Экономическое положение православных приходов на территории Краснодарского края в 1950-е гг

Автор: Беликова Наталья Юрьевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 4, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье дается характеристика религиозной жизни на территории Краснодарского края в 1950-е гг. В заявленный период в СССР наблюдаются оживление церковной жизни, всплеск религиозности в обществе. Это проявлялось в участии граждан в религиозных праздниках, совершении православных обрядов. Чаще всего проводился обряд крещения, менее распространенным был обряд венчания. Статистические данные показывают увеличение числа верующих. Усиливаются экономические позиции православной церкви. Представлена динамика роста церковных доходов приходов Краснодарского края. Основной доход в православные приходы поступал за счет торговли предметами религиозного культа, добровольных пожертвований, продажи свечей. Источником для данного исследования послужили документы Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Краснодарскому краю. В конце 1950-х гг. государство изменило налоговое законодательство в отношении РПЦ, тем самым оказав финансовое давление на церковь с целью подрыва ее материальной базы.

Еще

Православная церковь, крещение, религиозное оживление, церковный доход, налоговая политика, краснодарский край, 1950-е гг.

Короткий адрес: https://sciup.org/14941499

IDR: 14941499   |   DOI: 10.24158/fik.2018.4.17

Текст научной статьи Экономическое положение православных приходов на территории Краснодарского края в 1950-е гг

На протяжении всей истории православная церковь как одна из крупнейших религиозных организаций в России остается в центре внимания государственной власти. Положение церкви под влиянием экономических, политических, идеологических преобразований постоянно менялось. Но кардинально оно изменилось в советский период. Ученые выделили ряд периодов, характеризующихся различными взаимоотношениями советской власти и церкви. Вторая половина 1940-х гг. в историографии получила название «сталинское возрождение церкви в СССР». М.В. Шкаровский период государственно-церковных отношений с 1945 по 1953 г. характеризует как период временного «перемирия» [1, с. 332]. Изучение этого периода в истории Русской православной церкви очень важно, так как на современном этапе она переживает новое возрождение. Эта тема раскрывалась в работах российских ученых О.Ю. Васильевой, А.Н. Кашеварова, М.В. Шкаровского, а также зарубежных авторов, в частности Д. Поспеловского [2].

Тем не менее до сих пор в отечественной и зарубежной историографии крайне редко встречаются работы, в которых освещается религиозная ситуация на местах в этот период. В частности, слабо изучены экономическое положение православной церкви и политика реализации нового вероисповедного курса на территории Краснодарского края в первое послевоенное десятилетие. Однако следует выделить работы А.В. Шадриной, З.Н. Ионовой, А.В. Бабич, С.Н. Рыбко [3]. В работах этих авторов рассматриваются некоторые аспекты взаимоотношений местных органов власти и религиозных организаций в послевоенное десятилетие на юге России, но не затрагиваются вопросы изменения экономического положения православных приходов в регионе.

В послевоенное десятилетие в жизни Русской православной церкви наступает относительно благоприятный период. В это время религиозные организации получили возможность укрепить свое влияние и положение. В послевоенный период происходят изменения в духовной жизни советского общества. Так, например, в двух православных церквях города Краснодара (Кафедральный собор и Троицкая церковь) в 1951 г. было совершено 550 крещений, а в 1952 г. – 559, бракосочетаний в 1951 г. – 27, а в 1952 г. – 60. Было продано просфор в этих храмах в 1951 г. 37 342, а в 1952 г. – 49 913 [4, л. 52]. Однако следует отметить, что обряд венчания чаще проходил в храмах, удаленных от центра города. По мнению священнослужителей, верующие стеснялись венчаться в храмах, находящихся в центре города, так как это привлекало много зрителей [5]. В Армавире за 1954–1955 гг. было зарегистрировано 3 778 новорожденных, а крестилось за это же время 3 538 человек. Подобная ситуация наблюдалась в большинстве православных храмов Краснодарского края.

Оживление религиозности было характерно не только в среде православных верующих. Эта тенденция проявилась и в Армяно-григорианских храмах Краснодарского края. Так, в Армяно-григорианском храме Краснодара в 1951 г. совершено 22 обряда крещения, в 1952 г. – 32, в 1954 г. – 40. В особо чтимые религиозные праздники в 1951 г. храм посещало 810 человек, в 1954 г. – уже 2 050 человек. В Армавире служители Армянской церкви совершили в 1951 г. 28 крещений, а в 1952 г. – 40. На исповедь в 1951 г. приходило 300 верующих, а в 1952 г. – уже 1 250 человек, и эта динамика сохранялась в последующие несколько лет [6, л. 19]. Таким образом, наблюдалось оживление церковной жизни в крае. Храмы стали наполняться верующими.

С увеличением количества верующих растут и доходы православных храмов Краснодарского края. Примером может служить динамика роста доходов православной церкви с 1953 по 1957 г. в исследуемом регионе. По данным Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР по Краснодарскому краю С.Ф. Бабушкина, церковный доход епархиального управления увеличился с 10 659 тыс. р. в 1953 г. до 16 431 тыс. р. в 1957 г. [7, л. 146]. Но не во всех православных приходах прослеживается динамика роста доходов. Так, за первое полугодие 1953 г. общие церковные доходы повысились в 55 приходах из 213, а в первое полугодие 1954 г. – в 186 приходах Краснодарского края.

Церковные доходы приходов чаще всего складывались из следующих поступлений: церковная торговля предметами религиозного культа, тарелочный и кружечный сборы на содержание храма, добровольные пожертвования, вознаграждение за совершение религиозных треб, продажа свечей. Так, в отчете Уполномоченного по делам РПЦ по Краснодарскому краю приводятся следующие данные о финансовом положении церковных приходов городов Новороссийска, Туапсе, поселка Лазаревского и четырех приходов города Майкопа за 1957 г.: «Общий доход этих приходов составил 1 142 615 р. 68 % от этой суммы поступило от продажи свечей, 13,4 % от пожертвований и кружечно-тарелочных сборов, остальная часть доходов поступила от продажи мелкой церковной утвари и просфор» [8, л. 106]. Таким образом, одной из основных статей дохода являлась продажа свечей. Через Краснодарскую епархиальную свечную мастерскую было продано свечей в 1954 г. на 25 % больше, чем в 1953 г. [9]. После перенесенных тягот в годы Великой Отечественной войны люди стали чаще обращаться к священнослужителям за духовной поддержкой и совершением религиозных обрядов. Это можно рассматривать как одну из причин укрепления экономического положения православных приходов.

Характеризуя состояние православных церквей в регионе, Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР по Краснодарскому краю отмечал активизацию деятельности духовенства, которая выражалась, по его мнению, в росте церковных доходов и затрат на ремонт церквей и молитвенных домов. В 1954 г. на ремонт и украшение молитвенных зданий в епархии было израсходовано 752 тыс. р., в 1956 г. – 1 978 тыс. р., а в 1957 г. – уже 3 067 тыс. р. Необходимо отметить, что за 1954 г. особенно активизировалась проповедническая деятельность духовенства. За активную духовную деятельность, безупречное личное поведение и увеличение доходности приходов в 1954 г. правящим епископом были награждены различными наградами 74 человека и патриархом 20 человек, что составило 41 % всего состава духовенства по Краснодарскому краю [10, л. 41].

Однако в 1953 г. в шести приходах Краснодарской епархии верующие не обеспечивали содержание причта. В 1954 г. средний доход на одного церковного служителя уменьшился на 5 % [11, л. 106]. Несмотря на укрепление экономических позиций церкви в послевоенное десятилетие, ряд приходов находился в сложном экономическом положении. Так, некоторые священники, чаще с периферии, обращались с жалобами к Уполномоченному Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю на чрезмерный подоходный налог.

Таким образом, к основным причинам укрепления материального положения православной церкви в послевоенное десятилетие можно отнести увеличение числа верующих, рост материального благосостояния трудящихся, активную проповедническую деятельность духовенства. Верующая часть населения стала больше покупать свечей, просфор, заказывать панихид, молебнов, активно вносить пожертвования.

Улучшение экономического положения православных приходов было связано и с изменением налогового законодательства в отношении религиозных организаций. Согласно постановлению СНК СССР от 29 августа 1945 г., Наркомфину СССР было разрешено привлекать к обложению подоходным налогом доходы монастырей от имеющихся у них сельскохозяйственных и иных источников, доходы от свечных заводов и других предприятий при епархиальных управлениях в порядке ст. 19 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения». По данному постановлению, черное православное духовенство и духовные лица других исповеданий, обязанные безбрачием, освобождались от обложения налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Также монастыри освобождались от налогов на занимаемые ими землю и строения [12, с. 366]. Указанные меры советского правительства носили временный характер, так как рост влияния православной церкви на население, укрепление ее материальной базы не входили в планы государства.

Советское государство, остро нуждавшееся в финансах в послевоенный период, подозревало церковь в утаивании доходов. В конце послевоенного десятилетия достаточно спокойные государственно-религиозные отношения начинают обостряться. В октябре 1958 г. Совет министров СССР принял постановления «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Согласно этим документам, монастырям запрещалось применять наемный труд, значительно уменьшались земельные наделы, сокращалось количество монастырей. Был изменен порядок обложения подоходным налогом церковных свечных мастерских в сторону его увеличения, так как основной церковный доход поступал от продажи свечей. Кроме того, вновь вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков.

Во многих православных приходах Краснодарского края в 1958 г. доход от продажи свечей составлял 70 % [13, л. 65]. Свечи всегда пользовались спросом у верующих. Каждый, кто посещал храм, старался поставить несколько свечей перед иконами. Таким образом, эти документы задумывались как удар по материальной базе Русской православной церкви. Постановление «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» коснулось каждого прихода не только в Краснодарском крае, но и в СССР в целом. В борьбе с религией государство использовало метод финансового давления для подрыва материальной базы православной церкви. Период экономической стабильности оказался недолгим. В жизни православной церкви начинался новый сложный этап, который характеризовался жестким контролем государственных органов власти над всеми сферами деятельности Русской православной церкви.

В заключение следует отметить, что в первое послевоенное десятилетие финансовое положение православных приходов Краснодарского края укреплялось. Основной доход в приходы поступал за счет продажи свечей, торговли предметами религиозного культа, вознаграждений за совершение религиозных треб. Важной статьей расходов выступали затраты на благоустройство и ремонт храмов.

Ссылки:

  • 1.    Шкаровский М.В. Русская православная церковь в XX в. М., 2010. 496 с.

  • 2.    Васильева О.Ю. Церковь и власть в XX в. // Меневские чтения. М., 2007. С. 39–50 ; Ее же. Русская православная церковь в 1927–1943 гг. // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 35–47 ; Кашеваров А.Н. Церковь и власть. Русская православная церковь в первые годы советской власти. СПб., 1999. 327 с. ; Шкаровский М.В. Указ. соч. ; Pospielovsky D. The Russian Church undеr the Sоviеt Regime, 1917–1982 : in 2 vоls. Crestwood (N. Y.), 1984.

  • 3.    Бабич А.В. Некоторые аспекты возрождения Кубанской епархии после окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI вв. : материалы XVI Междунар. науч. конф. (Иваново, 5–6 апр. 2017 г.). Ч. 1. Иваново, 2017. С. 38–43 ; Ионова З.Н. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений на Черноморском побережье Краснодарского края в 40-х гг. XX в. // Общество: философия, история, культура. 2016. № 6. С. 98–101 ; Рыбко С.Н. Развитие православной церковной жизни на Кубани в советский период. К вопросу о церковно-государственных отношениях // Научное наследие Федора Андреевича Щербины и современность : сб. материалов XIII науч.-практ. конф. (Краснодар, 22 февр. 2013 г.). Краснодар, 2013. С. 238–247 ; Шадрина А.В. Особенности формирования клира Ростовской и Таганрогской (Новочеркасской) епархии в 1940–1950 гг. // Научная мысль Кавказа. 2016. № 1. С. 98–103.

  • 4.    ЦДНИКК (Центр документации новейшей истории Краснодарского края). Ф. 1774-А. Оп. 5. Д. 183. Л. 52.

  • 5.   Там же.

  • 6.   ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 4. Д. 2942. Л. 19.

  • 7.   ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 5. Д. 183. Л. 146.

  • 8.   Там же. Л.106.

  • 9.    ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 4. Д. 2942. Л. 106.

  • 10.  Там же. Л.41.

  • 11.  Там же. Л.106.

  • 12.    О порядке обложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях : постановление Совета народных комиссаров СССР от 29 авг. 1945 г. // Собрание действующего законодательства СССР. М., 1978. П. 1, 3.

  • 13.    ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 6. Д. 185. Л. 65.

Список литературы Экономическое положение православных приходов на территории Краснодарского края в 1950-е гг

  • Шкаровский М.В. Русская православная церковь в XX в. М., 2010. 496 с.
  • Васильева О.Ю. Церковь и власть в XX в.//Меневские чтения. М., 2007. С. 39-50.
  • Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 гг.//Вопросы истории. 1994. № 4. С. 35-47.
  • Кашеваров А.Н. Церковь и власть. Русская православная церковь в первые годы советской власти. СПб., 1999. 327 с.
  • Pospielovsky D. The Russian Church undеr the Sоviеt Regime, 1917-1982: in 2 vоls. Crestwood (N. Y.), 1984.
  • Бабич А.В. Некоторые аспекты возрождения Кубанской епархии после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.//Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI вв.: материалы XVI Междунар. науч. конф. (Иваново, 5-6 апр. 2017 г.). Ч. 1. Иваново, 2017. С. 38-43.
  • Ионова З.Н. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений на Черноморском побережье Краснодарского края в 40-х гг. XX в.//Общество: философия, история, культура. 2016. № 6. С. 98-101.
  • Рыбко С.Н. Развитие православной церковной жизни на Кубани в советский период. К вопросу о церковно-государственных отношениях//Научное наследие Федора Андреевича Щербины и современность: сб. материалов XIII науч.-практ. конф. (Краснодар, 22 февр. 2013 г.). Краснодар, 2013. С. 238-247.
  • Шадрина А.В. Особенности формирования клира Ростовской и Таганрогской (Новочеркасской) епархии в 1940-1950 гг.//Научная мысль Кавказа. 2016. № 1. С. 98-103.
  • ЦДНИКК (Центр документации новейшей истории Краснодарского края). Ф. 1774-А. Оп. 5. Д. 183. Л. 52.
  • ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 4. Д. 2942. Л. 19.
  • ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 5. Д. 183. Л. 146.
  • ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 4. Д. 2942. Л. 106.
  • О порядке обложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях: постановление Совета народных комиссаров СССР от 29 авг. 1945 г.//Собрание действующего законодательства СССР. М., 1978. П. 1, 3.
  • ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 6. Д. 185. Л. 65.
Еще
Статья научная