Эпос и шаманское призывание: некоторые аналогии

Автор: Дугаров Баир Сономович

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Фольклористика

Статья в выпуске: 6, 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается малоизученный аспект взаимосвязи эпоса с шаманскими ритуальными текстами. Автор в своем исследовании опирается на бурятский материал и приводит ряд примеров, подтверждающих правомерность подобной постановки вопроса. Особое внимание придается анализу жанровой характеристики шаманского призывания, имеющего определенное сходство с архитектоникой эпоса «Г эсэр», прежде всего с его небесным прологом. Сравнение композиционного строения призывания и эпоса «Гэсэр» позволяет судить о соответствиях во всех их элементах, что обусловлено спецификой назначения культового и эпического произведений. Приводятся биографические данные и особенности творчества выдающегося бурятского улигершина М. Имегенова, подтверждающие глубинную связь бурятского сказительства с сакральной традицией. О знании знаменитым улигершином константных элементов шаманских нарративов свидетельствует использование им некоторых формульных выражений, определяющих стилистическое своеобразие сакрального текста.

Еще

Эпос "гэсэр", небесный пролог, небесные божества, культовые песнопения, шаманизм, призывание, сказитель м. имегенов

Короткий адрес: https://sciup.org/148183593

IDR: 148183593   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2017-6-194-200

Список литературы Эпос и шаманское призывание: некоторые аналогии

  • Архив Института востоковедения, СПб. Монгольский ф., Е 289 (коллекция 1955 г., 10), № 1529. Гэhэр Богдойн ном харгуйн (записано Т. К. Алексеевой со слов Морхоной Алсагаровича Шобонова, сказителя-шамана, 72 года, улус Онгой-Кутанка Иркутской области, 1946 г.).
  • ЦВРиК ИМБиТ СО РАН, ф. Балдаева С. П. Шаманство. № 247/352. Сорок четыре восточных небожителя (записано С. П. Балдаевым от шамана Аадага Губжанова, эрхэдэева рода, 65 л., с. Матаган Осинского района Иркутской области, 1906 г.).
  • Буху хара хубуун: Yльгэрнyyд. Улаан^дэ, 1972. 289 н.
  • Михайлов Т. М. Опыт классификации шаманского фольклора бурят//VIII Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Токио, сент. 1968 г.). М., 1968.
  • Михайлов Т. М. Шаманизм и эпос//Эпическое творчество народов Сибири: тез. докл. науч. конф. Улан-Удэ, 1973. C. 3-10.
  • Неклюдов С. Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Южной Сибири//Mongolica: Памяти Б. Я. Владимирцова. М., 1986. С. 66-79.
  • Поппе Н. Н. Бурят-монгольский героический эпос. М.; Л., 1941//ЦВРиК ИМБиТ СО РАН. Ф. Поппе Н. Н. Фольклор. № 545.
  • Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика М.: Вост. лит., 1977. 234 с.
  • Хангалов М. Н. Собр. соч.: в 3 т. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958-1961. Т. 2. 1959. 444 с.
  • Хухэ Мунхэ тэнгэри: сб. шаманских призываний. Улан-Удэ: Респ. тип., 1996. 272 н.
  • Шерхунаев Р. А. Маншут Имегеев, певец Гэсэра: очерк жизни и деятельности. Иркутск, 1993. 48 с.
Еще
Статья научная