Экстремистское воздействие на молодежь: от исторических тенденций к современности
Автор: Готчина Лариса Владимировна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Уголовно-правовые науки
Статья в выпуске: 4 (70), 2022 года.
Бесплатный доступ
Предпосылкой исследования явилось усилившееся экстремистское воздействие на молодежь России вследствие снижения взаимопонимания, повышения тревожности, потребности населения в самозащите. В работе проанализированы социально-правовые явления: молодежный экстремизм и наркотизм, установлена их взаимосвязь и взаимовлияние, рассмотрены причины и следствия указанных явлений, которые определяются как угроза национальной безопасности. Выделены тенденции проявления молодежного наркотизма и экстремизма в современной России. Усилению криминального воздействия на молодежь способствовал способ совершения преступлений - «с использованием информационных, телекоммуникационных и высоких технологий». Целью работы является исследование особенностей экстремистского воздействия на молодежь в современной России с учетом исторических тенденций. Проведен контент-анализ работ российских авторов для оценки современного состояния экстремизма, его тенденций. Выводы подкреплены экспертными оценками и результатами социологических исследований. Результаты: отмечается, что экстремизм в России направлен в первую очередь на уничтожение славянской нации руками своего же населения; в России формируется личность преступника особого типа (экстремистская, наркотизированная). В современных условиях необходима государственная программа по усилению информирования молодежи, воспитания, основанного на знании истории своей страны.
Молодежные экстремизм и наркотизм, международные преступления, высоколатентные преступления, молодежь
Короткий адрес: https://sciup.org/142236907
IDR: 142236907 | DOI: 10.33184/pravgos-2022.4.17
Текст научной статьи Экстремистское воздействие на молодежь: от исторических тенденций к современности
Экстремистское воздействие на молодежь на современном этапе усиливается. Молодые люди вербуются криминальныIми структурами, которые заманивают их в свои сети, обещая хорошие заработки. Самое страшное заключается в том, что экстремистская идеология стремится выIтеснить из общественного сознания нравственныIе начала, заменяя гуманность на жестокость, взаимопонимание -на ненависть и месть.
Втягивание молодежи в криминальныIй бизнес в большинстве случаев связано с социальной неустроенностью и с отсутствием финансовой стабильности в жизни, невостре-бованностью или же низкооплачиваемостью полученной профессии. Преобладающее отсутствие в таком возрасте семьи также является фактором молодежной преступности. При этом многолетний постулат, что семья является лучшим фактором сдерживания от преступности и иных форм отрицательных девиаций, еще актуален для России. Однако западное лоббирование отрицания семьи как таковой, насаждение западной концепции «гражданского однополого брака» разрушают многовековые нравственныlе устои российского общества и способствуют криминализации [в том числе экстремистской) населения.
Современной тенденцией молодежной преступности является наркотический экстремизм - применение насилия под воздействием психоактивных веществ.
Эк стрем изм как ид еология на силия
Экстремизм представляет собой призывы[ к насильственныIм действиям против существующего политического строя, социально-экономического уклада жизни страныI или религиозных установок. Насилие применяется как один из ключевых методов экстремистской идеологии, при этом по своей разновидности оно бывает физическим или психическим. ЭлементыI второго просматриваются в действиях, реализуемых на спортивных площадках, когда принимаются решения о допуске к участию в соревнованиях спортсменов «без флага». Получается, что спортивное сообщество больше интересуют не спортивные результа-тыI, а факт непричастности к определенной национальности.
Практика показываетI, что сегодня проблема молодежного экстремизма связана и с самоопределением этой возрастной группыI.
Экстремистское криминальное воздей- ствие на молодежь преследует две основныIе цели:
-
1 ) медленное, но неуклонное уничтожение нации;
-
2 ) вербовка в экстремистские, террористические группы, которая сегодня ярко демонстрируется в ходе специальной военной операции на Украине. Реализации указанной цели способствуют многовековые родственные и социальные связи украинцев и русских, особенно проживающих в приграничных регионах России, как следствие, наблюдается разрыв таких связей, ожесточение людей.
Современные формы проявления экстремизма, терроризма и наркотизма характеризуются тем, что в данную деятельность вовлекается более молодая группа людей. Это неслучайно. В целом молодой возраст характеризуется большой активностью, однако, рассматривая наш вопрос, отметим, что ключевы1м фактором формирования признака молодежности у экстремизма, терроризма и наркотизма является сформировавшаяся в образовательной и молодежной среде западная идеология, насаждаемая и в России. Она разрушает семейные устои, перечеркивает нравственныIе идеалыI, провоцирует ненависть и вражду. Основная цель современной идеологии экстремизма и наркотизма - сокращение численности славянского населения руками самой российской молодежи.
Западная экстремистская идеология в образовательной и молодежной среде сформирована под воздействием переписанных положений учебников по истории XX в., где совсем по-другому интерпретируются события и последствия Великой Отечественной войныI 1941-1945 гг. В результате такого преступного воздействия на молодежь в ряде стран выIросло новое поколение, которое с ненавистью и враждой относится к российскому обществу. То есть появление экстремистски настроенной молодежи - это результат внедрения плановой образовательной программы по формированию личности преступника особого типа. В результате сегодня мы наблюдаем на территории Украины представителей разных экстремистских, террористических и националистских группировок, отличающихся особой жестокостью и цинизмом.
Нарк отик и и эк стремизм
Молодежный экстремизм тесно связан с наркотизмом. Такая взаимосвязь выIявлена на основе результатов ряда российских исследований молодежного экстремизма в России, проведеных в 2003-2006 гг. под руководством доктора социологических наук, профессора А.А. Козлова [1], которые до сих пор актуаль-ныI, а также молодежного наркотизма и мониторинга меняющегося законодательства по противодействию ему [2, с. 24].
«Лидирующей тенденцией наркотизма является приобщение к нему уже на протяжении третьего десятилетия основной группы[ российского населения - молодежи» [2, с. 23]. Так, результатом криминального воздействия является сформировавшаяся значительная часть молодежи, «в чем-то поддерживающая» экстремизм (24 %), среди ее представителей преобладают мужчины (52 %) и несовершеннолетние (57 %), лица, живущие в неполной семье (27,1 %) [1, с. 208-21I1I].
Лица, причастные к наркотизму, имеют такие же социально-демографические характеристики. В частности, и столетие назад, и сегодня подтверждается преобладание мужской вовлеченности в наркооборот [3, с. 78, 84]. Поэтому исследование проблем наркомании чаще имело мужские характеристики в условиях большого города [4, с. 26], где проживает больше половины молодых людей, подверженных экстремистским настроениям (59,1 %) [1, с. 210].
«Обращает на себя внимание связь наркопотоков с зонами глобальной нестабильности» [3, с. 147]. Так, «атрибутами магистрального перемещения героина и кокаина является стремительное разрастание экстремистской и террористической активности в государствах наркотрафика. Именно в этом контексте следует рассматривать транзит кокаина как причину взрывного - в 400 раз - роста насилия в ряде стран Центральной Америки, разрастание экстремизма и терроризма в государствах Западной Африки и Сахеля. В условиях жесткого противостояния ... и конкуренции за ... товар рост насилия и убийств и в странах транзита неизбежно ведет к их дестабилизации. Абсолютно та же логика причинноследственных связей реализуется сегодня и в Центральной Азии на путяхтранзита афганского героина. Таким образом, экстремизм, терроризм и в целом рост насилия - явления производныIе, по сути, вторичные по отношению к двум центрам планетарного наркопроизводства»1.
Полученные нами на основе анализа состояния российского наркотизма и экстремизма результатыI подтверждаются следующими особенностями:
-
« - российские экстремизм и наркотизм характеризуются признаком молодежности;
-
- наркобизнес финансирует экстремизм;
-
- наркопреступность и экстремистская деятельность реализуются организованны1ми преступныIми формированиями;
-
- большинство экстремистов во время совершения преступлений находятся под воздействием наркотических средств или психотропных веществ;
-
- наркотизм и экстремизм - явления, порождающие международные преступления, в том числе против мира и безопасности человечества; они существуют вне государственных границ;
-
- экстремизм и наркотизм - явления труднопрогнозируемыIе, потому что выIсоко-латентныIе. Они проявляются как в странах с тяжелыIм экономическим состоянием, так и в наиболее развитых и благополучных государствах» [2, с. 26-27].
Идеология экстремизма и наркотизма широко пропагандируется на западе и насаждается местному населению. Сращиваясь с культурой народа, идеи насилия и верховенства силыI становятся обыденны1ми, приемлемыIми, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации ряда европейских стран. Так, канцлер Австрии К. Нехаммер назвал един-ственныIй действенныIй выIход против растущей инфляции - употребление алкоголя или психотропных вещ еств2» [15]. Неудивительно, что «экстремистская деятельность в современных условиях направлена против российского населения, а наркотизм - в отношении здоровыIх, независимых от наркотиков россиян, а также то, что лица, допускающие немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, часто совершают деяния, предусмотренные статьями 282.1 и 282.2 УК РФ. Поэтому наркотизм можно рассматривать как экстремизм, на-правленныIй против себя» [5, с. 39].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня необходимо внутригосударственное сдерживание экстремизма на минимальном уровне, потому что, во-первыIх, он снижает российскую безопасность, способствует изменению структурыI преступности в сторону усиления ее организованности, увеличения насильственныIх характеристик, омоложения
1 Док Доклад)€директораК ФСКН: России В.П.lbИванов 30-й Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 25.09.2022).
а 2 НехаНехаммер заявил,[чтоув случае роста инфляции в стрии останется только алкоголь [Электронный ресурс]. URL: litics/2022/07/12/nekhammer-zayavil-ch (дата обращения: 25.09.2022).
его участников и апробации эффективных методов совершения преступлений, например, «с использованием информационныIх, телекоммуникационных и выIсоких технологий». Так, в 2021 г. «заблокировано свыIше 100 тыIс. интернет-ресурсов, содержащих экстремистские призывыI, удалено более 7,5 тыIс. материалов» [6, с. 72]. Во-вторыIх, ухудшает психологическое здоровье населения, повыIшая агрессивность, тревожность, порождая страх, отчуждение людей.
Как нам представляется, криминальное воздействие на молодежь в виде навязывания экстремистских идей с использованием информационно-телекоммуникационных се- тей, Интернета можно нейтрализовать только через грамотное информирование молодежи, воспитание, основанное на знании истории своего государства, что должно стать приори-тетны1м направлением государственной политики России и других стран для формирования в правосознании толерантности, исключения ненависти и враждыI. В этих целях в полной мере необходимо использовать неограниченные возможности российской суверенной государственно-правовой идеологии и русской суверенной философии права. В современной России востребована и государственная программа противодействия наркопреступности и экстремизму.
Список литературы Экстремистское воздействие на молодежь: от исторических тенденций к современности
- Козлов А.А. Терроризм в молодежном сознании: угроза и вопросы безопасности / А.А. Козлов, Э.П. Теплов. - Санкт-Петербург, 2007. - 301 с.
- Готчина Л.В. О взаимосвязи и взаимовлиянии экстремизма и наркотизма / Л.В. Готчина // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 2-3. - С. 23-27.
- Клейменов И.М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, развитие уголовной политики в условиях глобализации : монография / И.М. Клейменов. - Москва : Юрлитинформ, 2014. - 300 с.
- Готчина Л.В. Уголовная ответственность за склонение к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения : монография / Л.В. Готчина, В.В. Семенова. - Москва : Юрлитинформ, 2021. - 152 с.
- Готчина Л.В. Cовременные проявления молодежного экстремизма через экскурс исследований / Л.В. Готчина // Особенности формирования антиэкстремистской и антитеррористической среды в вузе на современном этапе : сборник докладов Международной науч.-практ. конф. Белгород, 17 марта 2022 г. / сост. В.И. Борисовский ; под общ. ред. С.Н. Глаголева. - Белгород : БГТУ, 2022. - С. 33-40.
- Ищук Я.Г. Тенденции цифрового терроризма и экстремизма в период пандемии COVID-19 / Я.Г. Ищук // Правовое государство: теория и практика. - 2022. - № 2 (68). - С. 72-82.