Эмоциональное выгорание у врачей онкологической клиники

Автор: Чулкова В.А., Пестерева Е.В., Комяков И.П., Семиглазова Т.Ю.

Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors

Рубрика: Онкопсихология и сопроводительная терапия

Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140222906

IDR: 140222906

Текст статьи Эмоциональное выгорание у врачей онкологической клиники

В своей деятельности врачи-онкологи вынуждены постоянно сталкиваться с переживаниями пациентов и непроизвольно вовлекаться в них, испытывая повышенное эмоциональное напряжение. В итоге у них формируется синдром эмоционального выгорания как неадаптивная реакция на стресс, возникающий в профессиональной деятельности. Постоянное эмоциональное напряжение, невозможность справиться с профессиональным стрессом создают ряд серьезных проблем у медицинского персонала онкологических учреждений:

появляется чувство эмоциональной усталости и опустошенности, циническое отношение к работе, бесчувственность по отношению к пациентам. Все это обуславливает снижение качества жизни как врачей-онкологов, так и их пациентов.

Цель работы. Исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания врачей, работающих в онкологическом учреждении, в зависимости от их пола, стажа работы, профессиональной мотивации и некоторых личностных особенностей (коммуникативные навыки, субъективное восприятие болезни). Материалы и методы. В исследовании приняли участие 147 врачей (71 мужчина и 76 женщин) различных отделений НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова и слушатели кафедры онкологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова. По возрасту исследованные врачи были разделены на три группы: 1 группа – до 40 лет (29,4%), 2 группа – от 41 до 60 лет (51%), 3 группа – от 61 года (19,6%); по стажу работы – на четыре группы: 1 группа – до 10 лет (31,9%), 2 группа – от 11 до 20 лет (27,7%), 3 группа – от 21 до 30 лет (17%), 4 группа – от 31года и больше (23,4%).

Использовались следующие методы:

  • •    для изучения профессиональной мотивации и некоторых особенностей личности врача – интервью в виде анкеты;

  • •    для определения уровня профессионального выгорания (ПВ) как состояния физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиональной деятельности – тест профессионального выгорания Н.Е Водопьяновой;

  • •    для выявления эмоционального выгорания (ЭВ), отражающего выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия – методика диагностики уровня эмоционального выгорания (ЭВ) В. В. Бойко, включающая двенадцать симптомов, на основании выраженности которых оценивается формирование различных фаз развития стресса: напряжения, резистенции, истощения.

Результаты. Исследование ПВ отметило средний уровень профессионального выгорания врачей-онкологов: показатели субшкал – эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений – имели умеренную выраженность.

Результаты теста ЭВ показали, что у врачей-онкологов на различных фазах развития стресса доминируют определенные симптомы. Так, в фазе напряжения складывался симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, проявляющийся усиливающим осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. Фаза резистен-ции характеризовалась симптомом расширения сферы экономии эмоций, который проявляется вне профессиональной деятельности, и симптом редукции профессиональных обязанностей в виде попыток сократить обязанности, требующих эмоциональных затрат. На данной фазе врачи нередко не улавливали разницу между двумя принципиально отличающимися явлениям – экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием: врач ограничивал эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на больных, эмоциональный контакт устанавливался не со всеми больными, а по принципу «хочу – не хочу» – неадекватным или избирательным образом.

Корреляционной анализ результатов исследования показал, что мужчины врачи-онкологи и женщины врачи-онкологи практически не различались по степени эмоционального выгорания, что некоторым образом подтверждает высказываемую в литературе гипотезу о том, что профессия врача требует определенных качеств, которые нивелируют различия по полу.

• № 4, Special Edition 1 – 2016 г. (21) • MALIGNANT TUMOURS 273

ОНКОПСИХОЛОГИЯ И СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Обнаружено, что такие симптомы эмоционального выгорания как тревога и депрессия, а также психосоматические и психовегетативные нарушения проявлялись в зависимости от возраста врача-онколога: чем старше врач, тем более выражены указанные симптомы эмоционального выгорания. Так, симптоматика психосоматических и психовегетативных нарушений достоверно выше в 3 группе (возраст врача от 61 года), в сравнении с 1 (возраст врача до 40 лет) и 2 (возраст врача от 41 до 60 лет) группами (р<0,05). Наряду с этим, по мере увеличения стажа работы (соответственно, и возраста) у врача формировался симптом переживания травмирующих обстоятельств: в 3 группе (стаж работы врача от 21 до 30 лет) данный симптом уже сложился. Осознание психотравмирующих факторов, связанных с работой взаимосвязано с вниманием врача к эмоциональной стороне своей деятельности (р<0,05).

Доминирующими мотивами в выборе профессии врача-онколога были: желание лечить людей (помогать) – 44% и интерес к профессии – 30,3%. Доминирующей ценностью работы являлось: удовлетворение от выбранной профессии – 37,6% и значимость профессии для других (чувствует себя значимым, нужным) – 29,4%. Финансовое обеспечение как ценность работы выбрали 7,3% врачей. В этой группе складывался симптом – неудовлетворенность собой и имелись значимые различия с группой врачей, выбравших в качестве доминирующей ценности удовлетворение от профессии (р<0,05). Следует отметить, что симптом неудовлетворенности собой в сочетании с симптомом деперсонализации более характерны для врачей, которые не удовлетворены жизнью в целом, в сравнении с теми, кто, в целом, жизнью удовлетворен (р<0,05).

Общение с пациентом является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача. Исследование показало достоверные различия между врачами, отмечающими наличие трудностей в общении с больными и теми, кто эти трудности не испытывает (р<0,05). У врачей, испытывающих трудности в общении с больными, складывался симптом редукции профессиональных обязанностей, а фаза деперсонализации у них была в стадии формирования. Неспособность врача-онколога обсудить с больным темы, касающиеся продолжительности жизни и ее конечности, способствовала развитию у него симптомов тревоги, депрессии, расширения сферы экономии эмоций.

В ходе исследования была выделена группа врачей, считающих, что болезнь – это наказание. У них отмечался высокий уровень выгорания по ПВ по субшкале деперсонализация (р<0,05).

Заключение. Проведенное исследование показало необходимость психологической подготовки врачей-онкологов, которая может способствовать повышению их коммуникативной компетенции и снижению у них уровня эмоционального выгорания.

Статья