Эмиграция населения из России в Болгарию в 1919–1924 гг
Автор: Морошкин Владимир Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 4, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье освещается процесс эмиграции военных и гражданских лиц из России в Болгарию в 1919–1924 гг.
Эмиграция, беженцы, белоэмигранты, болгария
Короткий адрес: https://sciup.org/170166911
IDR: 170166911
Текст научной статьи Эмиграция населения из России в Болгарию в 1919–1924 гг
З начительная часть миграционного потока военных и граждан -ских лиц из России, порожденного условиями Гражданской войны в России, оказалась в Болгарии, которая находилась недалеко от российских черноморских портов, Турции и Румынии, откуда шел основной поток беженцев из России.
Первая крупная волна эмиграции в Болгарию проходила в январе 1920 г., главным образом через Румынию, которая неохотно про -пускала беженцев из России на свою территорию. После разгрома армии Деникина в Болгарию через Румынию прибыло несколько тысяч белоэмигрантов1. Вторая волна эмиграции проходила в фев -рале 1920 г. из Одессы, где накопилось около 30 тыс. военных и гражданских беженцев.
Третья волна эмиграции из России в Болгарию проходила из Новороссийска в марте 1920 г. Но при погрузке судов в Новороссийске наблюдалась паника и неразбериха. В результате часть военных и гражданских беженцев так и не смогли эвакуи роваться. Все корабли, ушедшие в Болгарию, добрались успешно, за исключением парохода «Колхида», затонувшего возле Варны. Благодаря оперативной помощи команд кораблей «Россия» и «Колыма», все пассажиры с тонувшего корабля были спасены2.
Четвертая, самая большая волна эмиграции проходила из Крыма в ноябре 1920 г. после разгрома войск Врангеля. Для решения во -просов эвакуации правитель белой России провел серию встреч с французским верховным комиссаром при своем правительстве графом де Мартелем и представителями других иностранных мис -сий — американским адмиралом Мак-Колли, английским полковником Уолшем, японским майором Такахаси. Несмотря на ошибки в расчетах числа эвакуируемых, которых оказалось в 2 раза больше, погрузить удалось почти всех желающих. В ноябре 1920 г. около 150 тыс. чел. на военных и гражданских судах добрались до Константинополя3. Никогда еще Европа не видела такой массовой эмиграции. Это, в сущности, был исход целых слоев российского населения, в их лице Россия лишилась значительных сил образо ванного общества.
После серии длительных военно политических переговоров белого военного командования с руководством Болгарии в 1921 — 1922 гг. около 35 тыс. российских военных и гражданских лиц были перевезены в Болгарию. Первая небольшая группа русских бежен цев прибыла в Варну 25 декабря 1919 г. на пароходе «Витязь». Затем с 1920 г. до 1922 г. в страну прибыли основ -ные потоки военных и гражданских лиц, и начался процесс их адаптации1. Последние группы беженцев перебрались в Болгарию в 1922 г., в их составе прибыли 853 уча -щихся, группа профессоров и препода -вателей. Затем в 1922 г. приехали 2,5 тыс. белоэмигрантов из Константинополя, со -стоявшие из казаков, гражданских бежен-цев и детей. Кроме этого, в течение 1922 г. в Болгарию было перевезено с Кипра и из Египта 2 600 беженцев из России, пере -бравшихся туда ранее2.
Первым болгарским учреждением, взявшим на себя заботу о первоначаль ном устройстве эмигрантов, их обеспече нии едой, одеждой и жилищем, явилось Славянское общество. По его инициативе Болгарская академия наук, Софийский университет, библиотека-читальня «Сла-вянская беседа», исполнительный коми -тет Македонского общества, Болгарский женский союз, Общество болгарских журналистов, Торговое общество и другие общественные организации обратились к болгарскому обществу с призывом соби рать средства в помощь русским беженцам. По всей стране были созданы местные комитеты по сбору средств и доброволь ных пожертвований, организовывались благотворительные концерты и другие мероприятия. До 1 января 1920 г. было со -брано 749 142 лева. В акцию включился и совет министров Болгарии, выделивший Славянскому обществу на эти нужды 250 тыс. левов. Была создана Комиссия по встрече и размещению прибывающих беженцев, которая ведала обеспечением их жилищем, пищей, медицинской по мощью, одеждой, обувью, средствами на личные расходы3.
По инициативе российского дипломата А.М. Петряева 19 января 1920 г. в здании русской миссии было проведено собра-ние видных представителей софийской общественности. На этом собрании была утверждена первая большая смешанная общественная организация по защите интересов русских беженцев — Русско-болгарский культурно благотворительный комитет. Его основной задачей являлась организация помощи русским беженцам в бытовом устройстве, поиске жилья, трудоустройстве, организации дешевых столовых и др. Общее собрание Русско болгарского комитета 4 апреля 1920 г. избрало постоянным председателем епи скопа Стефана. Это общественное фор -мирование по числу членов и по результа там деятельности было беспрецедентным в истории болгаро русских отношений. Только за год существования комитет су мел собрать добровольные пожертвования на сумму 1 164 573 лева. Благодаря этим средствам была осуществлена денежная помощь 1 150 лицам, вещевая помощь (одежда, обувь и т.п.) — 328 лицам, была внесена плата за обучение в русских учеб ных заведениях 84 необеспеченных рус ских детей на общую сумму 49,2 тыс. ле -вов, организованы бесплатные столовые и интернаты для бедных, в Софии была создана русская гимназия4.
После прибытия беженцев из России осуществлялся процесс их трудоустрой ства. Документальные источники сви-детельствуют об обустройстве в 1924 г. белоэмигрантов из числа военных на значительной территории в Болгарии. В Пернике в шахтах на добыче, сортировке, перемывке и погрузке каменного угля работали 1 310 чел., в Софии на работах разнообразного характера были заняты 1 058 чел., в Пловдиве на сахарном, че репичном и кирпичном заводах, на та бачных складах и стройках работали 251 чел., в Рущуке — 235 чел., в Габрово на фабриках и заводах, стройках и виноград никах — 190 чел., в Тырново на фабриках и заводах, стройках работали 207 русских беженцев, в Свидетво столько же человек рудились на подсобных работах на при станях. В Плачкове 114 чел. занимались добычей, перемывкой и сортировкой каменного угля и работали на коксовых печах, в Шумене трудоустроились 167 чел. на пивоваренных, кирпичных, черепич ных заводах, стройках и в мелких мастер ских. В Станимаке на табачных складах и мельницах работало 133 чел., в Сарамбее на постройке железнодорожной линии трудилось 112 чел., в Белградчике на по -стройке шоссе — 64 чел.5
В Плевене русские эмигранты были трудоустроены на фабриках и заводах, за -нимались разработкой железнодорожного балласта; в Варне они работали на фабри -ках, заводах и в порту; в Гаре — на медных рудниках; в Кирчиме — на постройке электростанции, в слесарной и столярной мастерских; в Стара Загора — на пиво -варенном заводе, табачной фабрике, на стройке и полевых работах; в Дупнице — на лесопильном заводе, постройке желез нодорожной линии, кирпичном заводе; в Горна-Ореховице — на спиртовом, сахар -ном и черепичном заводах; в Бургасе — в порту и на складах; в Кочериново — на де -сопильных заводах; в Рила — на постройке электрических станций и службе в лесни честве; в Тырново-Сеймене — на работах по возделыванию табака, на виноградни-ках и кирпичных заводах; в Княжево — на стройках, канатной фабрике и спиртовом заводе; в Ново -Загоре — на ремонте же -лезнодорожного пути и постройке моста; в Хасково — на табачных складах и по -стройках; в Старой Елисейне — на медной фабрике; в Ямболе — в торговых предпри-ятиях и мастерских; в Выдине — на мелких предприятиях; в Крестеце — на добыче ка-менного угля; в Бела Церкви и Павликане — на сельскохозяйственных работах; в Доспаде — в обозе пограничной стражи и на хозяйственных работах; в Червен Бряге — на кирпичном заводе; в Орхание — на табачной фабрике. Всего было трудо-устроено 7 290 чел. Кроме того, находи -лось в движении, переездах 7 120 чел.1
На основании приведенного перечня можно подсчитать, что в 1924 г. в различ-ных районах Болгарии почти половина эмигрантов из числа бывших военных были заняты на добыче угля, меди, мра мора, работали на сахарных, пивоварен ных, спиртовых, черепичных, кирпичных заводах, различных табачных и канатных фабриках, в морских портах, на сельско хозяйственных работах. Многие гражданские беженцы трудоустроились в ка честве строителей, инженеров, врачей, преподавателей или открыли свой мелкий бизнес2. Эмигранты из России участво -вали в возведении ряда электростанций, мостов и зданий. Силами 1 тыс. русских эмигрантов фактически была построена железная дорога Александрово — Видин. Проектированием и строительством дороги руководили генерал Курбатов, инженер генерал Вердеревский и инже нерный полковник Замраев3.
Высокий уровень трудоустройства эми грантов из России в Болгарии, по срав нению со многими другими странами Европы, стал возможен благодаря госу дарственной и общественной поддержке беженцев из России и благожелательному отношению работодателей, которые оце нивали русских эмигрантов как трудолю бивых и хорошо подготовленных работни ков. Только в Чехословакии и Королевстве Сербо Хорвато Словении в 1920 х гг. была организована адекватная система оказания помощи беженцам из России. А в Китае, например, куда эмигрировало около 500 тыс. чел. из России, беженцы решали свои проблемы сами.
Большой вклад в процесс успешной адаптации эмигрантов из России за гра ницей внесли Лига Наций, Верховный ко -миссариат по делам русских беженцев во главе с известным норвежским исследо вателем Арктики Фритьофом Нансеном, Международный Красный Крест и др. Эти организации способствовали решению вопросов адаптации, трудоустройства и других социально экономических про блем эмигрировавших россиян.