Эльвирский собор: к вопросу об иконоборческих тенденциях в христианстве

Автор: Копцев Александр Александрович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (81), 2018 года.

Бесплатный доступ

Критика религиозных изображений, осуществлявшаяся неоднократно в истории христианства и продолжающаяся по сей день, всякий раз обращается к истории Церкви, чтобы в ней отыскать какие-либо иконоборческие прецеденты. Обнаружение подобного рода свидетельств, по мнению противников образов, должно послужить подтверждением мысли, что отказ от икон не является для христианства периодически появляющимся соблазном, но есть древняя традиция Церкви, которая по тем или иным причинам была утрачена. Особое значение среди таких иконоборческих свидетельств, ввиду своей близости к апостольскому веку и к Самому Христу, занимают факты из жизни Церкви, относящиеся к периоду, предшествующему эпохе Вселенских Соборов. Наиболее интересным свидетельством, с точки зрения канонов Церкви, является 36-й канон Эльвирского собора, который говорит о недопустимости присутствия изображений в храмовом пространстве. Данная статья является попыткой определить, в какой мере данный канон может использоваться в качестве аргумента в пользу традиционной аниконичности христианского мировоззрения

Еще

Иконоборчество, эльвирский собор, аниконизм, идолопоклонство, христианство в испании, культ образов, поклонение, икона

Короткий адрес: https://sciup.org/140246615

IDR: 140246615   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10085

Список литературы Эльвирский собор: к вопросу об иконоборческих тенденциях в христианстве

  • Петренко В. И. Богословие икон. Протестантская точка зрения.СПб., 2000. 192 с.
  • Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие. М.: Дар, 2005. 464 с.
  • Рогозин П. И. Откуда все это появилось. URL: htp://www.rusbaptist.stunda. org/rogoz-2.html / (дата обращения: 11.10.2017).
  • Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. Переславль: Изд. братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. 656 с.
  • Чаировић И. ђакон. Богословско-историјске импликације сабора у Елвири(306) // Ниши Византија. XI. Niš, 2011. С. 69-78.
  • Шафф Ф. История христианской Церкви: в 8 т. Т. 2: Доникейское христианство 100-325 г. / пер. О. А. Рыбакова. СПб.: Библия для всех, 2010. 589 с.
  • Arakaki R. A Response to John B. Carpenter's "Icons and the Eastern Orthodox Claim to Continuity with the Early Church". URL: htps://blogs.ancientfaith.com/orthodoxbridge/a-response-to-john-b-carpenters-icons-and-the-eastern-orthodox-claim-to-continuity-with-the-early-church/ (дата обращения: 11.10.2017).
  • Bevan E. Holy Images: An Inquiry into Idolatry and Image-Worshipin Ancient Paganism and in Christianity. London: G. Allen & Unwin, 1940. 184 p.
  • Bigham S. Les chrétiens et les images: les atitudes envers l'art dans l'Égliseancienne. Montréal: Éditions Paulines & Médiaspaul, 1992. P. 106-109.
  • Čairović I. Possible Influence of Hosius of Cordoba on Decisions Madeat the First Ecumenical Council (325): Analogy of Canons from the Councils of Elvira, Arlesand Nicaea // Bogoslovni vestnik. 77. Št. 1. Ljubljana: Glasilo Teološke fakultete v Ljubljani, 2017.P. 97-108.
  • Carpenter J. B. Icons and the Eastern Orthodox Claim to Continuitywith the Early Church // Journal of the International Society of Christian Apologetics. Mathews,2013. Vol. 6. № 1 (April). P. 107-122.
  • Concilium Eleberitanum // PL. 84: 301B-310D.
  • Conrad R. Communal Identity and the Earliest Christian Legislation onArt: Canon 36 of the Synod of Elvira // Perspectives for an architecture of solitude. Turnhout,2004. P. 1-7.
  • Dale A. W. The Synod of Elvira and Christian Life in the Fourth Century.London: Macmillan and Co, 1882. 354 p.
  • Gams P. B. Die Kirchengeschichte von Spanien, Bd. 2, 1: Vom: Jahr 305 bis588. Regensburg: Verlag von Georg Joseph Manz, 1864. 492 s.
  • Grigg R. Aniconic Worship and the Apologetic Tradition: А Note onCanon 36 of the Council of Elvira // Church History. Vol. 45. № 4 (Dec). Cambridge: Cambridge University Press, 1976. P. 428-433.
  • Hefele K. J. A History of the Councils of the Church: To the Close of the Council of Nicaea, A. D. 325. Edinburgh: T. & T. CLABK, 1872. 502 p.
  • Laeuchli S. Power and Sexuality. The Emergence of Canon Law at the Synod of Elvira. Philadelphia: Temple University Press, 1972. 144 p.
  • Lázaro Sánchez M. J. L'état actual de la Recherche sur le conciled'Elvire // RSR. 2008. Vol. 82. № 4. P. 517-546.
  • Martini G. V. Is Tere Really a Patristic Critique of Icons? URL: htps://blogs.ancientfaith.com/orthodoxyandheterodoxy/2013/05/20/is-there-really-a-patristic-critique-of-icons-part-3-of-5/ (дата обращения: 11.10.2017).
  • Meigne M. Concile ou collection d'Elvire? // Revue d'Histoire Ecclesiastique,70. Louvain, 1975. P. 361-387.
  • Strezova A. Overview on Iconophile and Iconoclastic Attitudes towards images in Early Christianity and Late Antiquity // Journal for the Study of Religions and Ideologies.12 (36). Cluj Napoca: SACRI, 2013. P. 228-258.
  • Synod of Elvira // The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge ed. by S. M. Jackson in XIII vol. Vol. IV: Draeseke - Goa. New York;London: Funk and Wagnalls Company, 1909. P. 116.
Еще
Статья научная