Экзогенные и эндогенные условия роста инновационной активности малых аграрных форм хозяйствования

Бесплатный доступ

В статье исследуются проблемные аспекты современного состояния аграрной экономики региона с точки зрения перспектив инновационного развития сельскохозяйственного производства и включения в процесс научно-технического обновления регионального агропромышленного комплекса малых форм хозяйствования. Очевидным трендом последнего десятилетия стал рост удельного веса мелких товаропроизводителей в объемах сельскохозяйственного производства. Однако, несмотря на примерный паритет крупных и малых агроформирований в валовом производстве, объемы продукции, произведенные с использованием технологических новаций в малых аграрных формах хозяйствования, пока на порядок ниже, чем в средних и крупных сельскохозяйственных организациях и их объединениях. Авторы считают, создание условий для раскрытия потенциала малых форм сельскохозяйственного производства - главный резерв ускорения темпов инновационного развития аграрного сектора российской экономики. В статье выявлены основные проблемы, препятствующие активизации инновационной составляющей деятельности малых сельскохозяйственных производителей, и определены базовые индикаторы, характеризующие их инновационный потенциал...

Еще

Апк, волгоградская область, инновационный потенциал, риски, модернизация, регулирование, развитие, малые формы хозяйствования, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства

Короткий адрес: https://sciup.org/149131138

IDR: 149131138   |   DOI: 10.15688/re.volsu.2016.3.9

Текст научной статьи Экзогенные и эндогенные условия роста инновационной активности малых аграрных форм хозяйствования

F:\макет_РЭ_3\4\2_Popova_Lata.pmd

DOI:

Необходимость повышения общего технологического уровня производства продовольствия, в сочетании с требованиями ее экологической и органической чистоты, опосредуется не только запросами потребительского рынка, но и отвечает потребностям устойчивого развития, сформулированным в ряде целеполагающих документов Российского государства [6; 12]. Этот постулат признается всеми, без исключения, исследователями, общественными деятелями и населением страны. Однако в том, что касается концептуальных взглядов на методологию решения вышеуказанной задачи, высказываемые экспертами и учеными мнения весьма неоднозначны.

Так, на прошедшем в мае 2016 г. заседании Президиума Экономического совета при Президенте РФ и на последовавшим сразу вслед за ним Петербургском экономическом форуме сформировались два концептуальных направления дальнейшей модернизации российской экономики и, в частности, ее аграрного сектора: 1) умеренно либеральное, в основе которого лежит экономический примат консюмеризма в условиях глобализации; 2) патерналистское, предполагающее жесткий контроль со стороны государства. Причем представители обеих концепций соглашались с возможностью, а в ряде случаев и необходимостью, вмешательства государства в социально-экономические процессы.

Различными оказались и методологические подходы приверженцев того или иного концепта развития: от массированного государственного финансирования целевых программ научно-технического роста, расширения грантовой поддержки новаций, создания государственных инновационных предприятий в аграрном секторе до полного отказа от госфинансирования и привлечения частных (в том числе иностранных) инвесторов, внедрения венчурного инвестирования, организации государственно-частных партнерств для реализации высокотехнологичных проектов и т. п. [3; 9; 11].

По-прежнему остается открытым вопрос об оптимизации каналов трансфера научно-технологических новаций в реальное сельхозпроизвод-ство. В этой связи концептуальное значение приобретает выбор приоритетов в распределении уровня инновационного контента между различными организационно-хозяйственными формами агропромышленного производства [8; 10].

Однако усилий одних только крупных агропредприятий для вывода отечественного сельского хозяйства на качественно новый уровень научно-технического развития недостаточно. Очевидным трендом последнего десятилетия стал рост удельного веса мелких товаропроизводителей в объемах сельскохозяйственного производства. По результатам статистического наблюдения в 2015 г., малыми формами хозяйствования (МФХ) было произведено не менее половины российского валового объема сельхозпродукции. Несмотря на примерный паритет крупных и малых агроформирований в валовом производстве, объемы продукции, произведенные с использованием технологических новаций в МФХ, на порядок ниже, чем в сельскохозяйственных организациях (СХО) и их объединениях [2; 9; 11]. Очевидно, что в раскрытии потенциала малых форм сельскохозяйственного производства кроется главный резерв ускорения темпов инновационного развития аграрного сектора российской экономики.

На региональном уровне преобладание малых форм аграрного производства наиболее очевидно в субъектах с развитой аграрной составляющей экономики. Это прежде всего Юг России, Башкортостан, Казахстан, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Белгородская области и т. д.

В Волгоградской области малыми формами хозяйствования обеспечивается содержание более 85 % общей численности крупного рогатого скота, в том числе 88,7 % коров, 65,6 % свиней, 84,8 % овец и коз. В совокупности ими производится 64 % мяса, более 92 % молока, 63,1 % шерсти, 49,9 % яиц. Удельный вес малых форм хозяйствования в структуре производства продукции растениеводства области составляет по различным культурам от 72 до 96 %. Волгоградская область относится к числу российских регионов, где экономические позиции фермеров традиционно сильны. Несмотря на относительную немногочисленность фермерских хозяйств, их доля в валовом областном сельхозпроизводстве составляет более 10 %, что заметно превышает общероссийский уровень.

Однако использование потенциала мелких сельскохозяйственных производителей в интересах инновационного развития областного АПК носит в большинстве случаев эпизодический и бессистемный характер [3; 6; 7]. Полноценному раскрытию инновационных возможностей МФХ препятствуют как объективные, так и субъективные факторы. К числу первых можно отнести высокую стоимость кредитных ресурсов, неразвитость сельской логистической инфраструкту- ры, отсутствие (либо значительная удаленность) рынков сбыта; морально устаревшая или предельно изношенная техника; недостаточная государственная поддержка МФХ, противоречивость нормативно правового регулирования и т. п. В числе субъективных факторов: недоверие крестьян техническим новшествам, инертность мышления, психологическая зависимость от стереотипов и т. д.

Для получения реалистичного представления об инновационных возможностях малых сельхозтоваропроизводителей необходимо определить такие индикаторы, с помощью которых можно было бы с достаточной степенью объективности охарактеризовать инновационный потенциал крестьянских фермерских, личных подсобных хозяйств, а также их объединений, представленных в областной аграрной структуре сельскохозяйственными потребительскими кооперативами [4; 5; 8].

По мнению авторов, такими инновационными индикаторами деятельности МФХ являются: уровень квалификации членов К(Ф)Х и ЛПХ, а также их наемных работников; степень компьютеризации деятельности крестьянских хозяйств и использование ими средств ИТ; обеспеченность крестьянских хозяйств сельскохозяйственной техникой (в том числе со сроком эксплуатации менее 5 лет); использование современных технологий выращивания сельскохозяйственных животных и растений; уровень инновационной восприимчивости к технологическим новациям.

Для оценки количественных и качественных показателей восприимчивости МФХ к аграрным новациям и выявления инновационного потенциала малых аграрных формирований авторами настоящей статьи в 2014–2015 гг. проводился комбинированный телефонный и интернет-опрос глав фермерских и личных подсобных хозяйств Волгоградской области.

Несмотря на недостаточную репрезентативность и ограниченные возможности такого рода социологических исследований, данные, полученные в ходе опроса, вполне могут быть использованы и для анализа индикаторов инновационного развития МФХ. Для универсализации результатов с предшествующими научными исследованиями опрос проводился с учетом почвенно-климатического зонирования Волгоградской области. Традиционным для региона является почвенно-климатическое подразделение территории области на пять зон, имеющих собственную специализацию и концентрацию сельскохозяйственного производства: степ- ная зона черноземных почв; сухостепная зона темно-каштановых почв; Волго-Ахтубинская пойма; сухостепная зона каштановых почв; полупустынная зона светло-каштановых почв.

Для большинства глав К(Ф)Х, как показал опрос, основным местом работы является их собственное хозяйство (94 %). В то время как для подавляющего большинства граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, такая деятельность является не основной. Лишь 19 % опрошенных глав ЛПХ сообщили об отсутствии у них других источников дохода. Профессиональное образование имеют 88 % опрошенных глав К(Ф)Х, в том числе 51 % – высшее, 37 % – среднее.

Профессиональная дифференциация опрошенных глав ЛПХ такова: более 27 % составляют рабочие и служащие; 25 % опрошенных являются работниками социальной сферы; около 20 % – работники младшего обслуживающего персонала; 16 % являются безработными. Профессиональное образование есть у 82 % опрошенных глав ЛПХ; 39 % респондентов имеют высшее и неоконченное высшее образование; 32 % – среднее профессиональное и 11 % – начальное и общее профессиональное образование.

Обеспеченность фермерских хозяйств современной компьютерной техникой, по данным опроса, достигает 70 %, однако доступ к сети Интернет имеется чуть более чем у половины опрошенных респондентов – 52 %.

Использование малыми формами хозяйствования средств ИТ для решения задач в сфере агропромышленного производства, к сожалению, остается на крайне низком уровне. В настоящее время только 20 из имеющихся в области 4,4 тыс. фермерских хозяйств используют автоматизированные системы учета «1С-Предприятие». Пользователями онлайн-версий справочных правовых систем, таких как «КонсультантПлюс» и «Гарант», являются около 26 % опрошенных; используют интернет-сервисы информационно-консультационных служб около 7 % опрошенных; 2 % являются зарегистрированными пользователями портала «Госуслуги». Преобладающее значение при использовании фермерами возможностей сети Интернет имеет совершение при ее помощи платежей и покупок сельхозтехники, посадочного материала, молодняка, племенных животных и т. п. Использование же возможностей всемирной сети для продажи готовой продукции, ее брендирования и продвижения на региональных и федеральных рынках на сегодняшний день остается практически невостребованным [1; 7; 12].

Опрос показал зависимость степени технической оснащенности хозяйств от их агрокультурной специализации. Так, например, в степной зоне черноземных почв, имеющей преимущественно растениеводческую специализацию, сосредоточено наибольшее количество техники. Опрошенными респондентами используется: 1 945 ед. тракторов (6 ед. на одно хозяйство), 736 комбайнов (2,5 ед. на одно хозяйство), 925 автомашин грузовых (3 ед. на одно хозяйство), 527 автомашин легковых (1,7 ед. на одно хозяйство).

Хозяйствами населения сухостепной зоны темно-каштановых почв используются 141 трактор, 15 комбайнов, 54 грузовых, 180 легковых автомашин и 120 мотоблоков, мотокультиваторов со сменными орудиями. Более 86 % всех видов техники и транспорта находятся в собственности глав ЛПХ. В среднем на один район анализируемой зоны приходится: 23,5 трактора, 2 комбайна, 9 грузовых и 30 легковых автомашин, 20 мотоблоков, мотокультиваторов со сменными орудиями. Наибольшее количество техники сосредоточено в Жирновском районе (178 шт., или 35 %), наименьшее в Клетском (45 шт., или 9 %).

Одним из центральных аспектов исследования инновационного потенциала областных МФХ стал блок вопросов, задававшихся фермерам с целью определения не только потенциальной возможности внедрения инновационных технологий в их деятельность, но и направленных на выявление уже используемых ими аграрных новаций: инновационных методов организации труда, применения экологически чистых, органических и безотходных технологий, современных способов переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции и пр. В результате было установлено, что, несмотря на неблагоприятный внешнеэкономический фон, нестабильный курс внутренней валюты и другие негативные факторы, фермерами Волгоградской области внедряются инновации практически во все отрасли агропромышленного производства: растениеводство, животноводство, овощеводство, а также все сферы сельскохозяйственной деятельности: мелиорации, культивации, хранения и транспортировки сельхозпродукции, экономики, управления и организации труда и т. п.

Таким образом, сегодня важнейшим фактором устойчивого развития сельского хозяйства является его инновационной компонент, подразумевающий глубокое обновление научной и материально-технической базы сельскохозяйственно- го производства, внедрение инновационных методов организации труда и повышение квалификации кадров, культивирование новых высокопродуктивных видов сельскохозяйственных животных и растений, использование экологически чистых, органических и безотходных технологий переработки, транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Очевидно, что без повышения инновационной активности малых форм хозяйствования добиться поставленных перед российским агропромышленным комплексом задач будет крайне сложно. Этот вывод продиктован потребностями опережающего развития отечественного АПК, демонстрирующего по ряду показателей существенное технологическое отставание от экономически развитых государств. Следует помнить и о том, что в условиях действия ограничительных мер, установленных РФ в ответ на санкции, инновационная модернизация сельского хозяйства становится ключевым фактором обеспечения продовольственной независимости РФ и сохранения стабильности внутреннего рынка.

Несмотря на сравнительно низкую репрезентативность, обусловленную территориальными ограничениями и спецификой субъектного состава респондентов, результаты данного исследования в целом укладываются в общую научную канву и согласуются с концептуальными выводами и теоретическими обобщениями аграрно-экономической науки в области региональной стратификации субъектов аграрной структуры.

Вместе с тем имеются и принципиально новые результаты, анализ которых представляется важным с точки зрения актуализации научной проблематики инновационного развития малых форм хозяйствования в зависимости от их природно-экономического зонирования. В частности, анализ индикаторов инновационного потенциала показывает, что наиболее предпочтительной организационно-хозяйственной формой инновационного развития малых сельскохозяйственных товаропроизводителей являются фермерские хозяйства. Об этом свидетельствует большее по сравнению с другими разновидностями МФХ число компетенций в области использовании современных технологий производства, хранения и переработки сельхозпродукции, производства экологически чистой или органической продукции и т. п. Наиболее ярко тенденция преобладания К(Ф)Х в инновационной сфере проявляется в тех при- родно-экономических зонах, где сложились наиболее благоприятные климатические, почвенные, демографические, транспортно-логистические, научно-производственные и социальные условия.

Список литературы Экзогенные и эндогенные условия роста инновационной активности малых аграрных форм хозяйствования

  • Захарова, Е. Н. Ключевые компетенции как ведущий фактор обеспечения конкурентоспособности АПК региона/Е. Н. Захарова, А. А. Керашев//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2009. -№ 1. -С. 161-169.
  • Канцеров, Р. А. Методы оценки потенциала малых предприятий/Р. А. Канцеров, К. Т. Гедиев//Дайджест-финансы. -2012. -№ 5. -С. 36-41.
  • Керашев, А. А. Потенциал корпоративной интеграции в развитии межотраслевого взаимодействия в АПК России/А. А Керашев, А. А. Мокрушин//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2015. -№ 2 (160). -С. 170-178.
  • Коробов, С. А. Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области/С. А. Коробов//Региональная экономика. Юг России. -2016. -№ 2 (12). -С. 71-78.
  • Курченков, В. В. Экспансия сетевых компаний на региональном потребительском рынке: тенденции и последствия/В. В. Курченков, О. В. Фетисова, Т. В. Чигарева//Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. -2013. -№ 1. -С. 82-88.
  • Липина, С. А. Стратегия обеспечения экологической безопасности Южного макрорегиона/С. А. Липина//Региональная экономика. Юг России. -2015. -№ 1. -С. 62-72.
  • Мелихов, П. А. Правовые проблемы реализации сельскохозяйственной продукции посредством сети Интернет/П. А. Мелихов, Цзиньюй Лю//Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей/под общ. ред. Т. М. Сигитова. -Пермь: ИП Сигитов Т.М, 2016. -С. 158-159.
  • Попова, Л. В. Анализ управления инновационным риском при реализации аграрных новаций/Л. В. Попова, М. С. Лата//Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. -2015. -№ 6. -С. 57-65.
  • Попова, Л. В. Инновационная направленность организационно-экономических преобразований агропродовольственного комплекса/Л. В. Попова, С. В. Рыгин, А. В. Шарахова//Экономика и предпринимательство. -2016. -№ 1-1 (66-1). -С. 77-81.
  • Рябов, И. В. Влияние институциональных факторов на экономический рост/И. В. Рябов, О. О. Смирнова, Е. В. Агапова//Экономика: вчера, сегодня, завтра. -2013. -№ 5-6. -С. 39-46.
  • Смотрова, Е. Е. Анализ и перспективы развития аграрного сектора региона в условиях импортозамещения/Е. Е. Смотрова//Экономика и социум. -2015. -№ 3-2 (16). -С. 808-811.
  • Шепитько, Р. С. Инновационный потенциал сельского хозяйства: методологический аспект/Р. С. Шепитько, И. С. Корабельников//Известия нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2012. -№ 3 (27). -С. 228-232.
Еще
Статья научная