Экономическая синергетика: ответ на вызовы XXI века

Автор: Кузнецов Б.Л., Кузнецова С.Б., Загитов И.Л.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-2 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

Перманентный кризис, который переживает глобальная экономика, ставит вопрос о новой научной парадигме экономической теории. В качестве предложения по поводу экономического развития в XXI веке обосновывается необходимость перехода на парадигму экономической синергетики.

Нелинейность, необратимость, неравновесность, экономическое развитие, самоорганизация, экономическая синергетика

Короткий адрес: https://sciup.org/140107609

IDR: 140107609

Текст научной статьи Экономическая синергетика: ответ на вызовы XXI века

Затяжная экономическая рецессия, втянувшая многие страны Европы в бифуркационный разлом, и очевидная неспособность решения проблемы на базе доминирующей либеральной модели ставит вопрос о соответствии ее реалиям XXI века. В повестку дня поставлен вопрос: правильно ли мы понимаем ядро проблемы «выживание в условиях XXI века» и каково проблемное поле современного мира. Традиционная экономическая теория рассматривает современные проблемы в основном в 3-х масштабных измерениях:      мегаэкономическом      (глобальная      экономика);

макроэкономическом (национальная экономика) и микроэкономическом (экономика хозяйствующий субъектов, корпораций, предприятий, домашних хозяйств…). Некоторые исследователи выделяют дополнительно мезоэкономические проблемы – проблемы, связанные с развитием отраслей и регионов. Но взаимодействие между разными уровнями хозяйствования всегда изучается как механизм конкуренции, т.е. внутривидовой и межвидовой борьбы, и все проблемы пытаются решить повышением уровня конкурентоспособности государств, корпораций, хозяйствующих субъектов, т.е. искусством борьбы в экономическом пространстве.

Между тем в реальных экономических отношениях существуют кроме фетиша конкурентной борьбы и другие факторы экономического развития, которым не уделяется столько же внимания, сколько конкуренции. Имеются ввиду механизмы синергии (взаимодействий хозяйствующих субъектов), в частности, экономическая синергия, заключающаяся не в борьбе, а в объединении взаимодействий разных по природе сил в общей системе экономического развития. И действие этого фактора (по смыслу антиномии «конкуренция» и «синергия») требует более тщательного изучения.

В последние 25 лет исследователи экономических систем и систем управления все чаще обращаются к явлениям, носящим нелинейный, неравновесный, необратимый характер. В естественных системах такой характер поведения проявляется в цепных реакциях, процессах в плазме, горении, распаде атомов сверхтяжелых элементов, синтезе ядер (прежде всего водорода), других явлений, переходящих в режим с обострением. В экономических системах доминирующие теории фетишизируют равновесие, линейный рост, устойчивость, в то время как реальная экономическая практика демонстрирует сложный характер развития: цикличность, спады, кризисы, рецессии, автоколебания, автокорреляции, автокатализ, гетероскедастичность, амбивалентность, фазовые и структурные превращения, перколяции и т.д. Экономическое развитие – это сложный и сверхсложный процесс и подмена его примитивным представлением как суммы операций (как бы много их не рассматривалось) в координатах «спрос – предложение», не просто проявление недопустимой мировоззренческой ошибки, но и опасное для судеб хозяйствующих субъектов, национальных экономик, всей глобальной экономической системы представление. Более того, масштабный фактор в экономическом развитии уже не может ограничиваться макро-, микро-, и мега-экономическими измерениями. Человечество сталкивается с явлениями, выходящими за формат данных масштабов. В повестку дня встают проблемы факторов климатических изменений, солнечных циклов, астероидной, кометной, метеоритной и т.д. катастроф, космической эволюции планет и галактик. Это, казалось бы, далекие от экономики факторы, становятся факторами экономического развития для человечества в целом. Причем они определяют выживание человечества как биологического вида на Земле и требуют осуществления таких научных, научно-технических и экономических проектов, которые человечество еще не осуществляло.

Перед экономической наукой встает проблема формирования понятийного аппарата в расширенной трактовке, с углублением лексикона, смыслов, понятий, контентов в условиях неосвоенного человечеством масштабного фактора.

В экономической теории у самых фундаментальных понятий «экономика», «эффективность», «производительность», «стоимость», «цена», «труд» и т.д. в условиях ограниченного масштабного фактора нет общепризнанных дефиниций, смыслов, контентов, что позволяет некоторым исследователям заявлять об отсутствии экономической теории вообще, а признавать только методы и приемы, пригодные для частных экономических задач.

Проблемы расширения масштабного фактора познания не могут быть решены без научной парадигмы, адекватной этому масштабному фактору, использования категорий с максимальным горизонтом обозрения – метаэкономикой и новым мировоззренческим подходом.

Метаэкономика – это экономическая категория для учета максимально доступного людям масштабного фактора земной эволюции, включая космические и глобальные процессы, синергетические факторы развития, ответственные за нелинейность, неравновесность, необратимость, цикличность, неопределенность.

Метаэкономический масштаб исследования экономических систем требует освоения новых подходов, новой научной парадигмы и новых методов исследования.

В качестве научной парадигмы исследований в метаэкономическом масштабе предлагается синергетический подход, синергетическая методология, теория синергетического развития экономических систем.

Синергетический подход к исследованию экономических систем включает признание:

  •    самоорганизации, саморазвития, взаимопереходов «хаос → порядок» и «порядок → хаос»;

  •    синергии взаимодействий важнейшей движущей силой экономического развития в метаэкономическом пространственно-временном масштабе наравне с конкуренцией и другими факторами развития;

  •    фазовых, структурных и перколяционных превращений в экономических системах имманентным свойством экономических систем;

  •    нелинейной, неравновесной, необратимой динамики экономических процессов имманентными свойствами экономических систем;

  •    возможности автокорреляций, автоколебаний, автокатализа, резонанса, когерентности, гетероскедастичности, турбулентности, режимов с обострением в реальных экономических системах.

Экономическая синергетика как научная парадигма исследования хозяйственных систем включает:

  •    понимание невозможности использования простых квадратурных соотношений и детерминизма для описания сложных, вероятностных, многофакторных и крупномасштабных систем, какими являются реальные экономические системы;

  •    приоритет междисциплинарности перед узким профессионализмом;

  •    приоритет дедуктивного подхода перед индуктивным;

  •    приоритет холизма перед элементаризмом и редукционизмом;

  •    приоритет положительных обратных связей перед отрицательными в исследовании проблем развития в объективном мире, в том числе в экономических системах;

  •    приоритет качественных факторов эволюции перед количественными, отдавая при этом должное Дж. Форрестеру, предпринявшему выдающуюся, но безуспешную попытку количественного измерения глобальной эволюции, также как в свое время А. Смит предпринял попытку универсального описания экономических процессов в координатах «спрос – предложение – цена товара», а Л. Вальрас – попытку создания модели всеобщего равновесия на уровне национальных экономик;

  •    осознание того, что стандартного способа согласования несовпадающих интересов разных подсистем и элементов, входящих в одну систему, не существует, но возможны явления когерентного взаимодействия разных по природе сил в мегасистемах, приводящие к возникновению нелинейных синергетических эффектов.

Практическими следствиями, вытекающими из вышеизложенного, являются следующие.

  • 1.    Современная экономическая теория должна включать изучение не только макро- и микро- экономических систем, но и нано-, мезо- и метаэкономических систем.

  • 2.    Экономическое развитие не может рассматриваться через призму только Валового внутреннего продукта (ВВП), а должны учитываться и качественные изменения в системе «экономика», в частности, структурная динамика, фазовые и перколяционные превращения, активность элементов системы, способность к синергетическим эффектам, когерентность взаимодействия разных по природе сил, межстратовые и внутристратовые взаимодействия элементов в сложных гетерогенных системах.

  • 3.    Развитие в соответствии с синергетическим подходом понимается как повышение уровня упорядоченности в экономической системе (снижение уровня энтропии), причем движущей силой развития выступает категория «экспорт-импорт» энтропии, результирующий показатель которой определяется действием как внешних, так и внутренних факторов. Параметрами порядка в экономических системах (как и во многих естественных системах) выступают пространство, время и масштабный фактор.

  • 4.    Жизнеспособность и способность к развитию экономических систем определяется соотношением мощностей положительной и отрицательной обратных связей. Наибольшей способностью к развитию обладают экономические системы, у которых мощность положительной обратной связи превалирует над мощностью отрицательной обратной связи. Системы со слабой положительной обратной связью не способны к развитию [1].

  • 5.    Ключевыми фазовыми переменными, используемыми в мировой динамике, могут быть [2, 3]:

  •    население;

  •    ресурсы (природные и искусственные);

  •    экономический фактор;

  •    масштабный фактор;

  •    градиентный фактор;

  •    технологии и способы производства.

  • 6.    Аттракторы развития характеризуются фазовыми координатами, азимутом и темпом развития. Фазовая траектория только в исключительных случаях может быть линейной. В самом общем случае она имеет нелинейный, неравновесный, необратимый характер.

  • 7.    В максимально доступном человечеству метаэкономическом масштабе экономические процессы, как и любая форма развития, имеют стрелу времени. Время – амбивалентная категория. Оно может быть трендовым, внутритрендовым, операционным… Но всегда относительно, лозанично и выступает как системоформирующий фактор.

Статья научная