Экстремизм в Японии как общественно-политическая проблема
Автор: Алексеев Олег Николаевич
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Политические науки
Статья в выпуске: 5, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема проявления и развития экстремизма в Японии в ХХ -начале XXI в. Подробно показана деятельность основных ультраправых и леворадикальных движений, существующих на территории страны.
Терроризм, экстремизм, ультраправые движения
Короткий адрес: https://sciup.org/14934408
IDR: 14934408
Текст научной статьи Экстремизм в Японии как общественно-политическая проблема
Международный терроризм как глобальное явление не обошел стороной и такую, казалась бы спокойную и стабильную страну, как Япония. Хотя масштабы и размах данной проблемы не такие, как на Ближнем Востоке или в некоторых других частях мира, но обеспечение ан-титеррористической безопасности является существенным фактором, влияющим на общественно-политическую жизнь страны «восходящего солнца».
В Японии проблема терроризма имеет свои специфические черты и формы проявления. Питательной средой терроризма в этой стране является экстремизм, причем как правый, так и левый.
Так, ультраправовое движение в Японии возникло еще в XIX - начале XX в. Социальную основу составляли представители мелкой буржуазии, студенты. Правые экстремисты были очарованы «мужественным обаянием крови, пота и стали», выдвигали традиционные ценности самураев в противоположность духовному упреку Японской нации. Они предпочитали прямые насильственные действия словам. Рассвет ультраправого движения приходится на годы Второй мировой войны.
За несколько месяцев до бомбардировок Перл-Харбора Министерство просвещения выпустило брошюру «Путь вещей» («Way of Subjects»), которая стала очень популярной среди учеников старших классов и студентов, в ней отражались основные принципы растущего в 1920-1930-е гг. Японского ультранационализма. Ультранационалисты осуждали влияние демократии, социализма, крупного капитала на уклад японской жизни. Ультраправые придерживались мнения о необходимости расширения Японией своих границ, утверждая, что это спасет Японию от перенаселения и экономической изоляции. После 1945 г. оккупационные власти запретили деятельность ультранационалистических организаций. Начало войны в Корее привело к новому всплеску активности ультраправых сил, в 1951 г. уже было 266 националистических организаций [1, c. 120].
По данным Главного полицейского управления в 1989 г. было около 800 ультраправых организаций с общей численностью 120 000 человек. Однако в соответствии с полицейскими отчетами только 50 групп и 23 000 человек можно считать активными. Наиболее влиятельные организации включают те, которые базируются в Токио (например, Всеяпонский Совет патриотических организаций, Общество изучения мыслей молодежи), а также Великая восточная школа, Производственная партия Японии, Совет новой Японии, партия согласия [2]. Всеяпонский Совет патриотических организаций образован в 1959 г., включает 330 националистических организаций, издает журнал «Дзэнай» («Всеяпонский патриотизм») и газету «Кайбяку» («Создание»). Общество изучения мыслей молодежи создано в 1960 г., издает газету «Сэйнэн сисо» («Идеология молодежи»), объединяет 28 организаций. В Осаке действует Совет национальных объединений Великой Японии, в Фукуока – штаб Совета народного движения района Кюсю, в Нагоя – Совет патриотических организаций района Тюбу. В начале 60-х годов XX в., когда пересматривались принципы «договора безопасности» между США и Японией, участились напа- дения на представителей демократических сил, налеты на здания, органы средств массовой информации, выступления и нападения против всего, что имело отношение к левым силам.
Членом одной из ультраправых организаций Айкокуто (Японская Патриотическая партия) 12 октября 1960 г. было совершено убийство председателя Социалистической партии Японии Асанума Иэдзиро во время речи на массовом митинге [3, c. 121]. Экстремисты правого крыла требовали окончания послевоенной системы зависимости от Соединенных Штатов, восстановления довоенного, божественного статуса императора и отказа от статьи 9 Конституции (об отказе от вооруженных сил и от права ведения войны как от суверенного права). Многие консерваторы имели и имеют близкие связи с гангстерами Японии (yakuza).
Ритуальное самоубийство (харакири) одного из самых видных романистов Японии, Мисима Юкио, после провала попытки начать восстание (путч) среди Сил Самообороны Японии в ноябре 1970 г. потрясло население. Мисима и его Общество Щита (Tate no Kai) надеялись, что пересмотр девятой статьи конституции Японии и подъем Сил Самообороны вдохновит на общенациональное признание и обращение к старым ценностям и внесет изменение в послевоенное положение зависимости Японии от США.
В конце ХХ в. «новое правое крыло» становиться более сильным и агрессивным. Ультраправые экстремисты неоднократно предпринимали попытки покушения на жизни высокопоставленных лиц Японии (бывшего Примьер-министра Охира Масаеши, мэра Нагасаки Мотосима Хитоси и других) [4, c. 121].
Питательной почвой для терроризма в Японии является и левый экстремизм. Он возник здесь под влиянием идей анархизма и марксизма. Кредо было сформулировано ведущим идеологом Канити Курудой, провозглашалась задача свержения государственной власти в Японии и уничтожение бюрократии в Коммунистической партии. В 1950-е – 1960-е гг. во время выступления против японо-американского военного союза происходили ожесточенные столкновения с полицией. Во второй половине 60-х гг. Левоэкстремистские организации придерживались линии «насильственного поведения» для выражения протеста против поддержки Японией американской агрессии во Вьетнаме. Устраивались бои с полицией и с применением дубинок, пик, обрезков стальных труб. Социальную базу движения составляют средние городские слои, интеллигенция, студенчество [5, c. 122]. В 70-е – 80-е гг. XX в. численность левых экстремистских организаций в Японии заметно выросло.
Согласно Asahi Nenkan в 1989 г. в Японии было 14 400 активных членов левых экстремистов, организованных в пять главных «потоков» и двадцать семь или двадцать восемь различных фракций. Полное членство составляло приблизительно 35 000 человек. С 1969 г. после создания Сэкигун (Красной Армии Японии) деятельность экстремистов была сосредоточена на новом токийском международном аэропорту в Narita-Sanrizuka. В начале 1970-х гг. радикальные группы и обычно консервативные фермеры сформировали очень необычный союз, чтобы выступить против конфискации земли для строительства этого аэропорта. Конфронтация на участке строительства между тысячами фермеров и радикалов против полиции была сильной, но обошлась без смертельных исходов. Хотя строительство аэропорта было закончено, и он начал функционировать в 1980-х, сопротивление продолжалось в уменьшенном масштабе [6]. Радикалы попытались остановить запланированное расширение аэропорта, организуя партизанские нападения на тех, кто непосредственно или косвенно были вовлечены в продвижение плана по расширению аэропорта. К 1990 г. произошло несколько случаев со смертельным исходом. Были также нападения против мест, имеющих отношение к императору. В январе 1990 г. левые забросали самодельными снарядами императорские резиденции в Токио и Киото [7, c. 123]. В террористических действиях самой важной была японская Красная Армия (Nihon Sekigun). Ее цель заключалась в «создании революционной армии народов Африки, Латинской Америки, Вьетнама, Кореи, Японии» и осуществлении мировой революции. Красная Армия организованна несколькими активистами, эмигрировавшими позже в 1972 г. в страны Ближнего Востока и развернувшими свою деятельность вне Японии.
Члены группировки 31 марта 1970 г. захватили и угнали в Пхеньян японский самолет Боинг 727 с пассажирами, в заложники было взято 129 человек и экипаж. По пути в Фукуока были освобождены 23 пассажира, затем в Южной Корее отпустили 103 человека, после этого боевики заставили экипаж последовать в Пхеньян, где получили политическое убежище. Один из организаторов этих действий Танака Есими в 1996 г. был арестован в Таиланде, после, в 2000 г., его передали в Японию. Из девяти организаторов угона самолета трое умерли в Северной Корее, четверо и сейчас живут там, еще один был в 1988 г. арестован и осужден в Японии после тайного возвращения. Танака Есими приговорил к 15 годам заключения [8]. 30 мая 1972 г. в зале прибытия в аэропорту Lod в Тель-Авиве трое боевиков Красной Армии Японии расстреляли в упор 26 человек, 70 человек были ранены. В 1973 г. боевики предприняли захват посольства Франции в Амстердаме, в 1977 г. захватили японский самолет в Дакке, потребовав у правительства Японии выпустить из тюрем 9 левоэкстремистских активистов, и обменяли их на заложников, а также 6 млн. долларов [9, c. 124]. В 1986 г. было предпринято нападение на посольство США в Джакарте, в 1987 г. – на посольство США в Риме. Еще один из ключевых лидеров Красной Армии Японии Фусако Шигенобу был арестован в Осаке в 2000 г. после того как 30 лет находился в бегах [10]. Его осудили за организацию захвата Французкого посольства и т.д.
В мае 2002 г. была приговорена к 20 годам заключения активистка Красной Армии Японии Екико Экита [11]. В кампаниях по забрасыванию самодельными бомбами зданий больших корпораций, включая Мицуи и Тайсей, в 1974–1975 гг. по вине Экита пострадало более 20 человек при нападении на пять зданий.
Левые активисты имеют тесные взаимоотношения с международными террористическими группами, включая палестинских экстремистов. Японская Красная Армия также имела близкие связи с режимом Ким Ир Сена в Северной Корее, где несколько из боевиков Красной Армии проживали в начале 1990-х. гг. Группировка имела довольно сильную организацию, и стиль ее организации напоминал стиль организации главных японских корпораций.
Мелкие Японские террористы тесно связанны с северокорейскими террористическими организациями. Так, Пхеньян до недавнего времени щедро финансировал террористическую группировку «Йодого» (Yogogo). Активный член этой группировки был замечен не только в Японии, но и в Камбоджи. По данным японской полиции боевики этой организации были замечены в соучастии похищения японских подданных Северо-Корейскими спецслужбами [12].
Ссылки:
Список литературы Экстремизм в Японии как общественно-политическая проблема
- Ротаенко Н.Г. Экстремизм с национализмом в 1. политической жизни Японии. Молодой международный вып. Владивосток, 2004.
- Library of USA Congress, Federal Research 2. division, Country Study. Japan. URL: http://memory.loc.gov/frd/cs/jptoc.html>
- Ротаенко Н.Г. Указ. соч. 3.
- Там же. 4.
- Там же. 5
- Library of USA Congress. 6.
- Ротаенко Н.Г. Указ. соч. 7.
- year term sought for 70 JAL hijacking//The Japan 8. Times. 2001.11 Sept.
- Ротаенко Н.Г. Указ. соч. 9.
- Militant gets 12 years for 70 hijacking//The Japan 10. Times. 2002. 15 Feb
- Red Army member gets 20 years for role in mid-70s 11. bombing//The Japan Times. 2002. 5 Jul.
- «Белая книга полиции Японии» 11.07.2010 года. 12.
- Rotaenko N.G. Ekstremizm s natsionalizmom v politicheskoy zhizni Yaponii. Molodoy mezhdunarod-niy vyp. Vladivostok, 2004.
- Library of USA Congress, Federal Research division, Country Study. Japan. URL: http://memory.loc.gov/frd/cs/jptoc.html> Rotaenko N.G. Op. cit.
- Ibid
- Ibid
- Library of USA Congress.
- Rotaenko N.G. Op. cit. 15 year term sought for 70 JAL hijacking//The Japan Times. 2001.11 Sept.
- Rotaenko N.G. Op. cit. Militant gets 12 ears for 70 hijacking//The Japan Times. 2002. 15 Feb.
- Red Army member gets 20 ears for role in mid-70s bombing//The Japan Times. 2002. 5 Jul. «Belaya kniga politsii Yaponii» 11.07.2010 goda.