Экспертная оценка государственной поддержки развития сельских районов в Российской Федерации

Автор: Бондаренко Л.В.

Журнал: Вестник аграрной науки @vestnikogau

Статья в выпуске: 5 (50), 2014 года.

Бесплатный доступ

Агентства регионального и муниципального управления, а также сами сельские жители играют ведущую роль в решении проблем развития сельских районов. Для определения мнений, оценок и предложений в области развития сельских районов Центр социальной политики и мониторинга развития сельских районов Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт аграрной экономики» (FSBSI ARSRIAE) опросило экспертов, а также руководителей администраций сельских муниципальных районов, руководителей администраций сельских общин и руководителей сельскохозяйственных организаций. В статье представлен возрастный и гендерный состав респондентов, их образовательный уровень. Из общего числа экспертов 58,5% были главами администраций сельских поселений, 13,9% - руководителями администраций муниципалитетов и 27,6% - руководителями сельскохозяйственных организаций. Экспертам было предложено оценить изменения, произошедшие в российской деревне за последние пять лет, вклад в развитие сельского правительства и федеральных целевых программ, а также новый подход к социальному развитию села, реализованный в Федеральной программе «Устойчивое развитие сельских районов». Анализ ответов показал резкое расхождение взглядов на уровень развития сельских районов между главами обоих уровней правительства и лидерами сельскохозяйственных организаций, которые непосредственно участвуют в сельскохозяйственном производстве и хорошо осведомлены в социально-экономических условия его содержания, причем подавляющее большинство экспертов признает низкую эффективность завершения государственных программ.

Еще

Развитие сельских районов, государственная поддержка, государственные и федеральные целевые программы, опрос, оценка экспертов

Короткий адрес: https://sciup.org/147124196

IDR: 147124196

Текст научной статьи Экспертная оценка государственной поддержки развития сельских районов в Российской Федерации

На совместном заседании Государственного совета и Совета по национальным проектам и демографической политике по вопросам развития сельских территорий, состоявшемся 21.04.2014 г. под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, было отмечено, что в решение проблем села предстоит активно включиться регионам, органам местного самоуправления и самим сельским жителям [1].

В целях выявления мнений, оценок и предложений в области развития сельских территорий Центром социальной политики и мониторинга сельского развития Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ) был проведен опрос экспертов, в качестве которых выступили главы администрации сельских муниципальных районов, главы администрации сельских поселений и руководители сельскохозяйственных организаций.

В опросе участвовали указанные категории экспертов из 40 субъектов Российской Федерации. Общий массив опрошенных составил 330 человек, в том числе 58,5% - главы администраций сельских поселений, 13,9 – главы администраций муниципальных районов и 27,6% - руководители сельскохозяйственных организаций.

Возрастной состав экспертного сообщества: до 30 лет – 5,5%, 31-40 лет – 14, 4155 (60) лет – 70,1, старше 55 (60) лет – 10,4%.

Гендерный состав: мужчины – 64,7%, женщины – 35,3%.

Распределение экспертов по уровню образования выглядит следующим образом: среднее общее – 0,6%, среднее профессиональное – 17,7, высшее и неполное высшее – 81,7%.

В начале опроса экспертам было предложено оценить перемены, произошедшие в российском селе за последнее пятилетие, по четырем качественным параметрам: «жизнь значительно улучшилась», «есть положительные перемены», «перемен практически нет», «жить стало хуже, село деградирует». В ответах в целом по экспертному сообществу со значительным перевесом преобладают позитивные оценки, наличие положительных перемен отметили 48,2% опрошенных.

Анализ ответов по категориям экспертов показал достаточное единодушие среди руководителей органов местного самоуправления и резкое отклонение оценок по нисходящей со стороны хозяйственников, которые непосредственно погружены в реалии сельскохозяйственного производства и социально-экономические условия его ведения.

Так, положительные перемены отметили 54,3% глав администраций муниципальных районов, 57% глав администраций сельских поселений и только 26,4% руководителей сельскохозяйственных организаций. У последней категории экспертов абсолютно преобладают отрицательные оценки. Более 2/5 руководителей сельскохозяйственных организаций считают, что «жить стало хуже, село деградирует» (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка перемен в российском селе за последние 5 лет по категориям экспертов, 2014 г.

Варианты ответа

Все респонденты

% от числа опрошенных, в том числе:

главы администрации муниципального района

главы администрации сельского поселения

руководители сельскохозяйственных организаций

Жизнь значительно улучшилась

5,1

8,7

5,2

3,3

Есть положительные перемены

48,2

54,3

57,0

26,4

Перемен практически нет

18,2

10,9

14,5

29,7

Жить стало хуже, село деградирует

28,2

26,1

22,8

40,6

Затрудняюсь ответить

0,3

-

0,5

-

На рис. 1 представлены ответы всех глав органов местного самоуправления и руководителей сельскохозяйственных организаций, сгруппированные в две позиции: положительную («жизнь значительно улучшилась» и «есть положительные перемены») и отрицательную («перемен практически нет» и «жить стало хуже, село деградирует»). Как видим, у хозяйственников отрицательных оценок больше, чем у руководителей органов местного самоуправления, в 1,9 раза.

Резких различий в ответах экспертов в зависимости от возраста и пола не отмечено. В обеих возрастных группах как среди мужчин, так и среди женщин, абсолютно преобладает ответ «есть положительные перемены».

Гендерные различия наиболее заметны по крайним уровням оценок. Среди женщин существенно больше оценок верхнего уровня («жизнь значительно улучшилась») и меньше нижнего («жить стало хуже, село деградирует») (таблица 2).

Глава органов местного               Руководитель самоуправления        сельскохозяйственной организации

■ – положительная оценка;    ■ – отрицательная оценка

Рисунок 1 - Оценка перемен в российском селе за последние 5 лет руководителями органов местного самоуправления и руководителями сельскохозяйственных организаций, 2014 г.

Таблица 2 - Оценка перемен в российском селе за последние 5 лет в зависимости от возраста и пола экспертов (от числа опрошенных, %)

Варианты ответа

Возраст, лет

Мужчины

Женщины

до 40

41 и старше 60(55)

Жизнь значительно улучшилась

4,7

5,3

4,2

6,9

Есть положительные перемены

48,4

48,5

48,8

47,4

Перемен практически нет

20,3

17,8

17,4

19,0

Жить стало хуже, село деградирует

26,6

28,0

29,6

25,9

Затрудняюсь ответить

-

0,4

-

0,8

Последнее пятилетие можно назвать периодом относительно активной аграрной политики. Осуществлялась Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и стартовала новая – Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [2, 3].

В 2013 г. завершилась федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (ФЦП СРС), реализовавшаяся в течение 11 лет. В 2014 г. начала действовать федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (ФЦП УРСТ) [4, 5]. В этой связи безусловно представляет интерес оценка экспертами эффективности завершенных программ и ожиданий относительно вклада новых в развитие сельских территорий.

Опрос показал, что абсолютное большинство экспертов признаёт завершенные программы низкоэффективными. Вклад программы развития сельского хозяйства оценили как «незначительный» 67,9% респондентов. Доля такой низкой оценки по программе социального развития села несколько меньше – 57,1%.

Положительную оценку ФЦП «СРС» (вклад «значительный» и «существенный») дали 33,7% экспертов, тогда как по Госпрограмме развития сельского хозяйства удельный вес этих оценок составляет только 23,7% (таблица 3, 4).

Виды на будущее отличаются в лучшую сторону, хотя процент респондентов, затруднившихся с ответом, вдвое больше, чем при оценке эффективности завершенных программ.

Пессимистичные ответы (эффект «незначительный») при оценке ожидаемых результатов от реализации Госпрограммы 2013-2020 остаются преобладающими (по всему массиву опрошенных 38%), однако их удельный вес в 1,8 раза ниже, чем по Госпрограмме 2008-2012. С 2,4 до 4,3% увеличилась доля респондентов, ожидающих большого вклада этой программы в развитие сельских территорий, относительное количество экспертов, которые рассчитывают на «значительный» и «существенный» эффект, возросло практически вдвое.

Таблица 3 - Оценка вклада в развитие села Госпрограммы развития сельского хозяйства 2008-2012 гг. по категориям экспертов (от числа опрошенных, %)

Варианты ответа

Все респонденты

в том числе:

главы администрации муниципального района

главы администрации сельского поселения

руководители сельскохозяйственных организаций

Большой

2,4

4,3

2,1

2,2

Значительный

6,7

10,9

6,2

5,5

Существенный

17,0

30,4

14,5

15,4

Незначительный

67,9

52,2

72,5

65,9

Затрудняюсь ответить

6,0

2,2

4,7

11,0

Таблица 4 - Оценка вклада ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» в обустройство села по категориям экспертов (от числа опрошенных, %)

Варианты ответа

Все респонденты

в том числе:

главы администрации муниципального района

главы администрации сельского поселения

руководители сельскохозяйственных организаций

Большой

2,7

2,2

3,1

2,2

Значительный

10,9

13,3

11,9

7,7

Существенный

22,8

24,4

24,9

17,6

Незначительный

57,1

57,8

53,9

63,7

Затрудняюсь ответить

6,5

2,3

6,2

8,8

По ФЦП «УРСТ» удельный вес позитивных ожиданий («большой эффект») в 2,1 раза превысил аналогичную позицию по ФЦП «СРС», а негативные оценки («незначительный эффект») сократилась в 1,7 раза – с 57,1 до 34,2% и сравнялись с ответом «существенный эффект».

Несмотря на отмеченную положительную динамику в оценке фактических результатов и ожиданий в программном обеспечении развития сельских территорий, видение будущего, к сожалению, нельзя назвать оптимистичным.

Как и по завершенным программам, в целом более низкие оценки дают руководители сельскохозяйственных организаций, особенно по Госпрограмме (45% назвали ожидаемый эффект от ее реализации «незначительным»). Среди экспертов этой категории и больше всего сомневающихся. Позицию «поживем - увидим» занимают 15,4% руководителей сельскохозяйственных организаций по Госпрограмме и 25,3% - по ФЦП «УРСТ», что, по всей вероятности, обусловлено печальным опытом секвестирования первоначально установленных объемов ресурсного обеспечения мероприятий ФЦП «СРС» (таблица 5, 6).

Представляют большой интерес оценки экспертным сообществом изменений в региональной политике социального развития села.

В рамках ФЦП «СРС» средства федерального бюджета распределялись по субъектам РФ с учетом их возможностей софинансировать программные мероприятия и сложившихся значений социальных индикаторов в целях «подтягивания отстающих регионов» и таким образом сглаживания сложившейся резкой дифференциации сельских территорий по уровню социального развития.

В рамках ФЦП «УРСТ» строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры привязывается к инвестиционным проектам в АПК и таким образом локализуется в местах создания новых рабочих мест. Такой подход будет иметь двоякий результат.

С одной стороны, произойдет концентрация ресурсов в «точках роста», образуются прочные социальные опоры, без которых невозможно успешное движение локомотива. В этом случае можно рассчитывать на значительный экономический эффект от социальных затрат.

С другой стороны, неперспективные в данном периоде с точки зрения развития АПК сельские поселения окажутся лишенными государственной поддержки и будут деградировать, усилится меж- и внутрирегиональная дифференциация сельских территорий по уровню развития со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями экономического, социально-демографического и геополитического характера.

Таблица 5 - Оценка ожидаемого эффекта от реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства 2013-2020 гг. по категориям экспертов (от числа опрошенных, %)

Варианты ответа

Все респонденты

в том числе:

главы администрации муниципального района

главы администрации сельского поселения

руководители сельскохозяйственных организаций

Большой

4,3

6,5

4,2

3,3

Значительный

14,0

19,5

12,5

14,3

Существенный

31,9

34,8

35,9

22,0

Незначительный

38,0

28,3

37,0

45,0

Затрудняюсь ответить

11,8

10,9

10,4

15,4

Таблица 6 - Оценка ожидаемого эффекта от реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категориям экспертов (от числа опрошенных, %)

Варианты ответа

Все респонденты

в том числе:

главы администрации муниципального района

главы администрации сельского поселения

руководители сельскохозяйственных организаций

Большой

5,8

8,7

5,2

5,5

Значительный

13,7

21,7

12,4

12,1

Существенный

34,2

30,4

40,9

22,0

Незначительный

34,2

34,8

33,7

35,1

Затрудняюсь ответить

12,1

4,4

7,8

25,3

На вопрос, какой путь государственной поддержки социального развития села, по их мнению, правильный, эксперты ответили следующим образом (таблица 7). Большая часть респондентов (35,3%) заняла первую позицию, считая в принципе целесообразным концентрировать ресурсы в «точках роста». У второй позиции 25,8% сторонников: это эксперты, озабоченные последствиями усиления меж- и внутрирегиональных различий в развитии сельских территорий. Примерно столько же экспертов (25,2%), принципиально не разделяя первый подход, не видят другого выхода в сложившихся условиях жестких ограничений в объеме господдержки социальной сферы села. Противников «размазывания» ресурсов примерно одинаковое число (23-28%) среди различных категорий экспертов. Но в составе глав органов местного самоуправления практически вдвое больше принципиальных сторонников концентрации ресурсов по сравнению с руководителями сельскохозяйственных организаций. Скорее всего, среди последних преобладают руководители хозяйств, в которых в среднесрочной перспективе не предусматривается реализация инвестиционных проектов. Более 2/5 данной категории экспертов затруднились сделать свой выбор по этому сложному вопросу.

Таблица 7 - Оценка нового подхода к социальному обустройству села, реализуемого в ФЦП «УРСТ» – привязки строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры к инвестиционным проектам в АПК по категориям экспертов (от числа опрошенных, %)

Варианты ответа

Все респонденты

в том числе:

главы администрации муниципального района

главы администрации сельского поселения

руководители сельскохозяйственных организаций

Такой подход считаю в принципе правильным, поскольку он позволяет концентрировать средства в «точках роста»

35,3

43,5

39,9

21,1

Такой подход неприемлем, так как он приведет к дальнейшему усилению меж- и внутрирегиональной дифференциации сельских территорий по уровню развития и их поляризации

25,8

28,3

21,2

34,4

В принципе считаю неверным улучшать социальные условия только в населенных пунктах, где развивается АПК, но в условиях жестких ресурсных ограничений это единственный выбор

25,2

28,2

25,4

23,3

Затрудняюсь ответить

13,7

-

13,5

21,0

Таблица 8 - Оценка приоритетности направлений социального развития сельских территорий по категориям экспертов (от числа опрошенных, %)

Направления социального развития

Все респон денты

Ранг ответа

В том числе:

главы админис трации муницип ального района

ранг ответ а

главы админи страци и сельск ого поселе ния

ранг ответ а

руководит ели сельскохо зяйственн ых организац ий

ранг ответ а

Образование (школы, детские сады)

48,2

3

40,0

5

46,9

3

54,9

3

Здравоохранение

66,2

2

64,4

2

65,6

2

68,1

1

Культура

14,9

8

2,2

13

16,1

8

18,7

8

Физическая культура и спорт

19,2

7

8,9

10

24,5

7

13,2

9

Торговое обслуживание

4,6

13

6,7

11

2,1

15

8,8

11

Бытовое обслуживание

11,9

10

4,4

12

13,0

9

13,2

10

Обеспечение услугами связи (почта, телефон)

7,0

12

11,1

8

6,3

13

6,6

12

Доступ в Интернет

10,4

11

11,1

9

12,0

10

6,6

13

Автобусное обслуживание

14,0

9

22,2

7

7,8

11

23,1

7

Электрификация

4,6

14

2,2

14

6,8

12

1,1

15

Газификация

33,5

6

44,4

4

30,7

6

34,1

5

Водоснабжение

34,5

5

40,0

6

38,0

5

24,2

6

Дороги

70,4

1

80,0

1

71,4

1

63,7

2

Обеспечение благоустроенным жильем

41,5

4

48,9

3

42,7

4

35,2

4

Другое

3,7

15

-

15

3,6

14

5,5

14

В оценках приоритетности направлений социального развития сельских территорий абсолютно преобладает позиция «дороги» (70,4%). Среди глав администрации муниципальных районов эту точку зрения разделяют 80% опрошенных. На втором месте по респондентам в целом и по главам органов местного самоуправления здравоохранение (66,2%). По оценке хозяйственников (68,1%), здравоохранение – наиболее слабое звено в социальном развитии села и нуждается в приоритетной поддержке. Близки к этой оценке и главы администраций муниципальных районов (64,4%), и главы сельских поселений (65,6%) (таблица 8).

Высокий рейтинг в целом (48,2%), особенно среди руководителей сельскохозяйственных организаций (54,69%), имеет позиция «образование», включая детское дошкольное. На четвертом месте по всем опрошенным водоснабжение (34,5%) и на пятом с незначительным отрывом (33,5%) газификация. По позиции «другое» в основном отмечалось «создание новых рабочих мест».

Учитывая сложившуюся международную обстановку, необходимо в короткие сроки решить проблему продовольственной, а значит, и политической независимости России. Это возможно только на основе усиления государственной поддержки сельского хозяйства и комплексной модернизации всего агропродовольственного комплекса, а также ускорения темпов социального развития села.

Список литературы Экспертная оценка государственной поддержки развития сельских районов в Российской Федерации

  • Совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике . -Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/20839. -Загл. с титул. экрана. -Дата обращения 14.10.2014.
  • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы»//Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4080.
  • Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 15.04.2014) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы».. -Режим доступа: URL: www.consultant.ru. -Загл. с титул. экрана. -Дата обращения 14.10.2014.
  • Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (с изменениями и дополнениями)//Собрание законодательства Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 49 ст. 4887.
  • Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2013, N 30 (часть II), ст. 4110.
Еще
Статья научная