Экономико-психологические аспекты государственной политики стимулирования ответственных "Зеленых" Инвестиций

Бесплатный доступ

В последние годы в мире теме «зеленых» инвестиций уделяется огромное внимание, набирает популярность она и в России. С каждым годом глобальный рынок все больше включается в процесс устойчивого развития и ответственных инвестиций, учитывающие факторы экологии, социального благополучия и гуманного корпоративного управления. Россия находится в самом начале пути следования этому мировому тренду. «Зеленые» инвестиции имеют огромный потенциал для устойчивого развития, но для его использование нужен механизм управления подобными инвестициями. Этот механизм должен быть имплементирован в государственную экономическую политику. Для обеспечения ее результативности необходимо понять и проследить мотивы, побуждающие людей к ответственным инвестициям с тем, чтобы принимать соответствующие политические решения. В исследовании изучены ключевые мотивы, побуждающие людей к ответственным инвестициям, способствующие достижению сбалансированного развития страны в рамках достижения Целей устойчивого развития.

Еще

Экономическая политика, «зеленые» инвестиции, факторы ответственного инвестирования, устойчивое развитие, склонность к инвестированию

Короткий адрес: https://sciup.org/148319957

IDR: 148319957

Текст научной статьи Экономико-психологические аспекты государственной политики стимулирования ответственных "Зеленых" Инвестиций

Устойчивое развитие (sustainable development) и развитие «зеленой» экономики (green economy) – сравнительно новые тренды экономической политики в мире и в России [1, 2, 3 и др.]. Их появление вызвано необходимостью решения комплекса проблем, обусловленных несбалансированностью социо-экологоэкономического развития. Безусловно, развивать «зеленую» экономику нельзя без начальной стадии этого процесса – «зеленых» инвестиций. В этой связи, неудивительно, что в последние годы в мире теме «зеленых» инвестиций уделяется огромное внимание, набирает популярность она и в России.

Оценки показывают, что «зеленые» инвестиции имеют огромный потенциал для обеспечения достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) [4, 5, 6 и др.], но для их привлечения и осуществления нужен действенный механизм управления подобными инвестициями. Этот механизм должен быть имплементирован в государственную экономическую политику. В то же время, для обеспечения ее результативности необходимо выявить мотивы, побуждающие людей (инвесторов) к ответственным инвестициям, с тем чтобы принимать соответствующие политические решения, направленные на задействование этих мотивов.

Целью статьи является изучение мотивов, побуждающих людей к ответственным инвестициям, способствующих достижению сбалансированного развития страны в рамках достижения ЦУР, а также разработка предложения по учету этих мотивов в государственной экономической политике.

«Зеленые» инвестиции: сущность и динамика

Во всем мире именно частные владельцы крупного капитала находятся в авангарде конструирования будущего, осуществляя инвестиционные вложения в те или иные области, которые предопределят вектора развития экономики и общества в целом в ближайшие десятилетия. Следует отметить, что сегодня все чаще инвесторы проявляют заинтересованность в создании систем устойчивого развития, инновациях, решениях, которые на фоне меняющегося мира могут быть полезны для общества. И они готовы вкладывать существенные интеллектуальные и материальные ресурсы в проекты, отвечающие глобальным Целям устойчивого развития, принятым ООН. Так, по данным одного из крупнейших швейцарских банков – UBS, сегодня в мире 39% клиентов private banking уже имеют практику ответственного инвестирования [7].

Российские инвесторы также постепенно перенимают эту линию поведения, избирательно относясь к объектам инвестиций, «отсеивая» те проекты, которые игнорируют бережное отношение к окружающей среде. И наоборот, поощряя компании, которые, скажем, развивают технологии использования возобновляемых природных ресурсов и источников энергии, занимаются медицинскими исследованиями, гуманно относятся к своему персоналу и пр. Следует отметить, что такое поведение инвесторов требует нового подхода к оценке эффективности инвестиций. Горизонты инвестирования в данном случае могут быть другие. Как правило, ответственное финансирование (в том числе «зеленое») предполагает долгосрочные консервативные вложения, которые принесут дивиденды, возможно, уже будущим поколениям в семейном бизнесе [8, 9, 10].

Согласно данным аналитической компании PwC [11], которая провела исследование в области ответственного «зеленого» инвестирования, было выявлено, что сегодня является важным для компании и инвесторов (рис. 1).

75%

Около 75% инвесторов указывают на то, что улучшенная практика управления устойчивым развитием и операционная эффективность являются серьезными причинами для принятия решения об инвестировании

В 63% случаев обнаружена позитивная корреляция между включением ESG факторов 63% в процесс принятия инвестиционных решений и финансовой результативностью

83%

Руководство 60% компаний отмечает , что раскрытие информации по показателям 60% ESG способствует инвестиционной привлекательности компаний

55%

53%

0%    10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

Фидуциарная обязанность    Репутационный риск    Корпоративные ценности

Рисунок 1 – Наиболее важные факторы для ответственного инвестирования . Источник: [11].

Основным препятствием для использования передового мирового опыта ответственных «зеленых» финансов является отсутствие информации. В ходе опроса, проведенного UBS в рамках своих исследований, 72% инвесторов признались, что не имеют опыта вложений в экологические и социальные проекты по той причине, что просто не понимают, что значит «ответственно инвестировать». Из них, в свою очередь, 57% инвесторов указали, что при наличии внятной информации о соответствующих стратегиях и инструментах они готовы их рассматривать. То есть, эта численная величина и есть потенциал роста.

На портале EE-AoA представлены 675 докладов, затрагивающих те или иные аспекты «зеленой» экономики и ресурсоэффективности, однако к настоящему моменту не подготовлено ни одной комплексной оценки, в которой в едином увязанном виде рассматривались бы все соответствующие аспекты. В 2017 Британская инвестиционная компания Schroders провела исследование среди 22 тыс. инвесторов по всему миру [12]. Одной из ключевых тем исследования было устойчивое инвестирование. Убеждения инвесторов меняются: большинство из них все больше задумываются об устойчивом инвестировании. 78% инвесторов говорят, что устойчивое инвестирование стало более значимо для них, чем 5 лет назад.

Экономико-психологические аспекты «зеленых» инвестиций

На динамику в развитии отношения людей к «зеленым» инвестициям мы хотели бы обратить особое внимание. В последнее время мы наблюдаем, что за штурвал семейных финансовых империй встают наследники-миллениалы, которые уже воспитаны на принципах устойчивого развития и идеях сохранения экологичного мира. Поэтому растет веро- ятность того, что масштабы ответственного инвестирования в ближайшем десятилетии существенно увеличатся (рис. 2).

Рисунок 2 – Склонность к ответственному инвестированию по поколениям. Источник: [12]

Согласно исследованию инвесторов Schroders 2017 года, наиболее важный вопрос, который интересует опрошенных инвесторов, это – потенциальное позитивное воздействие от вложенных инвестиций, причем 2/3 инвесторов увеличили объем устойчивых инвестиций за последние 5 лет, а 42% опрошенных по всему миру часто инвестируют в фонды устойчивого развития. Однако Global Investor Survey признает, что в своем анализе сталкивается с противоречивыми данными, анализируя поведение более 22 тыс. инвесторов по всему миру, что есть противоречия между тем, что люди думают о своих инвестициях и как они на самом деле принимают решения.

Это отражено на рисунке 3. В нем принята шкала от 0 до 10. «0» обозначает отсутствие влияния, «10» – полное (исключительно высокое) влияние эмоций на финансовые решения. Очевидно, что выявленные и отраженные на рисунке факторы следует шире использовать в экономической политике, через активизацию ее информационно-пропагандистского сопровождения, продвижение ценностей, связанных с ЦУР и «зеленой» экономикой.

Рисунок 3 – Влияние эмоций на финансовые решения Источник: [12].

По мнению Global Investor Survey, эмоции играют значительную роль в финансовых решениях инвесторов. Когда просили оценить по шкале от 0 (совсем нет) до 10 (только влияние) то, насколько сильно эмоции оказывают влияние на решение об инвестировании, глобальный средний балл оказался равен 6,5 что указывает на то, что эмоции оказывают значительное влияние. Мы бы даже сказали, что определяющее.

Америка в этом плане оказалась самой эмоциональной, ее балл был самым высокий, в среднем 7,0, затем идет Азия (6,8) и, наконец, Европа (6,2). Данные по Азии оказались противоречивыми, среди опрошенных много тех, кто очень эмоционален в принятии решении об инвестициях (например, Индонезия – 8,1), с одной стороны, и, с другой стороны, в некоторых странах вклад эмоциональности, напротив, очень низок (например, Япония – 5,0).

Интересно отметить, что существует лишь небольшое изменение в данных о влиянии эмоциональности по поколениям. Миллениалы в этой группе, тем не менее, показали самый высокий уровень влияния эмоций на принятие финансовых решений (рисунок 4).

поколение

Беби-бум

(51-69)

Милениалы (18-35)

Поколение Х

(36-50)

Рисунок 4 – Влияние эмоций на принятие решений по возрастам . Источник: [12].

Мы относим этот эффект на изменение мировоззрения в направлении его большей экологичности. В этой связи, можно отметить по- ложительный эффект для развития ответственного инвестирования экологически ориентированного, «зеленого» образования и воспитания. Следовательно, в проводимой государственной образовательной политике целесообразно сделать акцент на этом вопросе.

Заметим, что хоть эмоции и оказывают влияние на принятие решений, тем не менее в настоящее время существует большой спрос общества на «инвестиционное образование» (таблица 1). По данным Global Investor Study, 88% людей в мире чувствуют необходимость пополнить свои знания в области инвестиций, причем именно больше хотят узнать о социально-ответственных «зеленых» инвестициях (31%), об налогообложении в сфере инвестировании (31%) и о видах инвестиционных активов (27%). Самые уверенные в своих знаниях, это – респонденты из Нидерландов, где 32% не чувствуют необходимости улучшения своих знаний в области «зеленых» инвестиций, 25% людей из Бельгии считают так же.

Противоположная ситуация наблюдается в странах Азии, здесь только 5% людей не нуждаются в пополнения своих знаний, в Китае и Южной Корее 97% людей чувствуют необходимость в улучшении своего понимания инвестиций, за ним следуют Индия, Индонезия и Таиланд – 96%. По мнению автора, в России также остро ощущается необходимость развития финансовой грамотности населения [13, 14]; при этом, в этих программы обучения и просвещения (а ими затрагиваются не только студенты, но и школьники) следует расширить блоки вопросов, связанных с «зеленым» инвестициям. По мнению автора, это будет способствовать прогрессу России в развитии «зеленых» инвестиций, а также «зеленых» финансов и «зеленой» экономики в целом.

Таблица 1 – Отношение населения к «инвестиционному образованию»

Страны

Я не чувствую необходимости улучшать свои знания

Основные способы инвестирования

Налогообложение в сфере инвестиций

Классы активов и их место в инвестиционном портфеле

Затраты на инвестирование / понимание сборов

Социально-ответственные инвестиции

Северная и Южная Америка

10%

26%

32%

27%

28%

34%

Азия

5%

28%

28%

33%

28%

37%

Европа

16%

21%

32%

22%

25%

27%

Австралия

18%

19%

32%

24%

23%

26%

Южная Африка

9%

20%

49%

33%

30%

33%

ОАЭ

6%

29%

27%

30%

26%

36%

Источник: [12].

Заключение

Анализ показывает, что инвесторы в своем стремлении инвестировать все чаще отдают предпочтение компаниям, учитывающим экологические риски, показывающим более устойчивое развитие с учетом экологических, социальных практик корпоративного управления. Объем активов, в управлении которыми учитываются ESG-критерии, ежегодно растет. В 2018 году он составлял, по данным Глобального альянса устойчивых инвестиций (GSIA), $30,7 трлн, увеличившись с 2016 года на 34% [15].

Социально ответственное инвестирование появилось в результате осознания влияния бизнеса на окружающую среду и общество, а также осознания того, что это воздействие должно быть ответственным [16]. Понимая последствия подобного влияния, бизнес должен осуществить переход к учету социальных, экологических, управленческих факторов в инвестиционных проектах и развивать систему «зеленых» инвестиций.

О российской практике в рассмотренном вопросе пока говорить рано. Бизнес, равно как и другие заинтересованные институты, находится в начале пути развития сегмента ответственного «зеленого» инвестирования [17]. В то же время, это «нахождение в начале пути» позволяет учесть опыт зарубежных стран и не повторять тех ошибок, которые они совершали.

В рамках проведенного исследования мы бы хотели обратить внимание на два основных аспекта. Во-первых, полагаться на «рыночную стихию» в столь важном и ответственном вопросе не следует. Необходимо проведение активной государственной политики развития «зеленой» экономики в целом и «зеленого» инвестирования – в частности. Во-вторых, результативность этой политики существенно зависит от экономико-психологических факторов, поэтому они требуют первоочередного учета и активного формирования со стороны государства инструментами информационной и образовательной политики.

Список литературы Экономико-психологические аспекты государственной политики стимулирования ответственных "Зеленых" Инвестиций

  • Багиев Г.Л., Черенков В.И., Черенкова Н.И. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 139-152.
  • Казанцева А.Н. Эко-инновации как инструмент перехода к устойчивому развитию // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 86-90.
  • Vertakova Y.V., Plotnikov V.A. The Integrated Approach to Sustainable Development: The Case of Energy Efficiency and Solid Waste Management // International Journal of Energy Economies and Policy. 2019. Vol. 9. No 4. P. 194-201.
  • Боркова Е.А. Политика устойчивого развития и управление «зеленым» ростом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 16-22.
  • Зеленая экономика и зеленые финансы / под ред. Б.Н. Порфирьева. СПб.: Изд-во «МБИ», 2018. 327 с.
  • Vertakova Y., Plotnikov V. Problems of sustainable development worldwide and public policies for green economy // Economic Annals XXI. 2017. Vol. 166 (78). P. 4-10.
  • Тюрикова Е. У сферы ответственного финансирования огромный потенциал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5cf5a3837a8aa95cb4004637.
  • Боркова Е.А. Использование динамической модели оценки инвестиционного климата в управлении инвестиционными процессами // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 5 (64). С. 19-24.
  • Боркова Е.А., Тимченко М.Н., Маркова А.А. Инвестиции в зеленые технологии как инструмент экономического роста России // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 87-91.
  • Казанцева А.Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 16-20.
  • PwC. ESG for AWM. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/services/sustainability/publ ications/responsible-investment.html.
  • Global Investor Study 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.schroders.com/en/sysglobalassets/digital/in sights/2017/pdf/global-investor-study-2017/theme2/schroders_report-2_eng_master.pdf.
  • Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г. Проекты повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования: обзор материалов панельной дискуссии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-2 (119). С. 109-113.
  • Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г. Разработка концепции программы повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 37-43.
  • Решения G20 не должны приниматься без учета социальных последствий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/news/3018160/85816989.html.
  • Деньги в ответе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5cf8992f7a8aa97ab281d5cc.
  • Зеленые финансы: повестка дня для России: диагностическая записка / Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. Москва, октябрь 2018. 63 с.
Еще
Статья научная