Экспрессия и очистка четвертого меланокортинового рецептора

Автор: Южакова А.И., Горделий В.И.

Журнал: Труды Московского физико-технического института @trudy-mipt

Рубрика: Биология и медицина

Статья в выпуске: 2 (38) т.10, 2018 года.

Бесплатный доступ

Основной функцией четвёртого меланокортинового рецептора человека (MC4R) является регуляция пищевого поведения. Здесь мы описываем способ получения MC4R в необходимых для кристаллизации количествах. Показана экспрессия белка в клетках кишечной палочки и его очистка с помощью аффинной и гель-фильтрационной хроматографии. Очищенный белок был ренатурирован при помощи неопентил-гликоля (NG310). Также приводится анализ функциональности полученного белка при помощи экспериментов по связыванию лиганда.

Семиспиральные рецепторы, меланокортиновый рецептор, гетерологичная экспрессия

Короткий адрес: https://sciup.org/142215036

IDR: 142215036

Текст научной статьи Экспрессия и очистка четвертого меланокортинового рецептора

Четвертый меланокортиновый рецептор человека (MC4R) входит в семейство семи-спиральных трансмембранных рецепторов, сопряженных с G-белком, и является частью меланокортиновой системы, регулирующей широкий ряд функций в организме. В организме человека, меланокортиновая система, представлена, пятью родственными рецепторами, а-, 3- и у-меланоцитстимулирующими гормонами и адренокортикотропным гормоном, двумя эндогенными антагонистами (Agouty и agouty related protein), а. также двумя вспомогательными белками (махагони и синдекан-3) [1]. Меланокортиновые рецепторы вовлечены в регуляцию широкого ряда, физиологических функций организма, и экспрессируются в различных тканях: они участвуют в регуляции пигментации, выработке гормонов надпочечников, модулировании иммунного ответа, метаболизма, липидов, пищевого поведения и в других процессах. Из-за. их заметной регуляторной роли в перечисленных процессах они рассматриваются в качестве лекарственных мишеней.

Преимущественно MC4R экспрессируется в клетках мозга, где основной его функцией является регуляция потребления и расхода, энергии. Помимо поддержания энергетического

гомеостаза, он также влияет на половое поведение и воспалительные процессы [2]. К настоящему моменту описано более 150 различных мутаций шс4г, расположенных в различных участках гена, часть из которых является причиной моногенного ожирения [3].

Для коррекции функционирования мутантного белка широко применяют различные синтетические лиганды, взаимодействующие с белком и влияющие на его работу. Однако в случае с MC4R подобных лекарственных препаратов, которые бы успешно дошли до клинического применения, до сих пор не найдено. Причиной могут быть многочисленные побочные эффекты, наблюдаемые при испытаниях потенциально эффективных препаратов [4].

Для более эффективного дизайна лекарственных препаратов необходимо понимание точного механизма взаимодействия рецептора с лигандами. В настоящее время известны только частичные структуры MC4R, а именно: ЯМР-структуры второй трансмембранной спирали белка дикого типа и мутанта [5]. В отсутствие кристаллографических структур высокого разрешения разработка лекарств ведется на основании сравнительного моделирования и анализа влияния направленного мутагенеза на функции белка. Получение кристаллографической структуры белка с высоким разрешением становится очень важным для фундаментального понимания работы рецептора и более успешной разработки лекарств.

Основной сложностью структурных исследований рецепторов, сопряженных с G-белком, является получение необходимого количества стабильного и функционального препарата рецептора. Многие мембранные белки вне мембранного окружения теряют свою стабильность, что приводит к уменьшению количества выделяемого препарата, препятствует кристаллизации и получению структуры высокого разрешения. Далее описан способ получения MC4R в необходимых для кристаллизации количествах. Также приведён анализ функциональной активности полученного препарата белка.

  • 2.    Результаты

    2.1.    Создание генетических конструкций и экспрессия белка

  • 2.2.    Очистка белка

Так как получение кристаллов хорошего качества зачастую оказывается весьма сложным, для более эффективного поиска подходящих условий требуется большое количество белка. Также одним из наиболее важных требований, предъявляемых к образцу для кристаллизационных тестов, является гомогенность.

При производстве белков в кишечной палочке возможно достичь высоких уровней экспрессии. Работа с кишечной палочкой относительно проста и позволяет получить большую клеточную массу за короткий срок. Другим достоинством кишечной палочки является отсутствие большинства посттрансляционных модификаций, что особенно важно для кристаллизации.

Поскольку эффективность экспрессии чужеродной ДНК в клетках кишечной палочки может сильно зависеть от состава кодонов и вторичной структуры мРНК [6], фрагмент ДНК-, кодирующий MC4R, был синтезирован таким образом, что неоптимальные для экспрессии в кишечной палочке кодоны были заменены на оптимальные, а на основании вторичной структуры мРНК были выбраны варианты синтетического гена, содержащие наименьшее количество «шпилек». Для последующей очистки с помощью аффинной хроматографии в плазмидную конструкцию к С-концу белка был добавлен участок ДНК, кодирующий б гистидиновых остатков.

Из-за природы мембранных белков для их выделения из мембранного окружения и удержания в растворенном виде часто используют детергенты для их солюбилизации. Так как используемый детергент существенно влияет на стабильность белка и степень его очистки, предварительно были проведены солюбилизационные тесты в малом объеме. Первоочередной целью было получение достаточного количества белка в пересчете на литр культуры, и по результатам сравнительных тестов для последующих очисток в большом объеме был выбран фос-холин 12 (ҒС12). В результате был достигнут стабильный выход MC4R (порядка б мг) из литра бактериальной культуры.

Однако экспериментальные данные свидетельствуют о том, что фос-холин является «жестким» детергентом и может ингибировать связывание белка с лигандом [7]. Поэтому для очисток в больших объемах также были выбраны детергенты DDM и Brij35, экстрагирующие существенно меньшую часть белка из мембран.

Общая последовательность очистки заключалась в следующем: клетки с экспрессированным белком подвергались механическому разрушению при помощи гомогенизатора высокого давления, после чего мембранная часть осаждалась центрифугированием; мембраны ресуспендировались в буфере с добавлением детергента в течение 16-ти часов, после чего нерастворенный остаток удалялся центрифугированием; надосадочная жидкость связывалась с металл-аффинным носителем, который подвергался последующей промывке. Затем белок элюировался и концентрировался для дальнейшей очистки при помощи гель-фильтрации.

  • В табл. 1 приведено сравнение эффективностей очистки для указанных детергентов.

  • 2.3.    Проверка фупкуиоиалъиости белка, очищеппого при помощи фос-холииа 2.4.    Репатурация белка

Таблица!

Использованный детергент

мкг из литра культуры

FC12

>5000

DDM

60

Brij

<180

Таким образом, типичный выход белка в случае с фос-холином составил порядка нескольких (5-6) мг из литра бактериальной культуры. В случае DDM и Brij выход белка получился крайне низким, при этом белок агрегировал в процессе гель-фильтрации.

Наличие белка в анализируемых фракциях, а также чистота препарата оценивалась при помощи акрил-амидного гель-электрофореза и иммуноблоттинга. Для более точного измерения концентрации белка проводились спектрофотометрические измерения гельфильтрационных фракций.

Одной из функций MC4R является его способность к связыванию с лигандами. Эффективным способом проверки связывания белка с лигандом является метод микротермофореза, основанный на анализе термодиффузии в микрообъемах [8]. Для функциональных тестов был выбран HS014 - синтетический аналог а- меланоцитстимулирующего гормона [9]. MC4R, солюбилизированный в фос-холине и окрашенный флуоресцентным красителем AlexaFluor 647, был объединен с лигандом в различных концентрациях, измерения проводились при помощи MonolithNT115. В качестве отрицательного контроля был использован белок, денатурированный додецилсульфатом натрия (SDS) перед связыванием с лигандом. На рис. 1 представлены результаты измерений. Соотношение сигнала к шуму в полученных зависимостях флуоресценции от концентрации лиганда не позволяет сделать вывод о функциональности белка, очищенного при помощи фос-холина.

Поскольку белок, очищенный при помощи фос-холина, не связывал лиганд достаточно эффективно в проведенных экспериментах, мы попытались изменить протокол очистки для получения препарата с большей активностью. Во многих случаях при выделении мембранных белков при помощи детергентов первые теряют свои нативные свойства, подвергаются денатурации и агрегируют, что делает невозможным их дальнейшее исследование. В некоторых случаях удается сохранить часть белка, подобрав условия очистки и стабилизируя его дополнительными соединениями или ренатурируя его в другом детергенте. В данной работе для ренатурации белка был использован детергент неопентил-гликоль (NG310), который может стабилизировать некоторые мембранные белки [10].

Рис. 1. Зависимость флюоресценции от концентрации лиганда, при термодиффузии MC4R в присутствии HS014. Белок, денатурированный в SDS, и белок, очищенный в ҒС12, имеют схожие зависимости флуоресценции от концентрации лиганда, с незначительным соотношением сигнала, к шуму на. всем диапазоне концентраций. Значения флуоресценции нормализованы

Сначала, последовательность очистки осталась такой же по сравнению с очисткой с фос-холином. Как было выяснено при помощи иммуноблоттинга надосадочной жидкости мембран, солюбилизированных в NG310, неопентил-гликоль сам по себе оказался крайне неэффективным для солюбилизации MC4R непосредственно из липидных мембран Е. coll. Поэтому для повышения эффективности очистки мембраны были солюбилизированы сначала в фос-холине, а перевод белка в другой детергент происходил на последующих этапах очистки. Белок солюбилизировали и связывали с NiNTA-сефарозой в буфере с фос-холином, который затем заменяли на. NG310. Результаты эксклюзионной хроматографии образца после аффинной очистки, иммуноблоттинг гель-фильтрационных фракций и ДРС-анализ показаны на рис. 2.

Таким образом, по результатам гель-фильтрации видно, что образец, элюированный с NiNTA-сефарозы, частично агрегировал (8-11 мл), однако часть белка оставалась гомогенной (11, 5-13 мл). Образец, взятый из этих фракций, показал единичный пик (метод ДРС). Характерный выход белка, для такой очистки составил около 3 мг из литра, бактериальной культуры, однако эффективность варьировалась от случая к случаю из-за частичной агрегации белка на металл-аффинном носителе. Эффективность очистки с неопентилом по сравнению с очисткой при помощи фос-холина упала примерно в 2 раза, однако количества, белка, которое получалось таким образом, достаточно для кристаллографических целей.

2.5.    Проверка функциональности ренатурированного белка

Функциональные тесты с MC4R, очищенным в NG310, проводились как описано выше. На рис. 1 показаны кривые зависимости интенсивности флюоресценции в зависимости от концентрации лиганда.

Полученные в эксперименте с ренатурированным белком кривые имеют вид типичных сигмоидальных кривых связывания белка с лигандом. С помощью полученных данных невозможно было рассчитать константу диссоциации, поскольку в эксперименте насыщение не было достигнуто, однако полученные зависимости позволяют говорить о связывании ренатурированного белка с лигандом.

в)

Рис. 2. Результаты (а) - гель-фильтрации препарата на колонке Superdex200i, (б) - анализа фракций после металл-афинной хроматографии и гельфильтрации при помощи иммуноблоттинга и белкового гель-электрофореза (в) - динамического рассеяния света образца, распределение интенсивности света по размеру частиц. 1 - образец гельфильтрационных фракций с 11,5 по 11,75 мл; 2 - образец остаточных агрегатов; 3 - образец белка, элюированного с металл-аффинного носителя

  • 3.    Выводы

Был предложен способ выделения MC4R из мембран Е. coU. В зависимости от детергента, используемого для солюбилизации, выход белка варьировался от десятков микрограмм до нескольких миллиграмм из литра культуры. При очистке при помощи фос-холина выход белка составил около 6 миллиграмм из литра культуры, однако эксперименты по связыванию белка с лигандом подтвердили предположение о том, что фос-холин ингибирует активность MC4R при данном способе очистки.

Способ получения белка, основанный на ренатурирации в неопентил-гликоле, позволяет получить до 3 мг из литра бактериальной культуры. Это существенно меньше по сравнению с очисткой при помощи фос-холина, однако этого количества достаточно для кристаллизационных тестов. Сложно привести сравнение эффективности полученных протоколов с опытом других исследователей, поскольку в литературе описаны способы получения полноразмерного белка из клеток млекопитающих, и, так как исследователи не ставили перед собой целей повышения эффективности экспрессии, выходы белка остаются неуказанными. В исследованиях по получению ЯМР-структуры второй трансмембранной спирали MC4R при экспрессии белка в кишечной палочке и очистке с помощью гуанидин гидрохлорида, выход белка составил 200 мг на литр бактериальной культуры. Этот результат является показателем высокоэффективной очистки [11]. Однако напрямую сравнивать полученные в данной работе результаты нельзя, поскольку эффективность экспрессии полноразмерного белка и его фрагмента могут не коррелировать. Что касается родственных белков, полноразмерных рецепторов, сопряженных с G-белком, примером может быть человеческий Б-2 адренорецептор, полученный в бакуловирусной системе экспрессии клеточной линии Sf9, эффективность данной системы составляла порядка 1мг на 1 литр клеточной культуры [12].

Способность MC4R связываться со специфическим лигандом HS014 была показана при помощи метода термодиффузии в микрообъемах. В условиях нашего эксперимента кривые связывания белка с лигандом не вышли на насыщение. Однако порядок полумаксимальной эффективной концентрации можно оценить в 60-300 мкМ. Разница между наблюдаемыми в эксперименте и описанными в литературе значениями связана с отличиями в дизайне эксперимента и разницей в условиях его проведения [9,13].

Таким образом, здесь представлен протокол получения функционально активного MC4R и показана его способность связывать лиганд. Результаты данной работы позволят продолжить подготовку препарата к дальнейшей кристаллизации и определению его атомарной структуры.

Список литературы Экспрессия и очистка четвертого меланокортинового рецептора

  • Gantz I., Fong T.M. The melanocortin system//AJP-Endocrynology. 2003. V. 284. P. E468-E474.
  • Breit A. . Alternative G protein coupling and biased agonism: New insights into melanocortin-4 receptor signalling//Molecular and Cellular Endocrinology. 2011. V. 331. P. 232-240.
  • Yang Y., Chen M., Loux T. . Molecular Mechanism of the Intracellular Segments of the Melanocortin-4 Receptor for NDP-MSH Signaling//Biochemistry. 2005. V. 44. N 18. P. 6971-6979.
  • Progress in Molecular Biology and Translational Science. V. 88. G Protein-Coupled Receptors in Health and Disease, Part A//Chapter 6 Mutations in Melanocortin-4 Receptor and Human Obesity/ed. by Tao Y. Elsevier, 2009.
  • Yun J., Kim M., Kim K. . Solution structure of the transmembrane 2 domain of the human melanocortin-4 receptor in sodium dodecyl sulfate (SDS) micelles and the functional implication of the D90N mutant//Biochimica et Biophysica Acta. 2015. V. 1484. P. 1294-1302.
  • Boel G. . Codon influence on protein expression in E. coli correlates with mRNA levels//Nature. 2016. V. 529. P. 358-363.
  • Reithmeier R. Structural biology of membrane proteins//Methods. 2007. V. 41, I. 4. P. 353-364.
  • Gudim I., Lofstad M., Hammerstad M. . Measurement of FNR-NrdI Interaction by Microscale Thermophoresis (MST)//Bio-Protocol. 2017. V.7, I. 8.
  • Schioeth H.B. . Discovery of novel melanocortin4 receptor selective MSH analogues//British journal of pharmacology. 1998. V. 124, I. 1. P. 75-82.
  • Chae P., Rasmussen R., Rana R. . Maltose-neopentyl glycol (MNG) amphiphiles for solubilization, stabilization and crystallization of membrane proteins//Nature Methods. 2010. V. 7, I. 12, P. 1003-1008.
  • Park T., Choi S., Gang G. . High-level expression and purification of the second transmembrane domain of wild-type and mutant human melanocortin-4 receptor for solid-state NMR structural studies//Protein expression and purification. 2008. V. 62, I. 2. P. 139-145.
  • Kobilka B.K. . Use of fluorescence spectroscopy to study conformational changes in the beta 2-adrenoceptor//Methods Enzymol. 2002. V. 343. P. 170-182.
  • Yang Y., Chen M., Lai Y. . Molecular determination of agouti-related protein binding to human melanocortin-4 receptor//Molecular pharmacology. 2003. V. 64, I. 1. P. 94-103.
Еще
Статья научная