Экономические аспекты германо-турецких отношений
Автор: Кобельков Артем Николаевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Миропорядок
Статья в выпуске: 5, 2018 года.
Бесплатный доступ
Экономические связи служат фундаментом любых межгосударственных отношений. Их анализ должен учитывать не только количественные и отраслевые показатели, но и институциональные условия настоящего и перспективного развития торговых и инвестиционных отношений. Экономическое взаимодействие Германии и Турции имеет ключевое значение не только для большого числа предпринимателей в обеих странах, но и для интеграционных процессов на Европейском континенте в целом. Данная статья посвящена изучению ключевых аспектов экономических отношений этих стран с учетом актуального политического контекста и их места в современной системе международных отношений. Структура и состояние двусторонней торговли демонстрирует и определяет основные стратегические стремления Германии и Турции в Европе и в мире.
Германия, турция, торговля, инвестиции, европейская интеграция
Короткий адрес: https://sciup.org/170169045
IDR: 170169045 | DOI: 10.31171/vlast.v26i5.5839
Текст научной статьи Экономические аспекты германо-турецких отношений
Э кономическое взаимодействие Германии и Турции развивается по двум направлениям: это наращивание двустороннего торгового и инвестиционного оборота и немецкое содействие в рамках общих усилий ЕС по трансформации Турции в соответствии с копенгагенскими критериями.
По состоянию на 2017 г. Германия занимает 5–6-е место в мире по объемам ВВП по паритету покупательной способности (данные МВФ и ВБ отличаются) и 3-е место по экспорту, уступая только США и Китаю. В этих условиях и «при современном уровне и масштабах производства рынок ФРГ узок для национальных производителей, хотя население страны составляет 82 млн человек и отличается высокой покупательной способностью» [Кузнецов 2004: 43]. Следовательно, Германия является ориентированной на экспорт страной, причем основной объем экспорта приходится на европейские страны (свою роль в этом играет и «эффект соседства»). Такое «замыкание значительной части германской внешней торговли на европейские страны свидетельствует о проявлении регионализации» [Кузнецов 2004: 38], что создает экономический фундамент для немецких усилий по консолидации Европы. Что касается Турции, то за последние годы она пережила в экономическом плане глубокую системную трансформацию.
Экономическое развитие страны шло достаточно быстрыми темпами. ВВП на душу населения вырос с 3 500 долл. на душу населения в 2002 г. до 10 504 долл. на душу населения в 2012 г. Инфляция за тот же период сократилась с 30 до 6%. В 2002 г. Турция была должна МВФ 23,5 млрд долл., что делало ее крупнейшим должником этой организации. В мае 2013 г. долги перед МВФ были полностью погашены. В период с 2002 по 2012 г. общий объем экспорта вырос с 36 до 152 млрд долл. В результате Турция является 17-й экономикой мира и 6-й экономикой Европы1. Как и в политической сфере, основы успешной трансформации были заложены в более ранний период, однако правительство ПСР умело воспользовалось наработками предшественников. Тем не менее у турецкой экономики сохраняется большое число структурных проблем. Прежде всего, это сохранение зависимости от притока иностранного капитала, дефицит внешней торговли, бюрократические барьеры, монополизм, высокая инфляция, высокий порог входа в бизнес и непрозрачная налоговая система. Ведущий отечественный специалист по турецкой экономике Н.Ю. Ульченко считает, что «говорить о смене модели роста при ПСР нельзя» [Ульченко 2014: 110]. По ее мнению, причиной проблем в экономике Турции является популистская экономическая политика, которая недостаточно ориентирована на экспорт, а главное препятствие, которое необходимо преодолеть, – «самофинансирование инвестиций» [Ульченко 2014: 112], т.к. в условиях оживления экономик развитых стран капитал будет уходить на рынки США и Европы. Действительно, «новая нормальность» затронула и экономику Турции. В 2014–2015 гг. темпы роста турецкой экономики составляют около 2% при сохранении значительной безработицы и высокой инфляции.
Несмотря на трудности последних лет, можно констатировать, что экономики обеих стран в начале XXI в. сделали существенный шаг вперед. В контексте этих успехов стабильно развивается двустороннее торговое и инвестиционное сотрудничество. На сайте МИД ФРГ приводятся краткие данные о торгово-экономических отношениях Берлина и Анкары. Согласно приведенным данным, общий объем накопленных немецких инвестиций составляет 12,5 млрд евро. Число немецких компаний, работающих в Турции, и число турецких компаний с немецким капиталом достигло 6 000. Они заняты как в сфере промышленности, так и в сфере транспорта и услуг. В Германии работают более 75 000 предпринимателей турецкого происхождения и более 370 000 сотрудников. Общий оборот этих предприятий достигает 35 млрд евро. Германия занимает 1-е место по числу туристов, прибывших в Турцию (в 2013 г. – до 5 млн чел.). В 1985 г. в Турции было открыто Бюро немецкой промышленности и торговли. В 2004 г. в Кельне была открыта турецко-германская Торгово-промышленная палата, главный офис которой с 2012 г. находится в Берлине. С 1962 г. между странами действует соглашение о защите инвестиций. 19 сентября 2011 г. было подписано новое соглашение об избежании двойного налогообложения (предыдущее действовало в период 1985–2011 гг.). В ноябре 2012 г. министр экономики ФРГ Ф. Реслер и его турецкий коллега Т. Йилдыз выступили с совместной декларацией, призывающей укреплять двустороннее сотрудничество в энергетической сфере. Для диалога по вопросам энергетики был создан германо-турецкий энергетический форум, первое заседание которого состоялось в апреле 2013 г. в Анкаре, а следующее – весной 2015 г. Также весной 2015 г. состоялось первое заседание новообразованной Совместной торговой и экономической комиссии ( Joint Economic and Trade Commission )1.
В торговой сфере между Берлином и Анкарой наблюдается определенный дисбаланс, т.к., по данным немецкой статистической службы Destatis , Турция для Германии находится на 16-м месте среди всех партнеров по экспорту и на 18-м – по импорту. Общий товарооборот между странами составил в 2014 г. 32,6 млрд долл., а в 2015 г. вырос до 36,8 млрд евро2.
Как уже упоминалось, помимо развития собственно торговых связей, большую роль играет содействие экономической модернизации Турции, которое осуществляется в рамках переговоров о ее вступлении в ЕС наряду с содействием эволюции политической системы страны. В Брюсселе рассматривают Турцию как часть общеевропейского пространства. В официальных докумен- тах Еврокомиссии регулярно подчеркивается, что ее «стремительное экономическое развитие вносит большой вклад в благополучие всего европейского континента»1. 17 декабря 2013 г. Совет по общим вопросам ЕС решил усилить мониторинг экономического развития стран – кандидатов на вступление в ЕС в связи с увеличением роли экономического управления в процессе расширения ЕС, а уже в мае 2014 г. Совет по экономическим и финансовым вопросам принял специальную программу сопровождения для Турции. По мнению европейских чиновников, Анкаре необходимо уменьшить макроэкономические дисбалансы и реализовать долгосрочную стратегию роста, т.к. в настоящее время внутри турецкого правительства слабеет консенсус по вопросам экономической политики2. В ряду других проблем стоит отметить высокий дефицит внешней торговли, медленный рост занятости и непрозрачность финансовой системы, что определяет сохранение макроэкономических дисбалансов3. Практически в каждом отчете Еврокомиссии указывается, что Анкаре «необходимо улучшение координации между бюджетным и среднесрочным экономическим планированием»4. Отдельно подчеркивается необходимость либерализации цен, влияние на которые по-прежнему сохраняет государство. К примеру, цены на еду и алкоголь зависят от государственных постановлений более чем на 25%5. В 2013 г. Турция получила 903 млн евро в рамках Instrument for Pre-accession Assistance (IPA)6, которые должны быть расходованы и на структурные реформы экономики, что, согласно мнению разработчиков данной программы, должно приблизить уровень жизни в Турции к среднеевропейскому, т.к. по состоянию на 2012 г. подушевой ВВП составлял 56% уровня ЕС7. Наряду с финансовым содействием со стороны ЕС Германия также осуществляет финансовое содействие модернизации турецкой экономики. Оказание финансовой помощи Турции со стороны ФРГ происходит в соответствии с Соглашением о финансовом сотрудничестве от 15 марта 2002 г. В соответствии с этим соглашением Германия при посредничестве немецкого Банка реконструкции (Kreditanstalt far Wiederaufbau – KfW, действует от имени федерального министерства экономического развития и сотрудничества Германии) осуществляет кредитование различных программ по строительству инфраструктуры турецких городов [Губанов 2008: 84].
Важнейшим направлением двустороннего сотрудничества остается инвестиционное. Европейский союз остается крупнейшим инвестиционным партнером Турции, о чем свидетельствует тот факт, что в 2012 г. на его долю пришлось 71,3% всех иностранных инвестиций, поступивших в страну8.
Таким образом, торговое и экономическое сотрудничество ФРГ и Турции носит многоплановый характер и является важнейшим компонентом двусторонних отношений. Значимость экономического взаимодействия возрастает в контексте общей «экономизации» мировой политики, когда политические элиты и государства в значительной степени используют «экономические сред- ства как фактор борьбы за влияние в мире, регионе или стране» [Дробот 2006: 271]. Следовательно, экономика, торговля и инвестиции становятся ключевым фактором укрепления влияния среди других государств. Стоит отметить, что германо-турецкое экономическое взаимодействие происходит не только в рамках двусторонних отношений, но и в контексте развития глобального актора – Европейского союза, причем происходит это в условиях укрепления в мире либерального торгового режима. Главная задача внешнеэкономической политики ФРГ состоит в консолидации Европы вокруг себя и увеличение своего и общеевропейского экономического потенциала путем «добавления» к нему Турции в качестве рынка сбыта, источника рабочей силы, инвестиционной и промышленной площадки. В свою очередь, Анкара стремится не только извлечь экономические выгоды из сотрудничества с Объединенной Европой, но и стать полноправным членом «ядра» мировой экономической системы. Однако мы разделяем мнение российского исследователя Г. Дробот, что отсталость нельзя преодолеть чисто экономическими методами. Эта проблема может быть решена «только внеэкономическими методами в неопределенной перспективе» [Дробот 2006: 274].
Список литературы Экономические аспекты германо-турецких отношений
- Губанов Н.С. 2008. Турецко-германские торгово-экономические отношения на рубеже 20-21 вв.: проблемы и основные тенденции: дис. … к.э.н. М. 198 с
- Дробот Г.А. 2006. Особенности взаимосвязи политики и экономики в глобализирующихся международных отношениях (политологический анализ): дис. … д.полит.н. М. 305 с
- Кузнецов А.В. 2004. Мирохозяйственные связи германских компаний. М.: ИМЭМО РАН. 124 с
- Ульченко Н.Ю. 2014. Экономическая модернизация Турции: общее и особенное. -Мировая экономика и международные отношения. № 10. С. 105-114