Элементы аристотелевской доктрины о росте и растущем у Оригена, Мефодия Олимпийского и Григория Нисского

Автор: Петров Валерий Валентинович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.10, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье изучаются особенности рецепции Оригеном рассуждений Александра Афродисийского о росте и растущем. Показано, что Ориген применяет аргументы и примеры, использованные Александром, в своем учении о воскресшем теле. Взяв за основу принцип, согласно которому в количественно изменяющемся теле остаётся неизменной его форма (эйдос), Ориген пытается доказать, что даже если воскресшее тело имеет иное материальное подлежащее, сохраняющаяся тождественность его эйдоса («вида»), позволяет говорить о тождестве прежнего (земного) тела и тела нового, воскресшего. При этом Ориген пренебрегает двумя посылками, ключевыми в рамках перипатетической парадигмы, произведшей учение о росте и растущем. Во-первых, внутриматериальный эйдос не мог отделяться от своего материального подлежащего. Во-вторых, необходимым условием, позволявшим говорить не просто о неотличимости, но о тождестве воскресшего тела, считалось сохранение непрерывности подлежащего, в случае воскресения отсутствующее. Также рассматривается критика учения Оригена Мефодием Олимпийским, и пример неумелого обращения с оригеновской концепцией у Григория Нисского.

Еще

Ориген, александр афродисийский, мефодий олимпийский, григорий нисский, рост и растущее, эйдос тела, телесная идентичность, тело воскрешения

Короткий адрес: https://sciup.org/147103439

IDR: 147103439

Список литературы Элементы аристотелевской доктрины о росте и растущем у Оригена, Мефодия Олимпийского и Григория Нисского

  • Bostock, D. G. (1980) “Quality and Corporeity in Origen,” Origeniana secunda. Second colloque international des études origéniennes, ed. H. Crouzel, A. Quacquarelli. Roma, 323-337.
  • Chadwick, H. (1948) “Origen, Celsus, and the Resurrection of the Body,” Harvard Theological Review 41, 83-102.
  • Crouzel, H. (1989) Origen: The Life and Thought of the First Great Theologian, trans. A. S. Worrall. London.
  • Hennessey, L. R. (1992) “A Philosophical Issue in Origen’s Eschatology: The Three Senses of Incorporeality,” Origeniana Quinta. Papers of the 5th International Origen Congress, ed. R. J. Daly. Leuven, 273-280.
  • Petroff V. (2002а) «Theoriae of the Return in John Scottus’ Eschatology», History and Eschatology in John Scottus Eriugena and His Time. Proceedings of the 10th Conference of the SPES, Maynooth and Dublin, August 16-20, 2000, eds. James McEvoy and Michael Dunne. Leuven, 527-579.
  • Petroff V. (2005в) «Eriugena on the Spiritual Body», American Catholic Philosophical Quarterly 79 (4), 597-610.
  • Афонасин, Е. В. (2015) «Дикеарх о душе», Платоновские исследования 2/1, 226-243.
  • Балалыкин, Д. А. (2015а) «Микроструктура живой материи в натурфилософской системе Галена. Часть 1», Философия науки 65, 119-134.
  • Балалыкин, Д. А. (2015б) «Микроструктура живой материи в натурфилософской системе Галена. Часть 2», Философия науки 66, 95-112.
  • Балалыкин, Д. A. (2015в) «Первая книга трактата Галена О доктринах Гиппократа и Платона», Вопросы философии 8, 124-143.
  • Петров, В. В. (2002б) «Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены», IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01. 2001, Иститут философии РАН), под ред. В. К. Шохина. Москва, 22-58.
  • Петров, В. В. (2004а) «Иоанн Скотт о духовном теле», Учение Церкви о человеке. Материалы Богословской конференции Русской Православной Церкви, Москва, 5-8 ноября, 2001. Москва, 211-239.
  • Петров, В. В. (2004б) «Тело воскресения в богословии Эриугены», Puncta 1-2 , 6-35.
  • Петров, В. В. (2005а) «Ориген и Дидим Александрийский о тонком теле души», Диалог со временем 15, 37-50.
  • Петров, В. В. (2005б) «Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции», Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. Москва, 577-632.
  • Петров, В. В. (2005г) «Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта», Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. Москва, 633-756.
  • Петров, В. В. (2007) «Учение о тонком теле души в эсхатологии Оригена и Дидима Александрийского», Богословская конференция Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви». Москва, 14-17 ноября 2005 г. Материалы. Москва, 266-278.
  • Петров, В. В. (2015а) «Аристотель и Александр Афродисийский о росте и растущем», ΣΧΟΛΗ 9, 394-402.
  • Петров, В. В. (2015б) «Аристотелевская традиция о текучести и преемственности вечно изменчивых живых тел индивидов», Диалог со временем 52, 82-92.
  • Петрова, М. С. (2007) Макробий Феодосий и представления о душе и о мироздании в Поздней Античности. Москва: Кругь.
  • Петрова, М. С. (2015) «Круг чтения Макробия: на примере психологических и натурфилософских представлений», Мера вещей. Человек в истории европейской мысли (Коллективная монография). Под ред. Г. В. Вдовиной. Москва: Аквилон, 60-62 .
Еще
Статья научная