Экономические санкции как вызов экономической безопасности российской промышленности
Автор: Коломыцева О.Ю.
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Экономика предприятий, регионов и отраслей
Статья в выпуске: 1 (145), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрена новая ситуация, сложившаяся с обеспечением экономической безопасности как национальной экономики в целом, так и российской промышленности, в частности, в период после начала специальной военной операции в 2022 году. Против страны введено значительное число санкций недружественными странами. Это видоизменяет подходы к обеспечению экономической безопасности, т.к. ее достижение становится безусловным приоритетом экономической политики. Автором изложены предложения по повышению уровня защищенности российской промышленности в условиях санкций, а также по обоснованию мер контрсанкционной экономической политики.
Экономическая безопасность, национальная безопасность, промышленное производство, антироссийские санкции, контрсанкционные меры
Короткий адрес: https://sciup.org/148328350
IDR: 148328350
Текст научной статьи Экономические санкции как вызов экономической безопасности российской промышленности
Современная российская экономика существует в нетипичных для экономического развития условиях – под воздействием настолько масштабных внешних санкций, аналогов которым не прослеживается в истории [1–6 и др.]. Это видоизменяет на только тенденции и механизмы функционирования экономики, но и подходы к управлению ее развитием на всех уровнях хозяйственной системы. В частности – на первый план выходят приоритет обеспечения экономической безопасности. Без его достижения говорить о возможности не только развитяи, но даже нормального функционирования хозяйства страны и его отдельных субъектов не приходится. В частности, существенное воздействие оказали санкции на
ГРНТИ 06.81.12
EDN MOADNR
Ольга Юрьевна Коломыцева – кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономической безопасности и финансового мониторинга Воронежского государственного университета инженерных технологий. ORCID 0000-0002-6123-0227
Контактные данные для связи с автором: 394036, г. Воронеж, пр. Революции, 19 (Russia, Voronezh, Revolution av.,
Статья поступила в редакцию 24.01.2024.
российскую промышленность, в этой связи в данной статье будет рассмотрено это влияние более детально.
Анализ сложившейся ситуации и подходов к ее урегулированию
Особенностью современного этапа развития Российской Федерации является не только необходимость перестройки внутренних и международных взаимосвязей под воздействием различного рода факторов, в том числе негативно влияющих на устойчивость экономики и экономическую безопасность, но и своевременное реагирование на происходящие воздействия, являющееся, на взгляд автора, определяющим условием в быстроизменяющемся мире и стремлении к занятию Россией лидирующих позиций в новом мироустройстве, в том числе в сфере технологического лидерства, что базируется на опережающем развитии промышленности [7].
Актуальность контрсанкционных мероприятий должна подтверждаться тем, насколько снижен (в идеале – минимизирован) был ущерб экономическим интересам при предотвращении угроз экономической безопасности, спровоцированных санкционными вызовами. Учитывая, что вызовы экономической безопасности формируются только при определенных условиях и совокупности ряда факторов, данные положения должны стать исходными при формировании контрсанкционных мер. Это означает, что оценка текущего состояния вызовов экономической безопасности должна осуществляться на постоянной основе и, соответственно, должен быть некий единый управляющий центр, проводящий такую оценку.
Автор считает, что современные условия функционирования экономики России определяют необходимость в аккумулировании информации о вызовах экономической безопасности в одном органе (условно назовем его «Центром»). Такой подход не только ускорит процесс оценки изменений факторов внешней и внутренней среды, но и позволит рационализировать управленческие решения в части формирования контрсанкционных мер для повышения защищенности национальной экономики России, ее промышленного комплекса, находящиеся в зависимости от скорости трансформации вызовов экономической безопасности в угрозы безопасности с дальнейшей фиксацией размеров ущерба экономическим интересам.
На роль такого центра мог бы претендовать Совет Безопасности Российской Федерации. Но его статус, в этом случае, должен быть пересмотрен. Этот орган в настоящее время не обладает распорядительными функциями. Он «является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз» (ст. 13, ч. 1 Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ).
Соответственно, в критических для обеспечения экономической безопасности сферах, в частности – при решении вопросов обеспечения экономической безопасности промышленности в целом, ее секторов (отраслей) и отдельных предприятий, играющих важную роль в экономике страны (например, речь может идти о предприятиях оборонно-промышленного комплекса, нефтегазового сектора и др.), Совет Безопасности не сможет реагировать достаточно оперативно и действенно, в силу своего статуса. Вероятно, необходимо создание специального органа, например в ранге межведомственной комиссии при Правительстве РФ, который имел бы полномочия, связанные с регулированием процессов и выработкой мер в области экономической безопасности страны и отдельных секторов экономики (прежде всего – промышленности), особенно в условиях необходимости гибкой и быстрой реакции на все новые вводимые недружественными странами санкции.
Исходя из определения понятия «вызовы экономической безопасности», сформулированного в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, под вызовами экономической безопасности следует понимать не один, а несколько факторов, воздействие которых осуществляется при определенных условиях. Однако их количественное значение, на наш взгляд, должно стать численным показателем степени возникновения угрозы экономической безопасности. То же будет касаться и условий. То есть, в настоящее время степень проявления угрозы экономической безопасности будет определяться количеством факторов, определенных как вызовы экономической безопасности, и совокупностью условий, сложившихся к определенному моменту времени.
Совокупность положений, провоцирующая возникновение угроз экономической безопасности, будет подвержена изменению в каждый момент времени, что требует периодической оценки происходящих изменений с использованием соответствующих критериев. Следовательно, необходимо наличие функционирующей на постоянной основе системы мониторинга экономической безопасности, чем и определяется высказанное нами выше предложение о необходимости создания, помимо имеющегося Совета Безопасности, дополнительного органа («Центра»), который сможет проводить такого рода постоянный мониторинг и по его результатам принимать обязательные к исполнению решения.
Автор считает, что для современной России свойственна трансформация внешних и внутренних условий функционирования, что требует более четкого выстраивания причинно-следственных взаимосвязей, инициирующих одни решения и обосновывающие необходимость в других. Это означает, что тренд на формирование обновленной методологии экономической безопасности становится всё более актуальным. В связи с тем, что вызовы экономической безопасности России становятся исходным положением, определяющим дальнейшие меры по предотвращению негативных тенденций развития, прежде всего следует уточнить, какие из них на государственном уровне такими признаются.
Согласно подходу, используемому в Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года, перечень вызовов экономической безопасности представлен наряду с угрозами, что, по мнению автора, с одной стороны, затрудняет установление последовательности в появлении данных процессов, а, с другой стороны, наличие самого перечня свидетельствует о том, что как вызовы, так и угрозы рассматриваются, как потенциальные, что предполагает формирование мер по их предотвращению и нивелированию. К вызовам экономической безопасности могут быть отнесены те, что приведены на рисунке 1. При этом, в Стратегии не уточняется, является ли перечисленная совокупность вызовов экономической безопасности критичной, и какое численное их значение станет условием для формирования мер по их предотвращению.

Рис. 1. Вызовы экономической безопасности РФ (составлено автором на основе Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года)
Также следует отметить, что Стратегия экономической безопасности РФ, хотя и имеет долгосрочную ориентацию, была утверждена в 2017 году. Поэтому возникает вопрос: следует ли данные вызовы экономической безопасности России считать современными и актуальными, или требуется их актуализация? Ведь в 2017 году речи о всеобъемлющих и беспрецедентных санкциях против России быть не могло, эти обстоятельства в рассматриваемой Стратегии в этой связи не могли учитываться. Не рассматривалась в этой связи и роль промышленности, которая является двоякой: с одной стороны, этот сектор экономики, имея значимый удельный вес в ВВП России, является объектом экономической безопасности, с другой стороны, развитие промышленности и, в частности – импортозамещение [8–10], может рассматриваться как инструмент обеспечения экономической безопасности на национальном уровне.
Промышленный блок в обеспечении экономической безопасности
Следует отметить, что промышленная компонента проблематики обеспечения экономической безопасности на национальном уровне в Стратегии все же выделялась (две из пяти приведенных на рисунке позиций посвящены именно ей). Причем речь шла не о промышленности в целом, а о ее высокотехнологичной части, определяющей промышленное и технологическое лидерство в мировой экономике, а также – в конечном счете – технологический суверенитет (хотя сам это термин в документе 2017 года не упоминался). В современных же условиях эта промышленная компонента еще более актуализировалась [11–13].
Особенностью современной России в условиях формирования контрсанкционных мер для обеспечения и роста защищенности национальной экономики и национальной промышленности становится то, что сменяются приоритеты в установлении причин нанесения ущерба национальным интересам РФ. Это означает, что вызовы экономической безопасности вытесняются тенденциями. Автор хотел бы отметить, что схематичное изображение вызовов экономической безопасности будет отличаться от тенденций развития современной России. Данное положение обосновывается тем, что вызовы экономической безопасности РФ порождаются одним источником, а тенденции увязаны между собой, они схематично изображены на рисунке 2.
Изменение структуры мирового порядка
Необходимость укрепления роли России как одного из влиятельных центров современного мира
Необходимость в повышении эффективности имеющихся конкурентных преимуществ РФ
Необходимость в укреплении суверенитета РФ
Необходимость выработки механизмов взаимодействия и согласования интересов разных центров развития
Рис. 2. Тенденции развития современной России, определяющие ее безопасность (составлено автором на основе Стратегии национальной безопасности РФ)
В связи с вышеизложенным, выстраивание стратегии обеспечения защищенности национальной экономики и промышленности, по мнению автора, должно осуществляться наравне с упорядочением методологической базы в направлении обеспечения экономической безопасности, что повысит эффективность реализуемых мер. Число возникающих вызовов, количество фиксируемых угроз, состав контрсанкционных мер, мера ущерба национальным экономическим интересам России должны коррелировать друг с другом. Это означает, что правильность выбора подхода к формированию контрсанкционных мер для роста защищенности промышленности и экономики РФ должна стать следующим этапом работы после выстраивания стратегии обеспечения защищенности национальной экономики и упорядочения методологической базы в направлении обеспечения экономической безопасности промышленности.
Выбор подходов к формированию контрсанкционных мер для роста защищенности экономики и промышленности России должен быть обоснованным, выверенным, исключать возможность ошибки учитываемых факторов. Это позволит достигнуть лучшего результата от внедрения предлагаемых мероприятий в направлении обеспечения экономической безопасности, что и будет свидетельствовать об эффективности предпринятых мер. Вопрос о целесообразности использования универсального подхода к формированию контрсанкционных мер с целью обеспечения роста защищенности экономики и промышленности России до сих пор остается дискуссионным. По мнению автора, подходы к формированию контрсанкционных мер для повышения защищенности экономики и промышленности должны исходить из того, какие именно контрсанкционные меры будут применяться.
В свою очередь, контрсанкционные меры, обеспечивающие рост защищенности экономики и промышленности, определяются вызовами внешней среды. То есть решение рассматриваемых задач носит ситуационный и рекуррентный характер. Перечень сформулированных автором на основе Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года вызовов экономической безопасности России сводиться к пяти основным блокам: технологическое неравенство, международная конкуренция, дисбаланс в мировой экономике, отсутствие у России лидерских позиций на мировом рынке среди несырьевых компаний, интеграционное сотрудничество без участия России. Данные вызовы породили состав контрсанкционных мер, систематизация которых была представлена в Обзоре ключевых российских контрсанкционных мер (см.: https://sanctions.nsplaw.com/kontrsanctions-measures ).
Контрсанкционные меры были классифицированы на виды, сами меры, лиц, которые обязаны соблюдать контрсанкционные ограничения, и нормативно-правовые акты, регламентирующие указанные положения. В группы видов вошли: ограничения, касающиеся наличной валюты; иные валютные ограничения; ограничения на переводы; иные финансовые ограничения; ограничение на совершение сделок; ограничение товарооборота; ограничения в сфере IТ. Особенностью проведения мероприятий по обеспечению контрсанкционных мер стало то, что в период с 2021 по 2022 годы было принято 37 нормативно-правовых положений, сформировавших правовую базу для реализации намеченных мер по повышению защищенности экономики, из которых 36 были утверждены в 2022 году.
Само по себе обеспечение правовой основы для осуществления мер по росту защищенности экономики представляется обоснованным, однако сжатость сроков, в которые были утверждены данные положения, свидетельствует либо о запаздывании мер поддержки, либо о неэффективности прогнозов, предполагающих появление тех или иных вызовов, требующих выработки контрсанкционных мер. Неэффективность прогнозов – «слабое место» не только российской практики, но и мировой. Причем эта неэффективность носит системный характер и тесно переплетена с угрозами экономической безопасности, источником которых является деятельность правительств недружественных государств и находящихся под их контролем международных организаций.
Заключение
Автор считает важным отметить, что выявление эффективного подхода к формированию контрсанкционных мер для повышения защищенности экономики и промышленности является одним из элементов обеспечения их безопасности. Ещё одним из таких элементов будет то, каким образом в современных условиях хозяйствования будет обеспечиваться экономическая безопасность страны, регионов, отраслей и предприятий, в частности, речь идет о выработке комплекса мероприятий, которые, с одной стороны, предоставят отраслям и сферам деятельности народного хозяйства РФ требуемое институциональное обеспечение, а, с другой стороны, усилят поддержку тех из отраслей (особенно стратегически значимых промышленных производств), которые в условиях санкционного кризиса в наибольшей степени в ней нуждаются.
Список литературы Экономические санкции как вызов экономической безопасности российской промышленности
- Гришков В.Ф. Противостояние России и "коллективного Запада": влияние на промышленное производство // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 1 (55). С. 21-26.
- Козлова А.А., Омилянчук А.А., Боркова Е.А. Инновационное предпринимательство в России в период санкций // Креативная экономика. 2022. Т. 16, № 6. С. 2135-2146.
- Коломыцева О.Ю. Трансформация модели участия России в системе международного разделения труда как инструмент обеспечения экономической безопасности национальных производителей // Цивилизационные перемены в России. Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2023. С. 252-262.
- Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.
- Погодина В.В., Редькина Т.М., Смирнов А.А. Вызовы экономической безопасности России в условиях проведения специальной военной операции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 5 (143). С. 82-85.
- Трегубенко Ф.В. Устойчивое развитие ТЭК России в условиях санкций коллективного Запада // Российский внешнеэкономический вестник. 2024. № 1. С. 107-117.
- Быковская Е.В. Стратегическое управление технологической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе мобилизации внутрихозяйственных резервов: дис. … д-ра экон. наук. М., 2019. 301 с.
- Миэринь Л.А., Погодина В.В., Смирнов А.А. Технологический суверенитет как условие долгосрочной национальной экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1 (144). С. 63-70.
- Рогатин С.И. Проблемы осуществления производства в оборонно-промышленном комплексе в условиях антироссийских санкций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 2 (56). С. 10-13.
- Черникова А.А., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Импортозамещение как инструмент экономической политики управления рисками импортозависимости: выбор подходов // Экономика и управление. 2016. № 10 (132). С. 28-39.
- Вертакова Ю.В., Ильясов Р.Х., Плотников В.А. Региональная дифференциация развития промышленности в современной России // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19, № 3. С. 179-184.
- Воронков А. Устойчивое развитие и экономическая безопасность // Устойчивое промышленное развитие. 2023. № 3. С. 16-19.
- Коломыцева О.Ю. Совершенствование управления экономической безопасностью промышленных предприятий в условиях цифровизации на основе развития вовлеченности персонала // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 4 (58). С. 10-14.