Энергоемкость производства продукции молочно-мясного скотоводства в хозяйствах Ульяновской области

Автор: Ильдутов Е.А., Сюкрева Е.И.

Журнал: Вестник аграрной науки @vestnikogau

Статья в выпуске: 6 (33), 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье определено значение молочно-мясного скотоводства как одной из основных отраслей животноводства, выделены основные проблемы развития отрасли и причины их возникновения. Обоснована необходимость анализа факторов, влияющих на уровень энергоемкости производства. На основании полученных результатов анализа предложены мероприятия, реализация которых позволит снизить удельные затраты энергии на производство единицы продукции.

Животноводство, скотоводство, энергоемкость, рентабельность, модель, энергоресурсы

Короткий адрес: https://sciup.org/147123779

IDR: 147123779

Текст научной статьи Энергоемкость производства продукции молочно-мясного скотоводства в хозяйствах Ульяновской области

Молочно-мясное скотоводство представляет собой энергоемкую отрасль сельскохозяйственного производства. Энергопотребление в скотоводстве базируется на энергозатратах живого труда, кормов, электрической и тепловой энергии, жидкого и твердого топлива [2]. Увеличение объемов производства требует 2-4% дополнительного расхода топлива или электроэнергии.

Производительность труда в данной отрасли определяется уровнем механизации производственных процессов, в этой связи комплексная механизация в сочетании с внедрением энергосберегающей техники и технологий является важнейшим условием роста эффективности производства.

Молочно-мясное скотоводство является низкоэффективной отраслью животноводства: уровень рентабельности производства молока составляет всего лишь 20%, а уровень убыточности производства говядины – 24%. Одной из основных причин этого является необоснованный рост цен на энергоносители и продукцию промышленных производств, используемую в сельском хозяйстве.

Таким образом, становится очевидным , что для выхода животноводческой отрасли в целом, и молочно-мясного скотоводства в частности, из кризисного состояния необходима разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на сокращение энергоемкости производства.

Решение указанной задачи предполагает выделение двух взаимосвязанных направлений. Первое – совершенствование структуры энергопотребления, то есть замена дорогостоящих традиционных энергоносителей доступными возобновляемыми источниками энергии. Второе – совершенствование технологических процессов, направленное на снижение энергопотребления при их выполнении [3].

В рамках второго направления особую актуальность приобретает анализ факторов, определяющих удельную энергоемкость продукции.

Основными видами продукции молочно-мясного скотоводства Ульяновской области являются молоко и прирост живой массы КРС на выращивании и откорме. Исходя из этого, главной целью проделанной работы является исследование факторов, влияющих на удельную энергоемкость молока и прироста живой массы КРС и выявление наиболее значимых.

Анализ удельной энергоемкости молока проводился по совокупности, состоящей из 40 сельскохозяйственных предприятий. В качестве определяющих факторов были выбраны следующие:

  • -    X1 – плотность поголовья молочного скота, гол/100 га с.х. угодий;

  • -    X 2 – годовой удой молока от одной коровы, ц;

  • -    X 3 – удельный объем потребления электроэнергии в расчёте на одну голову, кВт/ч;

  • -    X4 – удельный объем потребления нефтепродуктов в расчёте на одну голову, кг;

  • -    X5 – удельный объем затрат труда на производство 1 центнера молока, чел.-ч.

В ходе анализа матрицы парных коэффициентов корреляции наличие мультиколлинеарности выявлено не было, то есть зависимость между факторными признаками отсутствует. Дальнейший анализ коэффициентов парной корреляции выявил нецелесообразность присутствия в модели первого факторного признака – плотности поголовья молочного скота (Х 1 ).

Обратная умеренная связь отмечена между годовым удоем молока от одной коровы (X2) и энергоемкостью 1 центнера молока.

Влияние остальных факторов на энергоемкость 1 центнера молока прямое и умеренное.

Таким образом , в дальнейшем при построении корреляционной модели в качестве факторных признаков были использованы:

  • -    X2 – годовой удой молока от одной коровы, ц;

  • -    X3 – удельный объем потребления электроэнергии в расчёте на одну голову, кВт/ч;

  • -    X4 – удельный объем потребления нефтепродуктов в расчёте на одну голову, кг;

  • -    X 5 - удельный объем затрат труда на производство 1 центнера молока, чел.-ч.

Уравнение множественной линейной регрессии примет вид:

Y= 8,978- 0,35Х 2 +0,01X 3 +0,04Х 4 +0,35X 5

Коэффициент регрессии при X2 показывает, что с ростом годового удоя молока от одной коровы на 1 центнер энергоемкость 1 центнера молока снижается в среднем на 0,35 кг. у. т. при постоянстве удельных объемов потребления электроэнергии (X3), нефтепродуктов (X 4 ), а также удельного объема затрат труда (X 5 ).

Коэффициент регрессии при X3 показывает, что увеличение удельного объема потребления электроэнергии на 1 кВт/ч повлечет за собой рост энергоемкости 1 центнера молока в среднем на 0,01 кг. у. т. при постоянстве годового удоя молока от одной коровы (X 2 ), удельного объема потребления нефтепродуктов (X 4 ) и удельного объема затрат труда (X 5 ).

Коэффициент регрессии при X 4 показывает, что увеличение удельного объема потребления нефтепродуктов на 1 кг будет способствовать росту энергоемкости 1 центнера молока в среднем на 0,04 кг. у. т. при постоянстве годового удоя молока от одной коровы (X2), удельного объема потребления электроэнергии (X3) и удельного объема затрат труда (X 5 ).

Коэффициент регрессии при X 5 показывает, что рост удельного объема затрат труда на 1 чел.-ч приведет к росту энергоемкости 1 центнера молока на 0,35 кг. у. т. при постоянстве годового удоя молока от одной коровы (X2), а также удельных объемов потребления электроэнергии (X3) и нефтепродуктов (X4).

Проверка значимости и надежности коэффициентов регрессии осуществлялась по t-критерию Стьюдента. Условием значимости и надежности коэффициентов регрессии является превышение фактических значений t-критерия Стьюдента (t2=8,13; t3=5,96; t4=5,91; t5=2,52) над табличным (t ТАБЛ =2,021) [4]. В данной модели это условие соблюдается по всем четырем факторам. Следовательно, коэффициенты регрессии попадают в такой доверительный интервал, где не могут обратиться в ноль, то есть они статистически значимы и надежны.

Значение множественного коэффициента корреляции (R) составляет 0,91 – это означает, что связь между энергоемкостью 1 центнера молока и рассмотренными факторами (X2, X3, X4, X5) сильная.

Множественный коэффициент детерминации (R2), равный 0,833 свидетельствует о том, что вариация энергоемкости 1 центнера молока на 83,3% обусловлена вариацией исследуемых в модели факторных   признаков,   а остальные 16,7% обусловлены влиянием других случайных факторов.

Для проверки адекватности всей модели был использован F-критерий Фишера. Условием адекватности модели так же является превышение фактического значения F-критерия Фишера над табличным . Из этого следует, что модель адекватна и полученные результаты надежны, поскольку фактическое значение F-критерия Фишера составило 43,55, а табличное 2,69 [4].

Таким образом, корреляционно-регрессионный анализ позволил выявить, что наиболее значимыми факторами, определяющими энергоемкость 1 центнера молока, являются годовой удой молока от одной коровы (X2), удельный объем потребления электроэнергии (X3) и нефтепродуктов (X4), а также удельный объем затрат труда (X 5 ). Кроме того, в ходе анализа было выявлено, что рост энергоемкости 1 центнера молока в большей степени обусловлен увеличением затрат труда, в этой связи целесообразно снижать энергоемкость за счет механизации и автоматизации производства, направленных в первую очередь на исключение ручного труда при раздаче кормов, доении животных и очистке помещений.

Корреляционно-регрессионная модель влияния факторных признаков на удельную энергоемкость прироста живой массы КРС на выращивании и откорме аналогична предыдущей модели.

Факторными признаками, определяющими энергоемкость 1 центнера прироста живой массы, являются:

  • -    X1 – плотность поголовья скота на выращивании и откорме, гол/100 га с.х. угодий;

  • -   X 2    –   удельный   объем   потребления

электроэнергии в расчёте на одну голову, кВт/ч;

  • -   X3   –   удельный   объем   потребления

нефтепродуктов в расчете на одну голову, кг;

  • - X 4 – удельный годовой прирост живой массы КРС на выращивании и откорме, кг/гол;

  • - X 5 – удельный объем затрат труда на производство 1 центнера прироста живой массы, чел.-ч.

Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции наличие мультиколлинеарности не выявил.

Как и в предыдущем случае отмечена слабая связь между плотностью поголовья на выращивании и откорме (X 1 ) и результативным признаком – энергоемкостью 1 центнера прироста живой массы. Присутствие данного факторного признака в модели нецелесообразно.

Влияние удельного объема потребления электроэнергии в расчете на 1 голову (Х2) на энергоемкость 1 центнера прироста живой массы прямое и сильное.

Зависимость энергоемкости 1 центнера прироста живой массы от удельного объема потребления нефтепродуктов (X3) следует характеризовать как прямую и умеренную .

Связь между удельным годовым приростом живой массы КРС на выращивании и откорме (Х 4 ) и энергоемкостью 1 центнера прироста обратная и умеренная.

Прямое умеренное влияние на энергоемкость 1 центнера прироста оказывает удельный объем затрат труда (Х 5 ).

Таким образом , в дальнейшем, в модели будет рассмотрено влияние удельного объема потребления электроэнергии (X2), нефтепродуктов (X3), удельного годового прироста живой массы КРС на выращивании и откорме (X 4 ) и удельного объема затрат труда (X 5 ) на энергоемкость 1 центнера прироста живой массы КРС на выращивании и откорме.

Уравнение множественной линейной регрессии следующее:

Y=71,136+0,08X 2 +0,89X 3 -0,44X 4 +0,09X 5

Коэффициент регрессии при X 2 показывает, что с увеличением удельного объема потребления электроэнергии на 1 кВт/ч энергоемкость 1 центнера прироста будет увеличиваться на 0,08 кг. у. т. при постоянстве удельного объема потребления нефтепродуктов (X3), удельного годового прироста живой массы КРС на выращивании и откорме (X4) и удельного объема затрат труда (X 5 ).

Коэффициент регрессии при X3 показывает, что увеличение удельного объема потребления нефтепродуктов на 1 кг будет способствовать росту энергоемкости 1 центнера прироста живой массы на 0,89 кг. у. т. при постоянстве удельного объема потребления электроэнергии (X2), удельного годового прироста живой массы КРС на выращивании и откорме (X4) и удельного объема затрат труда (X5).

Коэффициент регрессии при X4 показывает, что с увеличением удельного годового прироста живой массы КРС на выращивании и откорме на 1 кг энергоемкость 1 центнера прироста живой массы будет снижаться на 0,44 кг. у. т. при постоянстве удельного объема потребления электроэнергии (X 2 ), нефтепродуктов (X3) и удельного объема затрат труда (X 5 ).

Коэффициент регрессии при X 5 показывает, что в результате увеличения удельного объема затрат труда на 1 чел-ч энергоемкость 1 центнера прироста живой массы КРС возрастет на 0,09 кг. у. т. при постоянстве удельного объема потребления электроэнергии (X 2 ), нефтепродуктов (X3) и удельного годового прироста живой массы КРС на выращивании и откорме (X 4 ).

Полученные коэффициенты регрессии статистически значимы и надежны, поскольку фактические значения t-критерия Стьюдента (t2=10,1; t3=13,6; t4=9,94; t5=3,61) больше табличного значения (t ТАБЛ =2,021) [4]. Другими словами коэффициенты регрессии при Х2, Х3, Х4, Х5

попадают в такие доверительные интервалы, где не могут обратиться в ноль .

Значение множественного коэффициента корреляции (R) составило 0,97. Следовательно, совокупное влияние рассмотренных факторов (X2, X3, X4, X5) на энергоемкость 1 центнера прироста живой массы сильное.

Значение множественного коэффициента детерминации (R2) составляет 0,944 – это свидетельствует о том, что вариация энергоемкости 1 центнера прироста живой массы КРС на выращивании и откорме на 94,4% обусловлена вариацией исследуемых в модели факторных признаков, а остальные 5,6% обусловлены влиянием других случайных факторов.

Условие адекватности модели соблюдается, так как фактическое значение F-критерия Фишера (F ФАКТ =147,632) , больше табличного (F ТАБЛ =2,69) [4]. Следовательно, полученные результаты надежны.

Таким образом, построенная корреляционнорегрессионная модель, позволяет сделать вывод о том, что наиболее значимыми факторами, определяющими энергоемкость 1 центнера прироста живой массы КРС, являются удельный объем потребления электроэнергии (X2), нефтепродуктов (X3), удельный годовой прирост живой массы КРС на выращивании и откорме (X4), а также удельный объем затрат труда (X 5 ). В ходе анализа было выявлено и то, что рост энергоемкости 1 центнера прироста живой массы КРС на выращивании и откорме в большей степени обусловлен увеличением удельного объема потребления нефтепродуктов и удельного объема затрат труда, тогда как влияние удельного объема потребления электроэнергии менее значимо. В связи с этим, основным направлением снижения энергоемкости 1 центнера прироста живой массы КРС на выращивании и откорме следует рассматривать комплексную электрификацию производственного процесса, которая в первую очередь должна предполагать применение автоматизированных средств и исключение ручного труда при раздаче кормов.

Общий вывод по результатам проделанной работы заключается в том, что наибольшее влияние на удельную энергоемкость основных видов продукции молочно-мясного скотоводства оказывают факторы, которые посредством грамотной организации производственного процесса и систематического учета потребляемых энергоресурсов могут быть значительным образом оптимизированы, что позволит существенно сократить энергетические затраты.

388 с.

Теоретический и научно - практический журнал . Основан в 2005 году

Учредитель и издатель : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Орловский государственный аграрный Университет »

Адрес редакции : 302019, г . Орел , ул . Генерала Родина , 69. Тел .: +7 (4862) 45-40-37 Факс : +7 (4862) 45-40-64

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС 77–21514 от 11.07.2005 г .

Сдано в набор 2.12.2011 г . Подписано в печать 13.12.2011 г . Формат 60 х 84/8. Бумага офсетная .

Гарнитура Таймс .

Объём 13,8 усл . печ . л .

Тираж 300 экз . Издательство Орел ГАУ , 302028, г . Орел , бульвар Победы , 19. Лицензия ЛР № 021325 от 23.02.1999 г .

Ж урнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ , отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций

Содерж ание номера

Список литературы Энергоемкость производства продукции молочно-мясного скотоводства в хозяйствах Ульяновской области

  • Минаков, И.А. Экономика отраслей АПК/И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Р.А. Смыков; под ред. И.А. Минакова -Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: КолосС, 2011. -335 с
  • Миндрин, А.С. Энергоемкость сельскохозяйственного производства: теория, методология, оценка/А.С. Миндрин -М., Издательство ООО НИПКЦ «Восход-А», 2009. -388 с
  • Баутин, В.М. Энергетика для села. (Беседы с полевым консультантом ИКС)/В.М. Баутин, В.В. Лазовский -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. -184 с
  • Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А. Шмойловой -3-е изд., перераб. -М.: Финансы и статистика, 1999. -560 с
  • Косцов, А. Excel. Практическое руководство/А. Косцов, В. Косцов -М.: «Мартин», 2004. -192 с
  • Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие/Г.В. Савицкая -5-е изд., испр. и доп. -Мн.: Новое знание, 2005. -652 с
Статья научная