Энергетическая эффективность рисового севооборота в дельте р. Волги
Автор: Голуб В.Б., Кузьмина Е.В., Николайчук Л.Ф.
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Проблемы прикладной экологии
Статья в выпуске: 1 т.9, 2007 года.
Бесплатный доступ
Проведены исследования по определению величины солнечной энергии, фиксируемой растениями рисового севооборота, и энергии, необходимой на создание и поддержание этой агроэкосистемы в дельте р. Волги. Установлена низкая биоэнергетическая эффективность перевода угодий дельты р. Волги в интенсивно эксплуатируемую пашню.
Короткий адрес: https://sciup.org/148197921
IDR: 148197921
Текст научной статьи Энергетическая эффективность рисового севооборота в дельте р. Волги
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РИСОВОГО СЕВООБОРОТА В ДЕЛЬТЕ Р. ВОЛГИ
Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти
Проведены исследования по определению величины солнечной энергии, фиксируемой растениями рисового севооборота, и энергии, необходимой на создание и поддержание этой агроэкосистемы в дельте р. Bолги. Установлена низкая биоэнергетическая эффективность перевода угодий дельты р. Bолги в интенсивно эксплуатируемую пашню.
Объективная оценка обоснованности преобразования естественных ландшафтов в искусственные агроэкосистемы - весьма сложная задача, которая должна учитывать много факторов экономического, экологического и социального характера. Не последнее место среди них должна занимать сравнительная биоэнергетическая оценка продуктивности агроэкосистем. Нами была предпринята попытка такой оценки для ландшафтов дельты р. Bолги, которые в 60-70-е годы прошлого века стали трансформироваться в орошаемую пашню с созданием ирригационных систем с преобладанием рисовых севооборотов.
Метоäика исслеäований
Исследование по оценке биоэнергетической эффективности агроэкосистемы в дельте р. Bол-ги проводилось на территории совхоза «Коммунар» Камызякского района Астраханской области (оросительная система «Таболинская»). Это одно из наиболее крупных рисосеющих хозяйств в дельте р. Bолги. Анализу был подвергнут севооборот: 1-e поле - люцерна; 2-е поле – люцерна; 3-е поле - рис; 4-е поле - томаты; 5-е поле -рис; 6-е поле - рис. Несколько упрощая задачу, мы считали, что первое поле занято только люцерной без покровной культуры, в качестве которой часто рекомендуют ячмень [12]. Принимали, что люцерна на одном поле возделывается 4 года.
Посевы томатов и люцерны были представлены сообществами субассоциации Acroptiletum repentis phragmitetetosum Golub et E. Kuzmina 1997, риса - ассоциации Oryzo-Cyperetum difformis Miyawaki 1960 [18]. Сорные виды из высших сосудистых растений в культурных посевах имели низкое обилие.
Определение полной первичной продукции полей включало оценку продукции, запасаемой сосудистыми растениями в надземных (Qнадз) и подземных (Qподз) органах. Кроме того, в посевах риса в воде развивается большое количество водорослей. Они представлены как в виде гомогенной микроскопической взвеси, так и в виде водорослевых скоплений на поверхности воды -«тины». Поэтому при расчете полной первичной продукции производили оценку продукции взвешенных в воде микроскопических водорослей (Qвод-в) и отдельно поверхностных скоплений водорослей (Qвод-п).
Таким образом, общие запасы энергии (Qвых), накапливаемые автотрофами агроэкосистемы за вегетативный сезон, равны их сумме в надземных и подземных частях высших растений, а также в водорослях (в посевах риса):
Q вых
= Qнадз + Qподз + Qвод-
+ Q . вод-п
Надземную массу высших растений в посевах однолетников - риса и томатов - определяли в момент достижения наибольшего ее развития путем срезания всех растений на уровне поверхности почвы. Первичную продукцию надземной части травостоя на люцерновом поле учитывали, принимая во внимание пятиукосный режим использования: 5 раз за вегетационный сезон на одних и тех же площадках. Результаты всех пяти учетов фитомассы суммировали. Учеты надземной фитомассы на полях проводили в пятикратной повторности: на площадках 0,5 х 0,5 м в посевах риса и люцерны и 1 х 1 м на поле с томатами.
Существующие способы оценки первичной продукции, поступающей в подземные части травянистых растительных сообществ, трудоемки и несовершенны [11, 16]. Экспериментально ус- тановлено, что у многолетних травянистых растений она близка к запасу живых подземных органов [1], чем мы и руководствовались при определении первичной продукции, накапливающейся в подземных органах люцерны. Первичную продукцию, поступающую в подземные органы однолетних культур (томатов и риса), мы приравнивали к массе подземных органов в период наибольшего развития надземных частей растений.
Образцы почвы с подземными органами отбирали рамочным способом (размер рамки 25 х 25 см) по Н.З. Станкову [15]. Почву выбирали слоями по 10 см толщиной до глубины 50 см. Затем образцы размачивали и промывали через сито с ячейками диаметром 1 мм, из которого выбирали крупные части подземных органов. Проходящие через сито мелкие корни с частицами почвы промывали в сачке из капроновой ткани. После промывки фрагменты подземных органов растений длиной более 5 мм отделяли с помощью пинцета от находящихся среди них минеральных, а также полуразложившихся органических частиц. Из оставшейся неразобранной массы брали навеску 4 г, из которой мелкие корни выбирали уже под бинокуляром.
Учет массы подземных органов люцерны осуществляли по той же методике, что и корней однолетних культур, с той лишь разницей, что они разбирались на живые и мертвые.
Образцы надземной и подземной массы высших растений высушивали на воздухе и взвешивали. Небольшие навески досушивали в термошкафу до постоянного веса при температуре 100°С. Массу растений выражали в абсолютно сухом весе.
Для определения содержания калорий в надземных и подземных органах используются два способа: сжигание образцов в калориметрической бомбе [6, 9] и зоотехнический анализ [7, 8]. Мы использовали второй способ, проведя анализы высушенных образцов подземных и надземных органов вместе с плодами в соответствии с «Руководством по анализу кормов» [14]. Этот анализ позволил установить содержание в растениях клетчатки, протеина, жира и безазотистых экстрактивных веществ (БЭB). Согласно приводимым в названном пособии данным об энергетической ценности органических веществ растительного происхождения было принято, что 1 г клетчатки эквивалентен 4,2 ккал, протеина - 4,0, жира - 9,1, БЭB - 4,0. Для перехода к единицам системы СИ (джоулям) исходили из того, что 1 кал = 4,1868 Дж.
Первичную продукцию микроскопической взвеси фитопланктона определяли по Bинклеру, скляночным методом [4]. Суть этого метода заключается в нахождении разности между содержанием кислорода в темной и светлой склянках после их экспозиции в водоеме. Эта разность пропорциональна валовой первичной продукции фитопланктона или истинному их фотосинтезу. При расчете первичной продукции взвешенного фитопланктона в граммах сухого вещества принимали, что 1 г О2 соответствует 0,7 г сухого вещества [2]. Склянки устанавливали на сутки в рисовом чеке в середине слоя воды, покрывавшей участки, в двукратной повторности. Измерения глубины воды и суточной интенсивности фотосинтеза повторяли через каждые 7-10 дней. Поскольку эти величины были непостоянны, то после окончания периода затопления рисовых чеков рассчитывали их средневзвешенные значения. Для определения валовой продукции фитопланктона за период затопления рисового чека средневзвешенную суточную интенсивность фотосинтеза в 1 л воды умножали на средневзвешенный объем воды под 1 м2 водоема и на количество дней, в течение которых рисовые чеки были затоплены. Принято считать, что около 20% образовавшегося в процессе фотосинтеза органического вещества расходуется в процессе дыхания самими водорослями [4]. Поэтому эффективную продукцию фотосинтеза фитопланктона вычисляли умножением валовой продукции на 0,8. При расчете продукции фитопланктона в энергетических единицах принимали, что 1 г выделившегося в процессе фотосинтеза кислорода соответствует 3,51 ккал, накопленным в органическом веществе водорослей [3].
Продукцию водорослевых скоплений определяли сразу же после спуска воды в рисовом чеке. Bодоросли снимали с поверхности почвы на площадках 0,5 х 0,5 м в пятикратной повторности.
Для проверки данных, полученных экспериментальным путем о запасаемой автотрофами рисового севооборота энергии, мы использовали расчетный способ определения полной первичной продукции по данным о хозяйственно ценной части урожая [13]. Используя это же методическое руководство мы рассчитали величины энергетических затрат на создание и поддержание рисового севооборота. Общие вложения энергии (Qобщ) в агроэкосистему включали: затраты энергии, переносимые основными средствами производства (сельскохозяйственная техника и механизмы); затраты энергии использования оборотных средств (семена, удобрения и ядохимикаты, энергоресурсы); затраты энергии, вложенные тру- довыми ресурсами; затраты энергии на строительство гидромелиоративной системы, переносимые на технологический процесс производства сельскохозяйственной продукции за 1 год при 20летнем сроке ее эксплуатации. Для перевода материальных , энергетических и трудовых затрат в количественное значение энергии были приме -йены соответствующие эквиваленты. В этих расчетах были использованы технологические кар -ты возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.
Задача биоэнергетической оценки эффектив-ности агроценозов состоит в том, чтобы определить эффективность затрат энергии на строитель -ство и эксплуатацию агроэкосистем и соотнести ее с энергией, накопленной во всем урожае или его части. Энергетическая эффективность агроценоза рассчитывается по формуле
П = QBbix/ Qo6111, где QBbix - общие запасы энергии, накапливаемой автотрофами агроэкосистемы за вегетаци- онный сезон; Qo6ui - общие затраты энергии на создание и эксплуатацию агроэкосистемы.
Так как в рисовом севообороте три культуры представлены разным количеством посевов, то для агроэкосистемы в целом рассчитывали сред -невзвешенные показатели.
Результаты
Кривые распределения массы подземных ор-ганов томатов, р и с а и люцерны по глубине дают основания полагать, что не менее 90% их общего веса для всех трех культур сосредоточено в слое 0-50 см (рис.). Так что мы не сделали большой ошибки, ограничившись отбором корней в почве до глубины 50 см. Экспериментальное определение первичной продукции агроэкосистемы показало, что наибольшая масса органического вещества в рисовом севообороте создается на полях, ганятых люцерной, наименьшая - томатами (табл. 1).
а)б)
0 6 12 18 24 30 36 Масса, г 0 6, 12 18 24 Масса, г



.
,,
результатам экспериментальных исследований
Культуры |
Люцерна |
Рис |
Томаты |
Средневзвешенный показатель |
||||
/2 |
/ |
/2 |
/ |
/2 |
/ |
/2 |
/ |
|
Надземные органы |
1700 |
250 |
452 |
69 |
300 |
42 |
842 |
125 |
Подземные органы |
158 |
25 |
36 |
5 |
84 |
9 |
85 |
12 |
Водоросли |
- |
- |
35 |
7 |
- |
- |
18 |
4 |
Суммарный выход |
1858 |
275 |
523 |
81 |
384 |
51 |
945 |
141 |
Используя расчетный способ определения полной первичной продукции по хозяйственно цен -ной части урожая, мы получили следующие ее значения для культур рисового севооборота, в ГДж/га: люцерна - 218, рис - 112, томаты - 61, средневзвешенный показатель для агроэкосисте-мы - 139. Результаты суммарного энергетичес кого выхода в посевах рисового севооборота, полученные экспериментальным и расчетным путем, оказались близкими. Далее мы используем только наши экспериментальные данные о первичной продукции агроэкосистемы.
Расчеты по указанной выше методике [13] показали, что на создание оросительной систе- мы в дельте р. Bолги требуется 6433 ГДж/га. При сроке ее эксплуатации, равной 20 годам, получим, что на 1 год переносится 322 ГДж/га. Эта же методика дала возможность установить, что самая низкая величина энергетических субсидий на возделывание и уборку культуры приходится на люцерну. Связано это с тем, что при четырехлетнем выращивании люцерны затраты на вы- сев культуры и семенной материал производятся только в первый год ее возделывания. Наибольший удельный вес в общем антропогенном вкладе при возделывании люцерны и риса составляют затраты на создание оросительной системы. При выращивании томатов больше половины суммарной энергии расходуется на возделывание и уборку культуры (табл. 2).
Таблица 2. Соотношение затрат энергии при создании и эксплуатации орошаемого участка при возделывании культур рисового севооборота
Средневзвешенный показатель |
||||||||
Статьи энергетических |
Люцерна |
Рис |
Томаты |
|||||
расходов |
||||||||
ГДж/га |
% |
ГДж/га |
% |
ГДж/га |
% |
ГДж/га |
% |
|
Создание оросительной системы |
322 |
90 |
322 |
82 |
322 |
47 |
322 |
75 |
Эксплуатация (возделывание и уборка) |
31 |
10 |
66 |
18 |
352 |
53 |
102 |
25 |
Суммарный антропогенный вклад |
353 |
100 |
388 |
100 |
674 |
100 |
424 |
100 |
Средневзвешенная величина энергии по всей рисовой системе в дельте р. Bолги, затраченная на создание оросительной системы, в три раза превышает затраты на ее эксплуатацию, что резко снижает энергетическую эффективность производства сельскохозяйственных культур (табл. 3). Связано это с тем, что здесь для защиты от половодий и уменьшения отрицательного влияния близко залегающих минерализованных грун- товых вод необходимо строить сложные и поэтому дорогостоящие инженерные оросительные конструкции. Энергетические затраты на производство бахчевых культур в дельте р. Bолги гораздо меньшие. B условиях орошения они в среднем равны 100 ГДж/га, а в богарных – не превышают 70 ГДж/га. При этом показатель энергетической эффективности (η ) не ниже 0,9 [10].
Таблица 3. Энергетическая эффективность рисового севооборота в дельте р. Волги,( η )
Энергетическая эффективность |
Люцерна |
Рис |
Томаты |
Средневзвешенный показатель для агроэкосистемы |
Без учета затрат на строительство |
8,8 |
1,2 |
0,1 |
1,4 |
С учетом затрат на строительство |
0,8 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
Конечно, главная цель возделывания сельскохозяйственных культур – не получение биологической массы вообще, а производство продукции, которая необходима человеку. При низком ее уровне высокая биоэнергетическая производительность агроэкосистемы утрачивает смысл. Однако в последнее время очевидным становятся экологические императивы при использовании природных ресурсов. Отрицательные экологические последствия хозяйственной деятельности трудно, а подчас и невозможно оценить в энергетических или экономических показателях. Строительство оросительных систем в низовьях Bол-ги сопровождается уничтожением ценнейших водно-болотных биотопов, имеющих мировое значение, и загрязнением водоемов, которое приводит к снижению их рыбохозяйственной продук- тивности [17]. Следует также учитывать, что оросительные системы в дельте р. Bолги создавались на месте высокопродуктивных естественных хозяйственных угодий: лугов и нерестилищ. Как было показано ранее [5], энергия, запасаемая за вегетационный сезон в природных сообществах средней части дельты р. Bолги, порядка 170 ГДж/га. Существовавшие здесь экстенсивно использовавшиеся биоценозы являлись поставщиками таких продуктов питания, как мясо и рыба. Кроме того, биогенные элементы с заливаемых во время половодий угодий дельты р. Bолги поступали в акваторию Северного Каспия, обеспечивая его высокую биологическую продуктивность. Поэтому, исходя из экологических приоритетов, следует ограничивать перевод естественных угодий дельты р. Bолги в интен- сивно эксплуатируемую пашню, тем более что с позиций биоэнергетики это оказывается неэффективным мероприятием.
Список литературы Энергетическая эффективность рисового севооборота в дельте р. Волги
- Базилевич Н.И., Гребенщиков О.С., Тишков А.А. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем. М.: Наука, 1986.
- Бульон В.Б. Первичная продукция водоемов. Л.: Наука, 1983.
- Винберг Г.Г. Первичная продуктивность водоемов. Минск: Изд-во АН БССР, 1960.
- Винберг Г.Г. Современное состояние и задачи изучения первичной продукции водоемов//Первичная продукция морей и внутренних вод. Минск, 1961.
- Голуб В.Б., Лосев Г.А., Пилипенко В.Н., Сокольская Н.И. Опыт определения первичной продукции трех растительных сообществ дельты р. Волги//Бот. журн. 1989. Т. 73, № 6.
- Голубев В.Н., Махаева Л.В., Кожевникова С.К. Опыт калориметрического изучения динамики продуктивности надземной части растительности крымской яйлы//Бот. журн. 1967. Т. 52, № 9.
- Грищенко О.М. Биологический круговорот химических элементов и энергии в пырейных лиманах Северного Прикаспия//Материалы по флоре и растительности Северного Прикаспия. Вып. 3. Ч. 2. Л.: Изд-во Геогр. о-ва СССР, 1968.
- Грищенко О.М. Динамика калорийности биомассы сообществ степных пырейных лиманов Северного Прикаспия//Материалы по флоре и растительности Северного Прикаспия. Вып. 4. Ч. 2. Л.: Изд-во Геогр. о-ва СССР, 1969.
- Зейналов Ю.А. Калориметрическое определение энергии, аккумулированной в фитомассе отдельных групп растений Азербайджана//Изв. АН АзССР. Сер. биол. наук. 1977, № 4.
- Коринец В.В., Мачулкина В.А., Иванова Е.И., Санникова Т.А. Биоэнергетическая оценка технологии производства бахчевых культур//Коняевские чтения. Сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2006.
- Малиновский К.А., Работнов Т.А. Изучение луговых биоценозов//Программа и методика биогеоценологических исследований. М.: Наука, 1974.
- Научно обоснованные системы земледелия Астраханской области. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1983.
- Прищеп Л.Г., Шумаков Б.Б., Макаров И.П. (ред.). Методика биоэнергетической оценки эффективности технологий в орошаемом земледелии. М., 1990.
- Руководство по анализам кормов. Объединение «Союзсельхозхимия». М.: Колос, 1982.
- Станков Н.З. Корневая система полевых культур. М.: Колос, 1964.
- Титлянова А.А. Продуктивность травяных экосистем//Биологическая продуктивность травяных экосистем. Новосибирск: Наука, 1988.
- Холина А.П. Подходы к определению ущерба, наносимого рыбному хозяйству участниками водохозяйственной системы//Хачатуров Т.С., Теверовский Е.Н. (ред.). Экономические оценки в системе охраны природной среды СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1988.
- Golub V.B., Kuzmina E.V. The segetal vegetation communities of the Lower Volga valley//Укр. фитоценологiчний збiрник. Вип. 2 (7). Сер. А. Фiтосоцiология. Киiв: Фiтосоцiоцентр, 1997.