Экопоселения России как субъекты территориального общественного самоуправления
Автор: Гоманова Сильвия Олеговна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 11, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены данные исследований экопоселений России в качестве субъектов территориально-общественного самоуправления (ТОС). Изучение роли местных сообществ в управлении локальными территориями, особенно сельской местности, обусловлено повышением внимания к проблеме изменения и развития гражданской активности населения в социальном управлении муниципалитетами. Определены главные подходы к используемым основным понятиям: ТОС, местное сообщество, экопоселение. На базе эмпирического анализа составлен обобщенный типичный портрет жителей, показаны центральные принципы взаимодействия, раскрыты функции экопоселений, как реализуемые на сегодняшний день, так и активно развивающиеся. Обозначена роль экопоселений в устойчивом развитии сельских территорий. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что экопоселения как местные сообщества комплексного характера имеют огромный потенциал в осуществлении эффективного территориального общественного самоуправления.
Экопоселения, территориальное общественное самоуправление, субъект управления, потенциал экопоселений, местное самоуправление, местные территориальные сообщества, социальная активность, устойчивое развитие территорий
Короткий адрес: https://sciup.org/14938805
IDR: 14938805 | DOI: 10.24158/tipor.2017.11.6
Текст научной статьи Экопоселения России как субъекты территориального общественного самоуправления
В современном российском обществе все чаще поднимаются вопросы участия населения в системе местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является его неотъемлемой частью, а местные сообщества в данном контексте приобретают особую роль в процессах оптимизации и повышения эффективности управления муниципалитетами, оказывая значительное влияние на устойчивое развитие локальных территорий.
Для более детального изучения представленной проблемы необходимо уточнить сущность используемых понятий. Территориальное общественное самоуправление – это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [1]. Исследование и анализ проблем территориального общественного самоуправления позволяют выделить ряд препятствий в формировании продуктивной системы ТОС в нашей стране: социальных (низкая социальная активность), правовых («рамочность» федерального законодательства о порядке организации и деятельности органов ТОС), экономических (недостаток средств).
ТОС являются эффективным ресурсом местного самоуправления, в связи с этим необходимо наладить взаимодействие между ним и властью. На данный момент проблема имеет обоюдоострый характер: местные сообщества не проявляют должной степени социальной активно- сти, а властные структуры не изучают интересы и потенциал местных сообществ. Уровень эффективности ТОС оказывает также непосредственное влияние на устойчивость развития локальных территорий. В этом случае нас интересуют преимущественно сельские местности, поскольку именно там зародились и развиваются экопоселения России.
Экопоселения в нашей стране являются достаточно новым феноменом и могут быть рассмотрены с разных ракурсов. Однако, на наш взгляд, наиболее перспективно изучение их как местных сообществ сельской территории.
Сообщества, ограниченные определенной территорией, в разных источниках называют по-разному – территориальные, «локальные», муниципальные, местные [2, с. 50–55; 3]. Существует множество интерпретаций понятия «местное сообщество», которое в обобщенном виде можно выразить как общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общей инфраструктурой, интересами, ценностями, традициями, основанную на принципах самоорганизации [4]. К значимым критериям местного сообщества относятся тип территории проживания, число жителей, социально-демографические характеристики, причины возникновения, степень социальной солидарности, основная деятельность, уровень доходов, инфраструктура и др. Важными чертами сообществ как субъектов территориального общественного самоуправления являются степень интеграции (чувство причастности к сообществу), доля участия в реализации муниципальных проектов.
По мнению И.В. Бабичева, члены местных сообществ, безусловно, выступают субъектами местного самоуправления, если одной из их основных целей является участие в решении вопросов местного значения [5]. Некоторые авторы предлагают деление локальных местных сообществ на функциональные и территориальные [6], различия в деятельности которых приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Различия территориальных и функциональных сообществ
Показатель |
Территориальное сообщество |
Функциональное сообщество |
Охват компетенции |
Общая компетенция |
Специальная компетенция |
Потребители услуг |
Все граждане территории |
Целевая группа данной территории |
Характер социальных связей |
Территориальные, родственные, дружеские |
Функциональные, корпоративные |
Некоторые авторы предполагают, что функциональные сообщества имеют большее влияние на местную власть по сравнению с территориальными, но именно вторые, в том числе оформленные как ТОС, стремятся к реализации идеальной модели муниципального образования в соответствии с потребностями и интересами в отличие от функциональных сообществ. На наш взгляд, сообщества обоих типов являются активными участниками местного самоуправления и должны дополнять друг друга.
Экопоселения в России служат одним из примеров комплексных местных сообществ [7], поскольку характеризуются не только родственными, дружескими, семейными, территориальными, но и функциональными социальными связями. Отдельное поселение можно рассматривать как территориальное сообщество, а Союз экопоселений и экоинициатив России – как сетевую организацию, объединяющую всех представителей этого феномена в нашей стране, т. е. функциональное сообщество. Данный аспект позволяет говорить о возрастании их значения как субъекта самоуправления.
Мы провели ряд эмпирических исследований в 2013–2016 гг., включающих глубинные интервью с жителями экопоселений страны, экспертные интервью, невключенное наблюдение при посещении экопоселений России Центрального региона. Они позволили дать характеристику экопоселений как местных сообществ и раскрыть их потенциал как субъекта территориального общественного самоуправления.
Изучение потенциала экопоселений как субъекта ТОС невозможно без формирования портрета жителей, включающего социально-демографические характеристики, интересы и ценности, социально-профессиональный состав, преобладающие черты характера и др. Чем дольше существует поселение, тем разнообразнее его состав. Тем не менее в ходе исследования удалось выявить некоторые общие черты и закономерности.
Основная масса людей, переезжающих в экопоселения, – это граждане в возрасте от 27– 30 лет, хотя представители других возрастных групп также предпринимают подобный шаг. Переезд осуществляется чаще всего в молодом и среднем возрасте, поэтому возрастной состав зависит от конкретного поселения и времени его существования. Гендерное соотношение примерно равное, поскольку многие переезжают семьями. Это обусловлено тем, что семья является одной из центральных ценностей. Реже в поселениях можно встретить одиноких людей: это либо представители пенсионного или предпенсионного возраста, либо те, кто в дальнейшем планирует создание семьи. В семьях отмечается тенденция к многодетности. С каждым годом увеличивается количество детей, рожденных в экопоселениях (дети первых поселенцев сейчас при- ближаются к совершеннолетию), возраст большинства детей, родившихся и живущих на сегодняшний день в поселениях, - до 15 лет. Те, кто старше, в основном переехали вместе с родителями. Как показывает опыт исследования, большинство жителей здесь имеют одно или несколько высших образований, есть выпускники MBA, кандидаты и доктора наук, профессоры. Те люди, которые по какой-либо причине не получили высшего образования, по мнению остальных жителей, занимаются самообразованием.
С точки зрения социального статуса и обеспеченности превалирования одного типа над другим нет, что не мешает внутренним взаимодействиям. Тем не менее проще переехать тем, у кого есть какие-либо накопления для начального вложения в покупку земли и строительство, на организационный взнос.
Эксперты выделяют черты характера, которыми чаще всего обладают экопоселенцы: романтизм, творческий подход, ответственность, дружелюбие, стремление к новым знаниям, традиционализм, уверенность в себе, смелость. Одной из отрицательных черт, наблюдающихся на этапе переезда в поселение и сохраняющихся некоторое время, можно назвать ощущение исключительности, снобизм. Данное качество проявляется в основном вначале, в период эйфории, с течением времени оно изменяется, превращаясь в уверенность и упорство в достижении целей. Индивидуализм, присущий многим современным городским жителям, приобретает разумные границы в поселении, иначе он становится преградой для формирования высокой степени солидаризации людей в сообществе.
Профессиональный состав разнообразен: строители, инженеры-электромеханики, автослесари, столяры, пианисты, экономисты, музыкальные педагоги (по классу флейты, гитары, фортепиано, скрипки и т. д.), психологи, штурманы, авиадиспетчеры, ветеринары, социальные психологи, автомеханики, бухгалтеры, экономисты, логисты, инженеры по ремонту бытовой техники, массажисты, учителя, преподаватели, юристы, коучи, филологи, химики-технологи, врачи и др. Род занятий в экопоселении также весьма обширен: экостроительство, питомники для растений, органическое земледелие, валяние из шерсти, пчеловодство, огородничество, мыловарение, проведение семинаров и мастер-классов для гостей, экотуризм, организация детских лагерей, творческих мастерских и индивидуальных занятий с детьми и взрослыми, театральное искусство, преподавательская деятельность и др. Представители творческих профессий в основном не изменили рода деятельности, переехав в экопоселение, остальные либо смогли реализовать свою профессию отдаленно (переводчики, программисты, инженеры-конструкторы, архитекторы и др.), либо переквалифицировались. Область интересов экопоселенцев обычно созвучна роду занятий, так как они считают необходимым заниматься только тем, что действительно интересно и отвечает актуальным потребностям.
Важно отметить, что подавляющее большинство жителей российских поселений - это бывшие горожане, причем, несмотря на стереотип об их неустроенности, это люди состоявшиеся, у которых была хорошая работа или собственный бизнес. Переезд в экопоселение для постоянного проживания активирует процесс ресоциализации, происходит изменение актуальных жизненных ориентиров. На первое место в системе жизненных ценностей выходят семья (любовь), дети, качество окружающей среды и ответственность. Важными также становятся дружеское общение, здоровье, мир, порядок, патриотизм. Важно, что жизненные ценности жителей экопоселений не противопоставляются тем личностным качествам, которые они стараются воспитывать в своих детях и транслируют во внешнюю среду.
Социально-демографический портрет жителей экопоселений дает возможность более полного их анализа в качестве субъекта территориального общественного самоуправления. В основу взаимодействия внутри поселений положены принципы социальной солидарности (единства, доверия, организованности), высокого уровня самоорганизации и гражданской активности в решении возникающих проблем.
О потенциале экопоселений как субъекта ТОС можно сделать вывод на базе их функциональных возможностей, которые уже реализуются во многих поселениях: культурно-просветительских (организация праздников и фестивалей как местного масштаба, так и всероссийского); образовательных (семинары, мастер-классы, экологическое просвещение); демографических (увеличение рождаемости в сельской местности); воспитательных (оздоровление сельского населения, формирование нового здорового нравственно и физически поколения сельчан); социально-экономических (повышение уровня экономической эффективности сельской местности); рекреационных (развитие новых типов сельского туризма, повышение престижности местного туризма). В перспективе - развитие социально-политической и инновационно-технологической функций.
Функциональные возможности и ценности экопоселений фактически отвечают основным целям и задачам федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» [8]. По нашему мнению, устойчивое развитие локальной сельской территории является одним из индикаторов эффективности экопоселений как субъектов территориального общественного самоуправления.
На сегодняшний день экопоселения России активно участвуют в ТОС сельской местности. Кроме того, они имеют огромный потенциал в развитии в качестве субъекта самоуправления.
Ссылки:
-
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 окт. 2006 г. № 131-ФЗ : в ред. от 3 нояб. 2010 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
-
2. Бабун Р.В. Организация муниципального управления. СПб., 2012.
-
3. Мерсианова И.В. Проблемы развития муниципальных сообществ: по результатам эмпирических исследований // Муниципальная власть. 2012. № 1. С. 60–67.
-
4. Лапин В.А. Природа муниципальной власти и местного самоуправления в России // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2, вып. 1. С. 42–52 ; Максимова О.Ю. Социолого-управленческий и правовой анализ локальных местных сообществ как субъектов местного самоуправления // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 2, т. 1. С. 102–106.
-
5. Бабичев И.В. Некоторые подходы к анализу структуры территориального публичного коллектива (населения) муниципального образования и местных сообществ // Местное право. 2012. № 3. С. 3–14.
-
6. Антипьев К.А. Местное сообщество и контроль за муниципальной властью // Управление мегаполисом. 2012. № 2 ; Максимова О.Ю. Указ. соч.
-
7. Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика общества // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 316–324 ; Экопоселения в России и США : сборник статей. Вып. 10 / под ред. М. Соколова. СПб., 2004 ; Gilman R. The Eco-village Challenge [Электронный ресурс] // Living Together. 1991. No. 29. URL: http://www.context.org/iclib/ic29/gilman1/ (дата обращения: 07.11.2017) ; Litfin K.T. Ecovillages: lessons for sustainable community. Cambridge (UK) ; Malden, 2014.
-
8. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : федер. целевая программа. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/83/70/73/598_fcp.pdf (дата обращения: 07.11.2017).
Список литературы Экопоселения России как субъекты территориального общественного самоуправления
- Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ : федер. закон от 6 окт. 2006 г. № 131-ФЗ: в ред. от 3 нояб. 2010 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Бабун Р.В. Организация муниципального управления. СПб., 2012.
- Мерсианова И.В. Проблемы развития муниципальных сообществ: по результатам эмпирических исследований//Муниципальная власть. 2012. № 1. С. 60-67.
- Лапин В.А. Природа муниципальной власти и местного самоуправления в России//Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2, вып. 1. С. 42-52.
- Максимова О.Ю. Социолого-управленческий и правовой анализ локальных местных сообществ как субъектов местного самоуправления//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 2, т. 1. С. 102-106.
- Бабичев И.В. Некоторые подходы к анализу структуры территориального публичного коллектива (населения) муниципального образования и местных сообществ//Местное право. 2012. № 3. С. 3-14.
- Антипьев К.А. Местное сообщество и контроль за муниципальной властью//Управление мегаполисом. 2012. № 2.
- Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика общества//Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 316-324.
- Экопоселения в России и США: сборник статей. Вып. 10/под ред. М. Соколова. СПб., 2004.
- Gilman R. The Eco-village Challenge //Living Together. 1991. No. 29. URL: http://www.context.org/iclib/ic29/gilman1/(дата обращения: 07.11.2017).
- Litfin K.T. Ecovillages: lessons for sustainable community. Cambridge (UK); Malden, 2014.
- Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. : федер. целевая программа. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/83/70/73/598_fcp.pdf (дата обращения: 07.11.2017).