Экзистенциальная демократия как модель демократии для развития человеческой личности. Часть I: понятие экзистенциальной демократии и её научное, философское обоснование
Автор: Линде А.Н.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 2, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена разработке оригинальной модели демократии - экзистенциальной демократии. Исследование состоит из двух частей. В представленной здесь первой части даются политологическое, социологическое, а также психологическое и религиозно-философское обоснования экзистенциальной демократии. Одним из основных новшеств экзистенциальной демократии является отход от только прагматического, утилитарно-функционального понимания демократии, направленного на удовлетворение одних материальных потребностей и избрания для этого удовлетворяющей эти нужды элиты - функционирующей государственной администрации. Экзистенциальная демократия обращается к цели духовного развития и достижения духовного блага человека - цели, которая изначально постулировалась для политического процесса ещё Аристотелем в «Политике». Это обращает демократию к проблеме развития личности, раскрытию её подлинного человеческого, свободного и творческого «Я», а не «эго», встроенного в систему. Этому соответствует трактовка человека не как просто биосистемного организма, а как духовного трансцендентного существа, стремящегося к осмысленности своей жизни, согласно гуманистической психологии В. Франкла, Э. Фромма и др. Эти положения представляются особенно актуальными сейчас, во время наступления эпохи постмодерна, общества потребления и кибернетического регулирования жизни человека.
Экзистенциальная демократия, личность, индивид, свобода, система, демократия, смысл,
Короткий адрес: https://sciup.org/149145319
IDR: 149145319 | DOI: 10.24158/pep.2024.2.2
Список литературы Экзистенциальная демократия как модель демократии для развития человеческой личности. Часть I: понятие экзистенциальной демократии и её научное, философское обоснование
- Абхинавагупта. Парамартхасара («Суть высшей истины»). (Перевод с санскрита, предисловие и примечания С.В. Пахомова) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14, № 1. С. 127–139.
- Александер Дж. Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М., 2013. 640 с.
- Амирханов А.М. Триада постмодернистской философии: «смерть Бога» – «смерть автора» – «смерть субъекта» // Kant. 2020. № 2 (35). С. 95–99. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-35.19.
- Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 376–644.
- Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. 384 с.
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М., 2010. 320 с.
- Бердяев Н.А. Спасение и творчество (два понимания христианства) // Смысл творчества. М., 2011. С. 628–653.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. 269 с.
- Буланже П. Жизнь и учение Будды. Public Domain, 1903. 84 с.
- Вебер М. Понимающая социология. М., 2021. 479 с.
- Винер Н. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество // Человек управляющий. СПб., 2001. С. 3–196.
- Грин Р. Законы человеческой природы. М., 2021. 936 с.
- Давыдов Д.А. Посткапитализм и рождение персоналиата. М., 2021. 336 с.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007. 672 с.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. 434 с.
- Кларк М. Эго и Самость: их определение и различие // Журнал практической психологии и психоанализа. 2013. № 1. С. 1–10.
- Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия: чувство – образ – анализ – действие. М., 2015. 384 с.
- Линде А.Н. Сравнительный анализ кейсов технократического государственного управления и делиберативно-демократического самоуправления в интернет-сфере // Право и управление. XXI век. 2020. Т. 16, № 1 (54). С. 51–60. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-1-54-51-60.
- Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М., 1995. 216 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. М., 2013. 351 с.
- Михайловский А.В. Почему мы интересуемся причинами? О трансцендентальном истоке основания у Хайдеггера // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2014. № 1 (15). С. 52–65.
- Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 2005. 880 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 2006. 636 с.
- Прокофьев А.В. Утилитаризм // Философская антропология. 2019. Т. 5, № 2. С. 192–215.
- Спиноза Б. Этика. СПб., 2001. 347 с.
- Тёрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. 277 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2012. 284 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 2010. 314 с.
- Хелд Д. Модели демократии. М., 2014. 544 с.
- Холидей Р. Эго – это враг. М., 2016. 210 с.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 672 с.
- Шмитт К. Понятие политического. СПб., 2016. 567 с.
- Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. 540 с.
- Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. 320 с.
- Buhler Ch. Some Observations on the Psychology of the Third Force // Journal of Humanistic Psychology. 1965. Vol. 5, iss. 1. P. 54–56. https://doi.org/10.1177/002216786500500105.
- Downs A. An Economic Theory of Political Action in a Democracy // Journal of Political Economy. 1957. Vol. 65, iss. 2. P. 135–150. https://doi.org/10.1086/257897.
- Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Massachusetts, 1996. 631 p. https://doi.org/10.7551/mitpress/1564.001.0001.
- Hendricks V.F., Vestergaard M. Digital Roads to Totalitarianism // Reality Lost. Markets of Attention, Misinformation and Manipulation. Springer, 2019. P. 119–137. https://doi.org/10.1007/978-3-030-00813-0_7.
- Pralea C. The Existential Democracy and Its Public Intellectual. The Surprising and Unsettling Challenges Arising from Our Inter-Connected Information Society // Messages, Sages and Ages. 2015. Vol. 2, iss. 2. P. 76–85. https://doi.org/10.1515/msas-2015-0014.
- Sorokin P. Altruistic Love: a Study of American «Good Neighbors» and Christian Saints. Boston, 1950. 272 p.