Эндомезентериальная лимфотропная терапия при абдоминальной хирургической патологии в послеоперационном периоде
Автор: Эгамов Ю.С., Рузиев А.Э., Хайдаров С.А.
Журнал: Московский хирургический журнал @mossj
Рубрика: Абдоминальная хирургия
Статья в выпуске: 1 (79), 2022 года.
Бесплатный доступ
Введение. Цель работы. Улучшить результаты лечения оперированных больных при абдоминальной хирургической патологии применением в комплексе лечения эндомезентериальной лимфотропной терапии в послеоперационном периоде.Материал и методы. Проведен анализ результатов хирургического лечения неспецифического язвенного колита и острого распространённого перитонита различного генеза у больных, находившихся в клинике Андижанского государственного медицинского института за период с 2010 по 2020 годы. Пациенты были разделены на две группы: в контрольную группу включены пациенты (n=93), получавшие традиционные методы лечения в послеоперационном периоде, а пациентам основной группы (n=98) в комплекс лечения добавлена эндомезентериальная лимфотропная терапия.Результаты. Анализ эндомезентериальной лимфотропной терапии при абдоминальной хирургической патологии в послеоперационном периоде показывает, что применение этого метода способствует быстрейшему восстановлению функций желудочно-кишечного тракта. При этом на 2-е сутки возобновляется перистальтика кишечника и отхождение газа на 3 сутки, в отличие от больных контрольной группы, у которых восстанавливается функциональная способность желудочно-кишечного тракта на 4-5 сутки. Лейкоцитоз в крови больных основной группы достоверно снижается на 3сутки, а у больных контрольной - на 6 сутки после операции.
Острый перитонит, неспецифический язвенный колит, лимфотропная терапия
Короткий адрес: https://sciup.org/142234540
IDR: 142234540 | УДК: 616.348-003-08
Текст научной статьи Эндомезентериальная лимфотропная терапия при абдоминальной хирургической патологии в послеоперационном периоде
Несмотря на совершенствование методов диагностики и улучшение качества лечебных мероприятий, послеоперационные осложнения и летальность при остром распространённом перитоните (ОРП) остается высокой. Особенно высокая летальность наблюдается при развитии абдоминального сепсиса с развитием полиорганной недостаточности, достигая при этом от 18 до 37 % случаев [1, 6, 10, 15].
Трудность решения проблемы перитонита, наряду с другими причинами, состоит в том, что при лечении ОРП недостаточно корригируется такие факторы, как борьба с источниками интоксикации организма в послеоперационном периоде [2, 5, 13, 11].
Одним из наиболее неблагоприятных в прогностическом значении синдромов ОРП является прогрессирующая эндогенная интоксикация организма, которая связана с очагом поражения в брюшной полости. Этот процесс способствует развитию функциональной кишечной недостаточности с транслокацией бактериальной флоры из кишечника в брюшную полость. Указанные факторы, прогрессируя и вовлекая в процесс органы и системы, являются причиной глубоких метаболических расстройств организма, которые приводят к полиорганной недостаточности и гибели больного [4, 5, 14].
В начале заболевания основную роль играет первичный очаг интоксикации, который часто возникает вследствие деструктивных изменений в органах брюшной полости. Таковыми является и неспецифический язвенный колит (НЯК), этиологические факторы которого до сих пор не известны [3, 12, 13, 14, 15].
Вторичным очагом при абдоминальной хирургической патологии является инфицирование лимфатических узлов брюшной полости и забрюшинного пространства. На фоне этого в лимфатических узлах образуется микроабсцессы, приводящие в последующем к усилению интоксикации организма. При этом в лимфатической системе органов брюшной полости больных отмечается застойное явление, которое также способствует усилению интоксикации организма. Все это оказывает очень негативное воздействие на защитные механизмы кишечника, обеспечивающих его барьерную функцию [1, 2, 4, 7, 12, 13].
Третичный очаг интоксикации при ОРП различного генеза и НЯК является нарушение функции желудочно-кишечного тракта в послеоперационном периоде, при котором вследствие развития интоксикации организма, может отмечаться динамическая кишечная непроходимость, которая больше усугубляет эндотоксикоз организма [5, 6, 14].
Не смотря на полноценную ликвидацию первичного очага инфекции, у большинства больных продолжается ухудшение состояния и нарастание степени интоксикации организма. Вопрос о целесообразности антибактериальной терапии даже при таком тяжелом течении ОРП и НЯК остается не решенным [7, 10, 12, 15].
Вместе с тем доказано, что одним из способов повышения эффективности антибиотикотерапии и коррекции иммунитета при ОРП и НЯК является введение препаратов в лимфатическую систему [10, 12, 13].
Поиск и разработка новых методов адресной доставки лекарственных препаратов в органы-мишени являются актуальными проблемами современной медицины. Одним из таких методов является лимфотропная терапия, обеспечивающая создание в лимфатическом регионе очага поражения патологическим процессом достаточных и стабильных терапевтических концентраций лекарственных препаратов, следовательно, и в органе-мишени.
Цель работы: улучшить результаты лечения оперированных больных при абдоминальной хирургической патологии применением в комплексе лечения эндомезентериальной лимфотропной терапии в послеоперационном периоде.
Материал и методы
Нами проведен анализ результатов хирургического лечения неспецифического язвенного колита и острого распространённого перитонита различного генеза больных, находившихся на стационарном лечении в клинике Андижанского государственного медицинского института за период с 2010 по 2020 годы. Все пациенты были разделены на две группы: в первую – контрольную группу – включены пациенты (n=93), получавшие традиционные методы лечения в послеоперационном периоде, а пациентам во второй – основной группе – (n=98) в комплекс лечения добавлена эндомезентериальная лимфотропная терапия.
Для того, чтобы оценить эффективность эндомезенте-риальной лимфотропной терапии в послеоперационном периоде, мы постарались изучить состояние лимфотока в брыжейках кишечника в норме и при созданной нами модели язвенного колита. Доказательством этому послужила результаты всасывания синьки Эванса из брыжейки кишечника на созданной нами модели язвенного колита после лимфостимуляции (табл. 1).
Таблица 1
Время всасывания синьки Эванса из брыжейки и субсерозного слоя стенки толстого кишечника на фоне созданной модели язвенного колита
Table 1
Time of absorption of Evans’ blue from the mesentery and subserous layer of the colon wall against the background of the created model of ulcerative colitis
| 
           Результаты всасывания синьки Эванса на фоне созданной модели язвенного колита Evans blue suction results against the background of the created model of ulcerative colitis  | 
      ||||
| 
           Точки введения синьки Эванса и время его всасывания Evans Blue Injection Points and its absorption time  | 
        
           Ближе к корню брыжейки Closer to the root of the mesentery  | 
        
           Время всасывания без лим-фостимуляции Absorption time without lymphatic stimulation  | 
        
           Время всасывания после лим-фостимуляции Absorption time after lymphostimulation  | 
        
           Ускорение всасывания в % Acceleration of absorption in %  | 
      
| 
           6 мин. 39 сек ±10 сек. 6 minutes. 39 sec ± 10 sec  | 
        
           4 мин. 02 сек ±10 сек. 4 minutes. 02sec ± 10 sec  | 
        
           36,2±1,4  | 
      ||
| 
           Срединная часть брыжейки The middle part of the mesentery  | 
        
           7 мин. 21сек. ± 21сек. 7 minutes 21 sec ± 10 sec.  | 
        
           4 мин. 32 сек. ±7 сек. 4 minutes 32 sec. ± 10 sec.  | 
        
           40,1±2,8  | 
      |
| 
           Краевая часть брыжейки (ближе к стенке кишечника) The marginal part of the mesentery (closer to the intestinal wall)  | 
        
           8 мин.35 сек. ±13 сек. 8 minutes 35sec. ± 13 sec.  | 
        
           5 мин.02 сек. ±14 сек . 5 minutes 02 sec. ± 14 sec.  | 
        
           39,9±1,3  | 
      |
Из таблицы видно, что после лимфостимуляции лимфоток в брыжейках кишечника улучшается, устраняя при этом лим-фостаз в «лимфатическом коллекторе», который развивается на фоне воспалительного процесса.
Причинами перитонита в основной группе больных (из 98 больных с перитонитом только 68), которым применялись эн-домезентериальная лимфотропная терапия явились: острый деструктивный аппендицит у 29 больных (29,6 %), прободная язва желудка и 12-перстной кишки – у 18 больных (18,4 %), деструктивный холецистит – у 7 больных (7,1 %), гинекологические деструктивные заболевания – у 9 больных (9,2 %), острая кишечная непроходимость – у 5 больных (5,1 %). Сюда, в основную группу, еще вошли больные НЯК в количестве 30 (30,6 %).
Наличие больших изменений в забрюшинном пространстве у больных с различными формами перитонита в виде инфильтрации, отека, набухания, гиперемии, гнойно-воспалительных изменений, а также у всех больных основной группы неспецифическим язвенным колитом явились показанием для включения в комплексное лечение эндомезентериальной лимфотропной терапии.
Всем больным основной группы после завершения основного этапа операции, интраоперационно, в брыжейку кишечника – эндомезентериально в брыжейку кишечника установили изобретенный нами полихлорвиниловый специальный катетер для лимфотропной терапии в послеоперационном периоде и закрепили его при помощи тонкого кетгута в брыжейку кишечника (рис. 1).
    Рис. 1. Интраоперационное установление эндомезентериального катетера
Fig.1. Intraoperative placement of an endomesenteric catheter
Наружный конец катетера выводили из брюшной полости через контрапертуру и фиксировали его к коже передней брюшной стенки живота шелковой нитью (рис. 2).
    Рис. 2. Эндомезентериально установленный катетер
Fig. 2. Endomesenterically inserted catheter
Примененный нами способ установления катетера в брыжейку кишечника отличается тем, что мы ставим катетер на расстоянии 2 см от брыжеечного края кишки, а не в область корня брыжейки. Этим самым избегаем повреждения кровеносных сосудов, образования большой гематомы в брыжейке, перевязки или сдавления крупных лимфатических и кровеносных сосудов вводимыми в него лекарственными средствами.
У больных перитонитом, прежде всего, уделяли внимание борьбе с микробным фактором. В связи с этим в послеоперационном периоде через катетер, установленный в брыжейку кишечника, сразу после проведения лимфостимуляции, начинали лимфотропное введение антибиотиков широкого спектра действия капельным путем. Тут же определяли чувствительность микрофлоры брюшной полости к антибактериальным препаратам. При изучении микрофлоры брюшной полости у
- 
        
84 ,5 % больных были обнаружены кишечная палочка, стафилококк, синегнойная палочка. У остальных больных с острым перитонитом при посеве обнаруживались сочетанные виды микроорганизмов.
 
Наибольшая чувствительность микрофлоры брюшной полости обнаружена к препаратам цефалоспоринового ряда: цефтриаксону и цефазолину (84,7 %) больных с острым перитонитом. Как только была установлена чувствительность к антибиотику, сразу переходили на использование для эндо-мезентериальной лимфотропной терапии данного препарата, которому микробы были чувствительны.
Для лимфотропной терапии в качестве лимфостимулято-ров применяли глюкозо-новокаиновую смесь в соотношении 1:1 в дозе 4 мл на кг массы тела больного с лидазой (0,5 ед/кг), либо добавляя гепарин (80 ед/кг) с учетом свёртываемости крови больного, тимоген в дозе 150 мкг, антибиотики широкого спектра действия (цефалоспорины III–IV поколения: цефазолин либо цефтриаксон) в разовой терапевтической дозе, в дальнейшем с учетом чувствительности микрофлоры брюшной полости к ним.
Лимфотропная терапия при перитонитах проводилась в зависимости от тяжести заболевания и от состояния больного один или два раза в сутки в течение 4–5 дней. При гемиколэктомиях по поводу неспецифического язвенного колита один раз в сутки, а при субтотальных либо тотальных колэктомиях два раза в сутки, также в течение 4–5 дней.
Результаты лечения с применением лимфотропной терапии в послеоперационном периоде сравнивали с показателями контрольной группы больных.
На фоне проведении комплексной терапии в послеоперационном периоде с применением лимфотропной терапии у больных основной группы на 2-е сутки возобновилась перистальтика кишечника, а на 3 сутки отмечено отхождение газа. У больных контрольной группы слабые перистальтические шумы кишечника появились на 3 сутки после операции. Только на 4–5 сутки восстановилась функциональная способность желудочно-кишечного тракта у этой группы больных.
По сравнению с традиционными способами лечения острого перитонита, лейкоцитоз в крови больных основной группы на 3 сутки достоверно снизился, а у больных контрольной группы снижение этого показателя отмечался на 6 сутки после операции. ЛИИ нормализовался у больных основной группы на 4 сутки после операции, а в контрольной группе на 7 сутки. Также, уменьшение СОЭ отмечалось начиная с 4-х суток у больных основной группы, а у больных контрольной группы с 6–7 сутки.
В результате проводимой лимфотропной терапии в комплексе лечения в послеоперационном периоде, количество выделяемой жидкости из брюшной полости у больных основной группы начало уменьшаться по сравнению контрольной начиная с 2-го дня после операции (табл. 2).
Таблица 2
Динамика выделения экссудата из брюшной полости (мл) в послеоперационном периоде при эндомезентериальной лимфотропной терапии и традиционном способе лечения
Table 2
Dynamics of exudate discharge from the abdominal cavity (ml) in the postoperative period with endomesenteric lymphotropic therapy and the traditional method of treatment
| 
           Способ лечения Method of treatment  | 
        
           1 сутки 1 day  | 
        
           2 сутки 2 day  | 
        
           3 сутки 3 day  | 
        
           4 сутки 4 day  | 
      
| 
           Традиционное лечение Traditional treatment  | 
        
           117,2±10,1  | 
        
           100,4±7,9  | 
        
           77,1±5,8  | 
        
           38,4±6,9*  | 
      
| 
           Эндомезентери-альная лимфотропная терапия Endomesenteric lymphotropic therapia  | 
        
           108,4±9,2  | 
        
           60,3±9,6*  | 
        
           20,2±4,1*  | 
        
           5,7±1,3*  | 
      
* - достоверность различия по сравнению с исходными данными (Р<0,05).
Таким образом, при абдоминальной хирургической патологии применяемая лимфотропная терапия в комплексе лечения больных в послеоперационном периоде положительно влияет на восстановительные функции организма, предотвращая осложнения со стороны основного заболевания, сокращает расходы на медикаменты и пребывания больного в стационаре на 1,5±3,5 дней.
Список литературы Эндомезентериальная лимфотропная терапия при абдоминальной хирургической патологии в послеоперационном периоде
- Брискин Б.С., Совченко З.И., Хачатрян Н.Н. Абдоминальный сепсис, роль антибактериальной терапии. Хирургия, 2002. № 4. С. 69–74.
 - Ваккосов М.Х., Исхаков Б.Р. Диагностика и хирургическое лечения полеоперационного перитонита. Хирургия Узбекистана, 2005. № 1. С. 66–71.
 - Воробьев Г.И. Хирургическое лечение осложнений неспецифического язвенного колита. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии, 2003. Т. 13, № 1. С. 73–80.
 - Гостищев В.К., Сажин В.П., Авдовенко А.Л. Перитонит. М: Медицина, 2002, 237 с.
 - Завада Н.В., Гаин Ю.М., Алексеев С.А. Хирургический сепсис. Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2003, 237 с.
 - Кригер А.Г., Шуркалин Б.К., Горский В.А. и др. Результаты и перспективы лечения распространенных форм перитонита. Хирургия, 2001. № 8. С. 8–12.
 - Осиков М.В., Симонян Е.В., Бакеева А.Е., Костина А.А. Экспериментальное моделирование болезни крона и язвенного колита. Современные проблемы науки и образования, 2016. № 4. С. 115.
 - Сажин В.П., Авденко А.Л., Юришеви В.А. Современные тенденции хирургического лечения перитонита. Хирургия, 2007. № 11.С. 36–39.
 - Совалкин В.И. Биологическая терапия воспалительных заболеваний кишечника. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология, 2010. № 3. С. 83–84.
 - Халиф И.Л. Хирургическое лечение и биологическая терапия при язвенном колите. Российский медицинский журнал, 2013. № 31 С. 1632.
 - Чернов В.Н. Белик Б.М., Ефанов С.Ю. Патогенез нарушения висцеральных функции при распространённом перитоните. Вестник хирургии, 2014. № 4. С. 35–38.
 - Эгамов Ю.С., Рузиев А.Э. Значение эндомезентериальной лимфатической терапии в комплексном лечении неспецифического язвенного колита в послеоперационном периоде. Проблемы биологии и медицины, 2019. № 3 (111). С. 163–167.
 - Эгамов Ю.С., Рузиев А.Э., Хайдаров С.А. Эндомезентериальная лимфотропная терапия как метод, предупреждающий осложнений в комплексном лечении неспецифического язвенного колита в послеоперационном периоде. Новый день в медицине, 2019. № 3. С. 299–303.
 - Schein M. Surgical management of intra-abdominal infection is there any evidence? Langenbeck s Arch Surg., 2002, Apr; № 387(1), рр. 1–7.
 - Langan R.C., Gotsch P.B., Krafczyk M.A. et al. Ulcerative colitis: diagnosis and treatment. Am. Fam. Physician, 2007, № 76 (9), рр. 1323–1330.