Эндоваскулярное и гибридное лечение острого аортального синдрома

Автор: Акчурин Р.С., Терновой С.К., Имаев Т.Э., Комлев А.Е., Лепилин П.М., Колегаев А.С., Кучин И.В.

Журнал: Евразийский кардиологический журнал @eurasian-cardiology-journal

Рубрика: Кардиохирургия. Рентгенэндоваскулярная хирургия. Гибридные технологии

Статья в выпуске: 3, 2017 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14343217

IDR: 14343217

Текст статьи Эндоваскулярное и гибридное лечение острого аортального синдрома

Введение (цели/ задачи):

Острый аортальный синдром (ОАС) – неотложное жизнеугрожающее состояние, связанное с нарушением анатомической целостности стенки аорты; как правило, сопровождающееся выраженным болевым синдромом (аорталгия); приводящее к массивному внутреннему кровотечению и/или органной маль-перфузии (при диссекции аорты).

ЦЕЛЬ. Анализ непосредственных и отдаленных результатов гибридного и эндоваскулярного лечения острого аортального синдрома.

Материал и методы:

С марта 2010 по февраль 2017 17 пациентам мужского пола было выполнено экстренное эндоваскулярное лечение. В 9 случаях по поводу острого разрыва аневризмы брюшной аорты, эндопротезирование нисходящего отдела по поводу острой диссекции III B типа у 6 пациентов, у 2 больных по поводу разрыва нисходящей грудной аорты было выполнено эндопротезирование нисходящей грудной аорты в сочетании с эндоваскулярным де-браншингом зоны 2. Средний возраст составил 63,4 года (44-90). Средний диаметр аневризм у пациентов с разрывом брюшной аорты составил 7,9 см (диапазон 5.6-10см). МСКТ выполнялась всем пациентам для оценки анатомии аневризмы и стратегии оперативного выбора. Все вмешательства проводились в условиях гибридной операционной. Во всех случаях был использован хирургический доступ к общим бедренным артериям. В четырех случаях эндопротезирование разорвавшейся АБА было выполнено под местной анестезией и в пяти случаях под общей анестезией. Были использованы два типа эндопротезов в брюшную аорту:

E-VITA ABDOMINAL, ENDURANT II. В семи случаях использовался бифуркационный эндопротез, у двух больных было выполнено унилатеральное эндопротезирование с бедренно-бедренным шунтированием. В одном случае, из-за большого диаметра проксимальной шейки АБА, использовался грудной эндопротез (VALIANT THORACIC). У пациента с разрывом грудной аорты на третьи сутки после стабилизации гемодинамики и коррекции геморрагического шока была выполнена переднебоковая торакотомия с эвакуацией гематомы, сдавливающей левое легкое.

Результаты:

Технический успех эндопротезирования составил 100%. 30-ти дневная летальность составила 18% (3 пациента). 1 больной умер на вторые сутки после операции из-за ОНМК. 1 пациент скончался на 20 сутки после операции при являениях острой дыхательной недостаточности. Еще у пациента развился абдоминальный компартмент синдром, пациент умер на 20 сутки после операции. Неврологические осложнения, связанные с перекрытием левой подключичной артерии, не наблюдались. В одном случае мы наблюдали эндолик 3 типа интраоперационно, который потребовал имплантации дополнительного эндопротеза. Осложнений со стороны хирургического доступа также не наблюдались. Период наблюдения составил от 1 месяца до 4 лет. Заключение:

1) Наш опыт эндоваскулярного и гибридного лечения острого аортального синдрома свидетельствует о низкой периоперационной и госпитальной летальности и демонстрирует обнадеживающие ближайшие и средне-отдаленные результаты у крайне тяжелой группы больных. 2) Возможность экстренного выполнения МСКТ с контрастированием является необходимым условием для оценки анатомии и выбора размера эндопротеза. 3) Важнейшую роль в профилактике острого аортального синдрома играет своевременная диагностика состояний, потенциально чреватых его развитием (скрининг).

I 28 I------------------------------------------

Статья