровня образования, здравоохранения, науки, культуры.

Еще

Экономическая нравственность, экономика, общество, финансовая грамотность, экономическое развитие

Короткий адрес: https://sciup.org/170170760

IDR: 170170760   |   DOI: 10.31171/vlast.v26i7.5955

Текст научной статьи Экономическая нравственность - фундамент устойчивого развития страны и общества

П еред нашей страной, a возможно, и перед всем миром стоит актуальнейшая проблема – проблема нравственности, нравственности в экономике.

Общество только начинает задумываться над этим вопросом: у кого-то он вызывает недоумение, у кого-то – поддержку. Единого мнения по этому поводу пока нет.

Еще древнегреческий мыслитель Аристотель в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Природа дала человеку оружие – интеллект и нравственность». Если в результате осуществления не одной научно-технической революции в развитии общественного интеллекта сомнений нет, и эволюция интеллектуального компонента очевидна, то наличие нравственной составляющей вызывает много вопросов.

Экономика и нравственность… Казалось бы, что между ними общего? Первое из этих двух понятий – явление сугубо материальное, отражающее процесс товарно-денежного производства в результате взаимодействия основных хозяйствующих субъектов и выражающееся в объективных макро- и микроэкономических показателях эффективности их деятельности. Второе понятие традиционно связывают с духовной сферой жизни общества, с определенными этическими и моральными нормами поведения людей; это критерий, который показывает, на каком уровне развития находится общество.

Но возможно ли ведение хозяйства в рамках нравственности? Сомнений нет. Однако на практике свободная воля индивида в ведении своего хозяйства оказывается настолько извращенной, что вызывает различного рода негативные последствия в виде череды кризисов, которые мы наблюдаем в конце XX – начале XXI в.

Безмерное стремление к обогащению определенной части населения – вот краеугольный камень всех проблем человечества. Безнравственное общество характеризуется неэффективной экономикой [Швецов 2011: 3].

Профессор В.А. Ефимов называет подход, по которому устроено наше общество, счетно-финансовым. Это такой подход, при котором все действия ока- зываются оправданными, если они приносят максимальную прибыль. Такой подход приводит к разграблению всех ресурсов долгосрочной перспективы, не имеет стратегической направленности1.

Давно уже общепризнано, что нравственные проблемы возникают на рынке ежедневно и ежечасно. Это не только проблемы экономической преступности и экономической эксплуатации, возникающие в результате алчности и эгоизма некоторых предпринимателей, в т.ч. иногда и не без помощи государственных деятелей. Безнравственность создает негативный синергетический эффект в виде коррупции, теневой экономики, падения нравственных устоев, снижения уровней образования, здравоохранения, науки, культуры.

Нравственные проблемы присутствуют в повседневной управленческой работе, в процессе принятия решений менеджерами, рабочими, руководителями. И это происходит во всем мире и включает такие проблемы, как коррупция, охрана труда и безопасность на рабочем месте, система найма и увольнения работников, права наемных работников, преступность «белых воротничков», различные виды дискриминации, надежность и безопасность для здоровья производимой продукции, справедливая оплата труда2.

Подобные нравственные дилеммы характерны и для макроэкономического уровня. Они возникают, когда правительства и государственные органы, международные организации и корпорации, принимая какие-то экономические решения, тем самым воздействуют на общество, окружающую среду (например, оправданы ли высокие темпы экономического развития, если это загрязняет окружающую среду?), распределение доходов, социальное расслоение и т.д.

По данным Глобального отчета о богатстве, представленного в 2017 г. научноисследовательским институтом Credit Suisse , 45,9% всех богатств (активы на сумму более 1 млн долл. на 1 чел.) сосредоточены в руках 0,7% взрослого населения нашей планеты, тогда как 70,1% взрослого населения имеют в своем распоряжении всего лишь 2,7% богатств (активы на сумму менее 10 тыс. долл на 1 чел.)3. Расслоение колоссальное.

Существует много причин для того, чтобы общество стремилось поддерживать высокие нравственные принципы и нормы. Прежде всего, это становление молодого поколения, перед которым стоит выбор жизненных ориентиров, выбор профессии и которое является стратегическим ресурсом формирования общества будущего. А что сегодня знают молодые люди о профессиях? Имеют ли они представление о рабочих специальностях? Присутствует ли уважение к данным специальностям? И что молодежь ставит перед собой целью в реализации себя как профессионала?

Сегодня молодые люди однозначно знают, что труд самых уважаемых в любой стране работников — учителей и врачей — является одним из самых низкооплачиваемых, а размер пенсий вышедших на заслуженный отдых людей, отдавших все силы государству, — ниже прожиточного минимума; что все государственные структуры (органы власти, полиция, ГИБДД, СЭС и т.п.) ни во что не ставят личность человека, если он не относится к номенклатурной и другим элитам.

Говоря об экономических критериях, мы обращаем внимание на такие показатели, как инфляция, уровень ВВП, уровень безработицы, уровень жизни и др. Однако пока мало кто задумывался о таком критерии, как уровень нравственности в экономике.

В рамках экономической парадигмы неоклассического мейнстрима нравственность как экономическая категория, увы, не исследуется. По крайней мере, термины, используемые для обозначения таких «непрагматических» качеств с ярко выраженной нравственной основой, как справедливость, совесть, честь, доброта, сострадание, взаимопомощь, патриотизм и т.д., в современных экономических трудах и учебниках практически не встречаются. Вместо этого в них идет речь о максимизации индивидуальной прибыли/полезности ради удовлетворения потребностей человека.

Нравственность в обществе вносит в экономику этого общества «ограничитель» безграничных потребностей, когда по экономическим законам этого «ограничителя» нет, а существует всепоглощающий эгоизм каждого, приводящий, по мнению А. Смита, к всеобщему развитию. Однако, как видно из практики, такое отношение имеет ряд негативных последствий, в частности, экологические проблемы на планете, паразитирование некоторых слоев общества, целых государств, увеличение неравенства в обществе, энергетические, продовольственные, демографические, миграционные и другие проблемы цивилизации.

Следует отметить, что не экономика двигает общество, а общество – экономику, т.к. не будь общества, не было бы и экономики. И, исходя из этого, уровень нравственности общества играет важную роль в том, в какую сторону и как будет двигаться экономика в целом, будет ли она иметь большие спады и подъемы или будет ближе к своему тренду, как будет выглядеть этот тренд.

Нравственность в обществе напрямую влияет на качественные процессы в экономике общества, что влечет за собой повышение конкурентоспособности производимой продукции, а это важнейший фактор движения экономики в целом. Лидерские качества без нравственного содержания приводят к застойным явлениям в общественном развитии, а их закрепление законодательной базой приводит к деградационным процессам.

Можно привести множество примеров безнравственности в экономике, в бизнесе.

Когда человек планирует свой бизнес, о чем он мечтает? Осчастливить человечество? Выпускать самые качественные продукты питания, чтобы люди были здоровы? Построить дома на века, чтобы люди жили, радовались и добрым словом вспоминали строителей? Делать мебель, цена которой будет возрастать из поколения в поколение?

Нет! Бизнесмен в первую очередь думает о прибыли, вернее, о наживе, чтобы как можно быстрее обогатиться. Неоспорим тот факт, что экономика эффективна тогда, когда она приносит прибыль. Но все ли пути к достижению прибыли оправданы? Так, бизнесмен обязан заботиться не только о развитии бизнеса, но и о сотрудниках, которые развивают этот бизнес, приносят прибыль, сверхприбыль. Другими словами, основой любого бизнеса должен быть моральный долг перед каждым стейкхолдером. Отношение к сотрудникам зачастую безнравственное. Можно ли ждать от сотрудников при таком подходе преданности компании, соучастия, стремления к развитию? Ответ очевиден. Нельзя человека делать просто орудием производства и лишать его средств к существованию. Это требования человеколюбия. Человека нельзя ставить ниже вещей, ради которых организована хозяйственная деятельность.

Изначально начинающего бизнесмена на безнравственную дорожку ставит коррупция. Достоверной статистики о масштабах коррупции нет. Но достаточно посмотреть, как живет коррупционер, и все станет ясно. Ни одна заработная плата, даже самая высокая, не соответствует уровню жизни, который ведет коррупционер. Можно ли эффективно ней бороться, создавая десятки служб и комиссий, тратя множество общественных ресурсов, если на этом фоне не менять отношения людей к жадности, зависти, желанию повелевать другими людьми, удовлетворять свои любые прихоти, страху остаться без средств к существованию или «упасть» до уровня российского МРОТа?!

Нужно ли беспокоиться о повышении финансовой грамотности граждан, если зачастую эта грамотность – не во благо?

Финансовая грамотность — это не просто способность брать кредит так, чтобы непременно его отдать, не показывать ПИН-код от карточки незнакомцу и ни за что не верить депозиту в 20% годовых при инфляции 2%. Финансовая грамотность – это одна из человеческих добродетелей.

Главный смысл финансовой грамотности – человеческий, а не финансовый. Моральный, а не материальный. Он состоит в том, чтобы по собственной вине (это не всегда полностью зависит от самого человека) не оказаться в бедности, не разориться, не оставить долгов детям. Он состоит в том, чтобы, если получится, честно (это непременное условие!) улучшить свое материальное состояние, распоряжаться своим состоянием так, чтобы не финансировать войны и убийства, а вкладываться в медицину, научные исследования или благотворительность. И в основе всей этой цепочки стоит нравственность. Ибо если ее нет, сама по себе финансовая грамотность не может считаться однозначным благом.

Люди безнравственные, зарабатывающие состояния с помощью финансовых махинаций, отмывающие грязные деньги, обманывающие клиентов за счет хитрых схем, по-своему финансово грамотны. Но они используют свои навыки во зло.

Финансовые знания – важное оружие современного человека. Возможно, одно из самых важных. Но пользоваться этим оружием, как и всяким другим, можно по-разному. Можно защититься, а можно убить. Можно познавать мир, помогать людям или просто жить в свое удовольствие, а можно отнимать такую возможность у других1.

К большому сожалению, сегодняшние реалии российского олигархического капитализма в массовом сознании укладываются в простую формулу: «Чтоб у нас все было, и чтобы нам за это ничего не было!» Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% – нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.

У каждого из нас есть умение с детства различать нравственное и безнравственное, поэтому гораздо проще в основу жизни и ее составляющих, в частности финансовой системы, заложить нравственные основы. Мало того, очень важно понимать, что нравственность даст экономике столь необходимые «ограничительные механизмы» наших потребностей, что сделает, в свою очередь, цены на ресурсы более низкими. Нравственность в экономике позволит восполнять некоторые ресурсы, а другие – снова перерабатывать. Человечество получит иную мотивационную базу для экономии, эффективного использова- ния ресурсов, сокращения издержек и внедрения прогрессивных технологий, умение мыслить стратегически.

То общество, в котором живет каждый из нас, есть синергетический эффект «эффектов выборов каждого». «Ни одна капля не думает, что виновата в наводнении». Другими словами, мы сами сделали то, что мы имеем, потому что не думали о последствиях каждого выбора, а в сумме получился негативный синергетический эффект в виде коррупции, теневой экономики, падения нравственных устоев, снижения уровня образования, здравоохранения, науки, культуры. Беда в том, что эти процессы развиваются, пока общество не поразит долгосрочный глубокий социальный кризис, выход из которого будет ясен каждому. Но есть другой путь – путь целенаправленного формирования общественного сознания и воспитания будущих поколений в тех рамках, в которых мы бы хотели подарить им это будущее.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы изменить что-то в современном укладе общества и системы, в которых мы живем, необходимо «начать сначала» – изменить идеологию общества и его сознания. В связи с этим перед наукой стоит острый междисциплинарный вопрос – кто должен стоять во главе пути нравственных перемен не только в бизнесе, но и в отношениях между людьми? Об этом стоит задуматься каждому.

Список литературы Экономическая нравственность - фундамент устойчивого развития страны и общества

  • Швецов Ю.Г. 2011. Понятие нравственности в обществе и экономике. - Проблемы учета и финансов. № 2. С. 3-8
Статья научная