Экономика без перемен

Автор: Юдаева Ксения

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Самое важное

Статья в выпуске: 10 (102), 2010 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142169305

IDR: 142169305

Текст статьи Экономика без перемен

Российская экономика в ближайшие годы будет расти.

Но не быстро.

ЮДАЕВА, директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России

Рост мировой экономики в последнее время замедляется. Это связано с тем, что заканчивается действие государственных программ поддержки экономики, а также влияние эффекта накопления запасов, при этом новых источников долгосрочного подъма пока нет. Скорее всего, мы имеем дело именно с замедлением темпов роста, но не со второй волной кризиса. Более того, наиболее вероятен тот сценарий развития событий, при котором глобальная экономика будет находиться в длительном периоде (несколько лет) сравнительно медленного подъема. Быстрое возвращение ее к предкризисным темпам, предсказанное рядом экономистов, представляется нереальным. Такой прогноз связан с тем, что мир столкнулся с необходимостью структурных изменений в экономике. Основными двигателями роста до кризиса были расходы потребителей и рынок жилья в США. В этих секторах кризис явно будет длительным. Поддержка государства лишь на время приостановила ухудшение ситуации в этих сферах.

Но так или иначе, первоначальный шок прошел, острая фаза кризиса миновала, компании приспособились, например уволили излишнюю рабочую силу. На среднесрочную перспективу перед мировой экономикой стоят две задачи, непосредственно связанные с поиском новой парадигмы глобального развития. Первая — скорректировать глобальные дисбалансы. Другими словами, США должны больше экспортировать, Китай — больше потреблять. Как этого добиться, пока непонятно. Другая задача — поиск новых источников для подъма. В числе кандидатов — информационные технологии и «зеленая экономика».

Но это средне- и долгосрочные проблемы. Пока же экономика мира структуру не поменяла и находится в состоянии медленного роста. Для России глобальный контекст безусловно важен. В частности, внешний спрос на ресурсы выступает основным фактором подъма нашей экономики. И глобальное замедление приводит к тому, что оно ощущается и у нас.

Очевидно, в России в III квартале рост будет немного ниже, чем в предыдущем. Однако, даже несмотря на провальные результаты июля, Центр макроэкономических исследований свой экономический прогноз пока не пересматривает. Предсказанного некоторыми экспертами увеличения ВВП в 7% не будет, но 4,4% — вполне достижимый результат. Замедление темпов не стало неожиданным. Погода, конечно, повлияла, но вполне возмож- но, что замедление, связанное с природой, будет отыграно в последующие месяцы.

Что касается инфляции в России, мы прогнозировали ее скачок в сентябре. Неожиданностью для всех стал ее рост в августе. Надо сказать, что цены на продукцию сельхозпроизводителей, в частности на пшеницу, во всем мире увеличиваются уже пару месяцев.

И это важный и неожиданный фактор инфляции. Но в России сыграли свою роль инфляционные ожидания. К ним в ближайшее время могут присоединиться монетарные факторы, которые действуют с некоторым временным лагом, и благодаря которым инфляция должна была ускориться и без летней жары. Тем не менее мы пока не поменяли наш прогноз. Сейчас инфляция частично формируется под воздействием паники. Надо посмотреть, когда смятение пройдет и показатели вернутся к обоснованным уровням. Если говорить про последующие годы, то в конечном счете из множества факторов, влияющих на инфляцию, монетарные являются важнейшими. Быстрое увеличение денежной массы в конце прошлого и начале этого года должно сказаться на темпах инфляции. Сейчас оно замедлилось, и есть надежда, что в ближайшие годы инфляция не выйдет за пределы 10% в год, при условии, что российские монетарные власти будут активно реагировать на ее всплески.

Пока расходы населения — один из немногих факторов роста для российской экономики. Вклад экспорта в ВВП уменьшился, потому что снижается внешний спрос. Инвестиции пока влияния не оказывают. При этом понятно, что потребительские расходы частично поддерживаются государством.

Если же говорить о долгосрочных задачах развития российской экономики, они все те же, что были несколько лет назад. Нужно повышать конкурентоспособность продукции, причем во всех секторах, начиная с энергетики. Учитывая, что в ближайшие 20 лет спрос на ресурсы вряд ли будет падать (скорее, будет увеличиваться), сырьевая направленность российской экономики сохранится. Но и в сырьевом секторе есть неиспользованные еще возможности. Безусловно, 70 млн. трудоспособного населения занять в ресурсных отраслях невозможно. Поэтому должны развиваться другие секторы, в первую очередь сфера услуг. Учитывая высокую стоимость рабочей силы, надо искать ниши либо в инновационных секторах, либо в тех промышленных, где используется высокопроизводительная, высокооплачиваемая рабочая сила. Вот здесь Россия может быть вполне конкурентоспособна. А это уже серьезная задача, связанная с привлечением инвесторов.

В любом случае важнейшей задачей была и остается профессиональная подготовка специалистов. Наша проблема в том, что из-за сырьевого характера экономики в среднем в стране зарплаты довольно высокие. При этом умения работать эффективно за такие деньги часто не хватает. Поэтому вопрос образования и повышения квалификации стоит очень остро. И это — серьезнейший вызов для России на ближайшее время. Пока я не вижу, чтобы был найден ответ на этот вызов. Так что реструктуризация российской экономики сегодня упирается в кадры.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \