Эндопротезирование при стенозирующих поражениях пищевода различной этиологии
Автор: Владыко А.К., Каспаров Э.В., Шульмин А.В., Кочетова Л.В.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S2, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055823
IDR: 14055823
Текст статьи Эндопротезирование при стенозирующих поражениях пищевода различной этиологии
Рак пищевода в мире занимает 7-е место среди злокачественных опухолей. Пятилетняя выживаемость составляет около 6 %. В развитых странах Запада заболеваемость быстро возрастает, в основном за счет аденокарциномы нижней трети пищевода и пищеводно-желудочного соединения, которая, как правило, развивается на фоне метаплазии Барретта. К сожалению, на момент диагностики большинство больных бывают инкурабельными. Основным симптомом является выраженная дисфагия. Для купирования дисфагии и была разработана методика эндопротезирования.
Цель исследования – определение показаний эндопротезирования как для бластоматозных, так и для доброкачественных стенозирующих поражениях пищевода, оценка эффективности метода с учетом трехлетнего опыта.
Материал и методы. В Красноярском крае на базе краевого онкодиспансера и госпиталя для ветеранов войн с января 2007 г. проводится эндопротезирование при различных заболеваниях пищевода. В своей работе мы использовали саморасправляющиеся стены M.I Tech (Корея). Показанием к эндопротезированию пищевода являлись: опухолевые обструкции пищевода, послеоперационные рецидивы опухоли в зоне анастомоза, первичные или метастатические опухоли средостения (вызывающие компрессию пищевода), трахеоэзофагеальные свищи, перфорации пищевода, свищи эзофагогастроанастомо-зов, доброкачественные стриктуры пищевода.
Результаты. С января 2007 г. в крае нами проведено стентирование пищевода 116 больным (74 мужчины, 42 женщины). Возраст больных от 23 до 89 лет. При раке пищевода стентирование проведено 71 больному. Закрытие трахео-пищеводного свища – 2, свищей эзофагоэнтероанастомозов – 21 больному. При стриктуре эзофагоэнтероанастомоза – 5, перфорации пищевода – 1, ахалазии пищевода – 4 больным. При рубцовых постожоговых стриктурах – 8, пептических стриктурах – 2, пищеводно-бронхиальных свищах – 2 больным. Было 8 осложнений (7 %). Летальность в первые 10 дней после стентирования составила 3 человека (2 %), в группе больных с бластоматозным поражением пищевода. В первом случае по причине крововотечения, в двух остальных – пневмонии и медиастенита, как следствие распада опухоли. Среди осложнений стоит отметить перфорацию пищевода, которая была диагностирована во время установки стента и купирована установкой нового стента, закрывающего зону перфорации. В данном случае развившийся пневмоторакс явился показанием к дренированию плевральной полости слева. Через неделю у больного легкое расправилось, подкожная эмфизема, дисфагия купировались. Больной выписан, осмотрен 6 месяцев спустя. Стент проходим, данные за пневмоторакс отсутствуют. Анализируя трехлетний опыт работы, можно сказать, что стентирование как метод, помимо купирования дисфагии при раке пищевода, достаточно эффективно проявило себя при лечении доброкачественных стриктур и ахалазии аищевода. В первом случае при наличии протяженных стриктур и неэффективности других способов лечения, таких как бужирование и баллонная дилатация, нами проводилось эндопротезирование пораженной зоны. При циркулярных стриктурах от эндопротезирования воздерживались ввиду частой миграции стентов. При протяженных стриктурах – 10 см и более – миграция стента была отмечена только в одном случае, в остальных смещений стента не было. Считаем необходимым проводить замену стента у больных с доброкачественными постожоговыми стриктурами через 7–8 мес. Более длительное пребывание ведет к фрагментации, нарушению целостности стента и, как следствие, к сложностям в удалении. При ахалазии пищевода 2-й степени нами был установлен стент 4 больным. Установленный стент имел антирефлюксный клапан и диаметр 18 мм. Через 1,5–2 мес стент удаляли. Миграции стентов не выявлено. Больные наблюдались в течение 2 лет после удаления. Дисфагия не отмечалась, прибавили в массе тела. На рентгеноскопии эвакуация бария в желудок не нарушена, рефлюкс не определяется. При эзофагоскопии гастроскоп свободно проходит через кардию, слизистая в области кардии.
Выводы. Учитывая наш опыт, считаем, что развитие и распространение методики в лечении злокачественных и доброкачественных стриктур пищевода будут зависеть от совершенствования антимиграционных механизмов стента, материалов для его изготовления.