Электронная коммерция и торговля
Автор: Маглинова Т.Г.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 8 (90), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается влияние современных технологий на электронную коммерцию, а именно на цепочку движения товаров, услуг и денег. Так цифровая экономика внесла свои значительные изменения в поставки товаров, услуг до конечного потребителя. Пандемия COVID-19 также способствовала изменению потребительских привычек, распространению электронной коммерции. Однако зависимость от экономического развития страны, отдельной компании не позволяет в должном образе использовать все возможности электронной коммерции. Современные тенденции в области электронной коммерции внесли корректировки и в работу ВТО, так был внесен мораторий на таможенные пошлины на электронные передачи.
Электронная коммерция, цифровая экономика, цифровые платформы, пандемия covid-19, всемирная торговая организация, мораторий на таможенные пошлины
Короткий адрес: https://sciup.org/170195352
IDR: 170195352 | DOI: 10.24412/2411-0450-2022-8-153-156
Текст научной статьи Электронная коммерция и торговля
Глобальные потоки товаров, услуг и денег исторически лежат в основе экономического и социального развития. Эти потоки перевозились разными способами: на кораблях через океаны, на колесницах по древним дорогам, на грузовиках по мощеным дорогам и на грузовых самолетах. В 21 веке глобальные потоки все чаще передаются дейтаграммами - пакетами цифровой информации, передаваемыми по оптоволоконным кабелям [2, 4].
Цифровая экономика стала возможной благодаря двум параллельным событиям: ускоренной скорости оцифровки (преобразование данных из аналоговой формы в цифровую) и цифровизации процессов, известной как цифровая трансформация. Сопутствующее увеличение вычислительной мощности компьютеров позволяет увидеть больше корреляций и извлечь больше информации из данных, чем когда-либо прежде. Данные - это сырье, из которого создаются новые услуги, бизнес-модели и ценности. Оцифровка ведет к дематериализации продуктов, которые ранее коммерциализировались как физические объекты (например, книги, фильмы, игры и музыкальные записи). Цифровые потоки также поддерживают и облегчают все остальные виды традиционных трансграничных потоков: даже когда корабли перевозят физические продукты, клиенты все чаще заказывают и оплачивают онлайн [3].
Оцифровка информации и мгновенный поток данных в Интернете также изменили структуру мировой торговли. Такие услуги, как образование и здравоохранение, которые когда-то было практически невозможно обеспечить за границей, теперь считаются товарными. В то же время растет сервисификация мировой торговли, которую можно понимать как усиление интеграции услуг с товарами. Компании-производители все чаще покупают, производят и продают услуги, дополняющие их товары; услуги все больше включаются в промышленные товары. Примеры серви-сификации включают предоставление (услугу) цифровой упаковки (набора цифровой информации, которая привязывается к продукту при пересечении границы, включая информацию, необходимую для глобального отслеживания) - и услуги, которые продаются потребителю в виде пакета с товарами [1, 5].
Наиболее заметными интерфейсами, соединяющими людей с глобальными потоками, являются цифровые платформы. Amazon и Alibaba - крупнейшие в мире компании электронной коммерции, занимающие огромные доли рынка. Платфор- мы облегчают доступ к рыночной информации и снижают транзакционные издержки для потребителей. Они могут демократизировать электронную торговлю, облегчая доступ к мировому рынку также для микро-, малых и средних предприятий (ММСП). Тем не менее, многие ММСП сталкиваются с препятствиями при доступе к этим платформам. ММСП также может быть сложно конкурировать с продуктами, предлагаемыми самими платформами [6].
Пандемия COVID-19 привела к значительному изменению покупательских привычек во всем мире, ускорив распространение электронной коммерции примерно на пять лет. Кризис привел к расширению электронной коммерции в сторону новых фирм, клиентов и типов продуктов. Электронная коммерция в настоящее время является ключом к покупке предметов первой необходимости и становится все более актуальной для большинства людей. Хотя меры по изоляции для сдерживания COVID-19 носят временный характер, они, вероятно, вызовут долгосрочные изменения в привычках клиентов и бизнес-операциях. Кроме того, электронная коммерция играет ключевую роль не только в смягчении экономического спада, но и в ускорении восстановления экономики [3, 7].
Несмотря на значительные усилия различных правительств по поддержке внедрения электронной коммерции во время пандемии, кризис также показал, что возможности осуществить этот переход значительно различаются. Это произошло из-за пробелов в критических инструментах электронной коммерции., такие как доступ к Интернету и связь, цифровые навыки и развитая почтовая инфраструктура или инфраструктура доставки, между странами и внутри них. Например, страны с более низкими доходами демонстрируют меньшее использование технологий в ответ на COVID-19. Квартальный рост использования Интернета был на 1,3 процентных пункта выше в странах с уровнем дохода ниже среднего в первом квартале 2020 года по сравнению с первым кварталом 2019 года. Этот избыточный рост в 10 раз ниже роста, который наблюдался в странах с высоким уровнем дохода [5].
Быстрее всего к кризису адаптировался крупный бизнес. Многие из них уже были полностью цифровыми и пользовались надежной и хорошо развитой экосистемой электронной коммерции. Рост электронной коммерции принес непропорционально большую пользу сторонним рынкам. В то время как 58% компаний, продающих свои собственные продукты или услуги в Интернете, зафиксировали падение ежемесячной выручки, около 64% сторонних торговых площадок зафиксировали всплеск продаж [6].
Этот сценарий угрожает свернуть прогресс в сокращении глобальной бедности и неравенства и нанести дополнительный ущерб социальной сплоченности и глобальному сотрудничеству. Создание благоприятных условий для процветания электронной коммерции и содействия восстановлению экономики на национальном и международном уровнях имеет первостепенное значение. В этом сценарии международное сотрудничество имеет ключевое значение не только для облегчения беспрепятственной трансграничной торговли, но и для устранения разрывов в цифровой экономике [3, 7].
Всемирная торговая организация (ВТО) конкретные обсуждения электронной коммерции ведет в двух параллельных направлениях. Первый известен как многостороннее направление, которое было запущено в 1998 году после Декларации министров о глобальной электронной торговле. Второй включает группу членов ВТО, которые в настоящее время являются частью Инициативы ВТО по совместному заявлению (JSI) по электронной коммерции [1, 6].
Декларация министров по электронной торговле 1998 г. запустила Рабочую программу по электронной торговле (WPEC) и ввела мораторий на таможенные пошлины на электронные передачи, заявив, что члены «продолжат свою текущую практику не взимания таможенных пошлин с электронных передач» (ВТО, 1998 г.). Мораторий продлевался примерно каждые два года на Министерской конференции
ВТО. Последнее обновление произошло в 2019 году по решению Генерального совета. В последние годы поднимались вопросы о масштабах моратория и его влиянии на доходы развивающихся стран. В то время как развитые страны надеются сделать мораторий постоянным, развивающиеся страны все чаще ставят вопрос о его продлении [7].
WPEC был в основном разработан для достижения понимания торговых аспектов электронной коммерции без заранее установленной цели согласования новых правил. Его основные цели: (1) изучить все связанные с торговлей аспекты электронной коммерции, (2) изучить взаимосвязь между электронной торговлей и соглашениями ВТО, (3) рассмотреть экономические, финансовые потребности и потребности развития развивающихся стран. Программа поручила четырем органам ВТО – Совету по торговле услугами, Совету по торговле товарами, Совету по тор- говым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Комитету по торговле и развитию – изучить электронные вопросы торговли находятся в их компетенции и отчитываются перед Генеральным советом ВТО.
В связи с тем, что электронная коммерция играет все более важную роль в цифровой экономике, некоторые члены утверждали, что ВТО следует более активно включать электронную торговлю в свою повестку дня. Соответственно, первое Совместное заявление по электронной торговле было обнародовано на 11-й Министерской конференции в Буэнос-Айресе 13 декабря 2017 года. 71 подписавшая сторона объявила о своей цели «инициировать совместную исследовательскую работу для будущих переговоров ВТО по торговым аспектам электронной коммерции» [5].
Список литературы Электронная коммерция и торговля
- Ким, Т.Г. Состояние российских ТНК в современных условиях // Вестник ИМСИТ. - 2016. - №1 (65). - С. 64-65.
- Маглинова, Т.Г. Тенденции развития прямых иностранных инвестиций в современных условиях // Современная наука в теории и практике: Монография. - М.: Изд-во "Перо", 2019. - С. 21-40.
- Маглинова, Т.Г. Инвестиции в автоматизацию склада розничных продаж / Т.Г. Маглинова, О.М. Шупило // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 5-4 (68). - С. 146-148.
- Мугаева, Е.В. Управление предпринимательской деятельностью: Учебное пособие для студентов, обучающихся по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей 38.00.00 "Экономика и управление" / Е.В. Мугаева, А.Б. Мещерякова. - Краснодар: Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Изд-во "Новация"), 2022. - 163 с. - 978-5-00179-230-7.
- ISBN: 978-5-00179-230-7 EDN: PIHSUT
- Ешугова С.К., Хамирзова С.К. Развитие электронной коммерции в условиях цифровизации // Новые технологии / New technologies. - 2021. - №17 (3). - С. 95-104.
- Ревинова С.Ю., Третьякова Д.А. Электронная коммерция в России в условиях пандемических ограничений COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Т. 11. - № 4. - С. 1319-1338.
- E-commerce: что это, принцип работы, виды электронной коммерции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-e-commerce//(Дата обращения 02.08.2022).