Erosive and ulcerative gastrointestinal bleeding in patients at risk: clinic, diagnosis, treatment

Бесплатный доступ

The aim of the study was to develop a program for the treatment and prevention of erosive and ulcerative bleeding in patients at risk through the use of combined endoscopic hemostasis, drug therapy and physical methods of treatment. Material and methods. 315 patients were examined and treated. The patients were divided into 3 groups: group 1 included 81 elderly and senile patients, group 2 - 138 patients who had undergone severe surgical interventions, group 3 - 96 patients with abdominal ischemic disease. During esophagogastroduodenoscopy, acute erosions and acute ulcers were detected in all patients, which were the source of bleeding. They were evaluated according to the criteria of J. A. Forrest. To stop the bleeding, an injection method was used (0.005% solution of epinephrine in a volume of 5-20 ml), argonoplasma coagulation using the coagulator ERBE and exogenous nitric oxide from the Plason device. Successful bleeding arrest occurred in 98.4% of patients. In all patients, epithelialization of acute erosions and ulcers occurred 2 times faster than in patients who did not include nitric oxide in complex therapy.

Еще

Erosion, acute ulcer, gastrointestinal bleeding, argonoplasma coagulation, no-therapy, laser doppler flowmetry, microcirculation

Короткий адрес: https://sciup.org/140260057

IDR: 140260057   |   DOI: 10.25881/BPNMSC.2020.54.37.008

Текст научной статьи Erosive and ulcerative gastrointestinal bleeding in patients at risk: clinic, diagnosis, treatment

Среди причин желудочно-кишечных кровотечений наиболее частыми являются эрозии и острые язвы желудка и двенадцатиперстной кишки или «стресс-язвенный синдром» [1; 2].

По данным последних лет, острые изъязвления слизистой оболочки верхних отделов желудочно-кишечного тракта на вскрытии обнаруживаются в 24% наблюдений, а при невыборочной эзофагогастродуоденоскопии — у 50–100% пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии [3].

Важность проблемы возрастает, прежде всего, в связи со старением населения и увеличением мультмор-бидности пациентов с острыми гастродуоденальными кровотечениями, составляющими основную и наиболее тяжело поддающуюся лечению группу [4].

Летальность среди больных пожилого и старческого возраста с эрозивно-язвенными процессами верхних отделов желудочно-кишечного тракта, осложненными кровотечением, остается высокой и колеблется в широких пределах от 3,3 до 12% [5], а при рецидиве кровотечения послеоперационная летальность достигает 23–50% [6;

  • 7 ]. Увеличение числа больных пожилого и старческого возраста порождает многие этические, социальные, экономические и медицинские проблемы в большинстве развитых стран [8].

Стресс-повреждения слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки часто возникают у больных после тяжелых травм и операций [9]. Они проявляются множественными острыми язвами с высоким риском геморрагических осложнений, частота которых достигает 14–25%, а летальность при них — 64% [10]. Использование квадротерапии для профилактики и лечения стрессовых гастродуоденальных язв более чем у 40% пациентов оказывается мало эффективным [11–13].

В последние годы внимание клиницистов привлекает абдоминальная ишемическая болезнь (АИБ) в связи с часто встречающимся синдромом абдоминальной боли, который нельзя связать с соматическими заболеваниями органов пищеварения [14]. Эрозивно-язвенные процессы в желудке и 12-перстной кишке отмечаются при стенозе чревного ствола у 18–27% больных, при поражении верхней брыжеечной артерии — у 50% пациентов.

Лечебная эндоскопия в комплексе с противоязвенной терапией у больных с хроническими язвами желудка и двенадцатиперстной кишки, осложненными кровотечением, все чаще противопоставляется хирургическим методам лечения [15; 16]. Однако возможности эндоскопии при множественных, распространенных эрозивно-язвенных поражениях верхних отделов желудочно-кишечного тракта, осложненных кровотечением, ограничены. У больных групп риска нередко снижена желудочная секреция и отсутствует Нр, поэтому применение ингибиторов протоновой помпы и эрадикационной терапии не показано, что осложняет лечение и ухудшает прогноз [17]. При диффузном эрозивно-язвенном поражении слизистой оболочки ни один из существующих способов эндоскопической остановки гастродуоденального кровотечения не позволяет в 100% случаев достигнуть желаемого результата [18].

В настоящее время в клиническую практику внедрены аппараты, работающие на принципах квантовой техники — лазерные и плазменные установки. К таким приборам относится аппарат «Плазон», являющийся плазменным скальпелем-коагулятором и источником оксида азота, который он вырабатывает из атмосферного воздуха. В литературе имеются лишь единичные сообщения, посвященные лечению эрозивно-язвенных процессов желудочно-кишечного тракта с помощью аппарата «Плазон» [19].

Цель работы — разработка программы лечения и профилактики эрозивно-язвенных кровотечений у больных групп риска за счет применения комбинированного эндоcкопического гемостаза, медикаментозной терапии и физических методов лечения.

Материалы и методы

Было обследовано и получили лечение 315 пациентов, находившихся в хирургических отделениях ГКБ №83 в период с 2009 по 2018 гг. Больные разделены на 3 группы. В 1-ю группу включен 81 пациент пожилого и старческого возраста, во 2-ю группу — 138 больных, перенесших тяжелые оперативные вмешательства, 3-ю группу составили 96 пациентов с АИБ.

На основании клинической картины (рвота кровью, жидкостью типа «кофейной гущи», мелена) желудочнокишечное кровотечение заподозрено лишь у 28 больных (34,6%) 1-й группы, у 18 (23,7%) пациентов 2-й группы и у 21 больного (21,9%) 3-й группы. После выявления источника кровотечения во время эзофагогастродуоденоскопии (ЭГДС) его оценивали в соответствии с критериями J.A. Forrest (1974). Для определения Нр с биопсийного фрагмента делали мазок-отпечаток на предметное стекло с последующей окраской по Паппенгейму. Для исследования базальной кислотности использовали ацидогастрометр АГМ-03, с помощью которого выполняли пристеночную рН-метрию у 177 больных 1-й и 3-й групп (после остановки кровотечения, во время контрольной гастроскопии). Из литературных источников известно, что у больных в состоянии стресса в первые 10 суток развивается гиперацидность, в связи с этим исследование желудочной секреции во 2-й группе больных не проводили.

Для оценки степени и характера нарушений микроциркуляции выполняли эндогастральную лазерную допплеровскую флоуметрию (ЛДФ) 29 больным 1-й группы на лазерном анализаторе капиллярного кровотока ЛАКК-01 в двухканальной модификации (изготовляемого НПП «Лазма», регистрационный номер лицензии 30 03/280 от 30.06.1996 года, выданной Министерством здравоохранения РФ). Всем больным АИБ выполняли УЗДС абдоминального отдела аорты и ее ветвей, органных сосудов брюшной полости, а также конъюнктивальную биомикроскопию с помощью роговичного офтальмоскопа фирмы «Карл Цейс» при увеличении х 50. Объективную регистрацию полученных данных производили микрофотосъемкой.

Для остановки кровотечения применили инъекционный метод (0,005% раствор адреналина в объеме 5–20 мл), аргоноплазменную коагуляцию с помощью АПК коагулятора ERBE и экзогенный оксид азота от аппарата «Плазон» (регистрационное удостоверение №ФСР 2007/00583 от 09 августа 2007 г., Федеральная Служба надзора в сфере здравоохранения и социального развития). В зависимости от характера лечения больные были разделены на 2 группы. После остановки кровотечения в основной группе на фоне традиционной противоязвенной терапии выполняли инсуфляцию оксида азота от аппарата «Плазон» (Рис. 1). Оксид азота подавали по каналу эндоскопа в желудок в течение 1 минуты. Содержание NO в газовом потоке при этом составило 300 ppm. Лечение проводили через день. В группе сравнения (20 больных) проводили только традиционную противоязвенную терапию.

Рис. 1. Аппарат «Плазон».

Результаты и обсуждение

Во время ЭГДС установлено, что у больных 1-й группы преобладали гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, эрозивный эзофагит, эрозивный гастрит и эрозивный гастродуоденит — 52 больных (64,2%) (Рис. 2).

Множественные острые язвы тела и антрального отдела желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки диагностированы у 65,9% пациентов 2-й группы. Размеры язв были от 0,5 до 1 см в диаметре. Кровотечение FIа диагностировано у 7 больных (7,7%), FIb — у 11 (12,1%), FIIа — у 33 (36,2%), FIIb — у 26 (28,6%), FIIc — у 14 пациентов (15,4%) (Рис. 3).

У 52,4% больных 3-й группы диагностированы острые язвы размером от 1 до 4 см в диаметре. У 22 больных (44,9%) язвы были множественные, стелящиеся, неправильной формы, с неглубоким дном.

Язвы желудка диагностированы через 1–3 года от начала АИБ (93,9%), тогда как эрозии — преимущественно в первый год заболевания (63,6%). Преобладали пациенты с кровотечением F1b и FIIb (соответственно, 25% и 36,5%).

Таким образом, у 172 больных (54,6%) из 315 пациентов групп риска диагностированы острые язвы желудка и луковицы 12-ти пк.

Фоном для язвообразования у больных 1-й и 2-й групп служил неатрофический гастрит, у пациентов 3-й группы — атрофический гастродуоденит. В результате проведенной конъюнктивальной биомикроскопии у всех больных АИБ обнаружены значительные изменения микроциркуляции в конъюнктиве глаза, касающиеся сосудистых, внутрисосудистых и периваскулярных структур. Выявлено прогрессирование расстройств микроциркуляции по мере нарастания стеноза чревного ствола (Рис. 4). Общий конъюнктивальный индекс увеличился в группах больных со стенозом до 70% и свыше 70% соответственно в 3,3 и 5,0 раз.

Исследование микроциркуляции показало, что у пациентов 1-й группы имелись нарушения тканевого кровотока: снижение показателя микроциркуляции (ПМ) 9,4±1,14 пф.ед., значения СКО — 2,5±0,12 пф.ед. и индекса эффективности микроциркуляции (ИЭМ) — 0,63±0,03 у.е., т.е. был снижен на 52,5% по сравнению с нормальными величинами (Рис. 5).

При УЗДС диагностирован стеноз верхней брыжеечной артерии от 50 до 70% — у 42 больных, стеноз свыше 70% — у 54 пациентов. Стеноз чревного ствола на 50–70% определялся у 17 больных, свыше 70% — у 79 пациентов (Рис. 6).

При кровотечении Forrest Iа (17 больных) (Рис. 7), у 33 пациентов с кровотечением Forrest Ib (Рис. 8) и у 44 больных с кровотечением Forrest IIа использовали инъекционный способ, затем подвергали воздействию АПК непосредственно кровоточащий сосуд. У 48 больных с кровотечением Forrest IIb применяли инъекционный способ, затем отмывали дефект, удаляли тромб и выполняли АПК.

Рис. 2. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, кровотечение Эндофото.

Рис. 3. Множественные острые язвы желудка Forrest IIс. Эндофото.

Рис. 4. Микроциркуляторное русло бульбарной конъюнктивы больного АИБ с язвенным поражением желудка: 1 — агрегация в венулах; 2 — агрегация в капиллярах; 3 — агрегация в артериолах; 4 — неравномерность калибра венул; 5 — локальный периваскулярный отек.

Рис. 5. Первичная допплерограмма и ее амплитудно-частотная гистограмма у здоровых добровольцев и у больных с желудочно-кишечным кровотечением.

Рис. 6. Стеноз чревного ствола и верхней брыжеечной артерии.

Рис. 7. Кровотечение Forrest Iа. Эндофото.

Остановку диапедезного кровотечения экзогенным оксидом азота провели 143 пациентам: 10 больным с эрозивным эзофагитом и 133 пациентам с эрозивногеморрагическим гастритом. Через 10 с после воздействия NO кровь из ярко-алой приобретала вишневый оттенок, образовывались сгустки на поверхности эрозий и язв, и через 1 минуту кровотечение останавливалось. С помощью световой электронной микроскопии (СЭМ) анализировали биопсийные препараты, взятые из язвы у 15 пациентов до и после остановки кровотечения, и

Рис. 8. Стрессовая язва привратника Forrest Ib. Эндофото.

установили, что остановка кровотечения происходила за счет создания матрицы из тромбоцитов на поверхности язвенного дефекта и наползания сверху эпителиального пласта.

У 1 больного 1-й группы с кровотечением FIb и у 4 пациентов 2-й группы с кровотечением FIa кровотечение не было остановлено во время ЭГДС — пациенты скончались. Летальность в первой группе составила 1,2%, во второй группе — 2,9%. Таким образом, успешная остановка кровотечения имела место у 98,4% пациентов.

После остановки кровотечения назначали внутривенное введение ингибиторов протонной помпы (ИПП) 54 больным 1-й группы и 138 пациентам 2-й группы с гиперацидным состоянием: постоянная инфузия омепразола 8 мг/час. в течение 72 часов, в последующем нексиум перорально по 40 мг в сутки в течение 27 суток. Эрадика-цию Нр проводили благодаря бактерицидному действию экзогенного оксида азота. По данным ЛДФ-грамм на фоне комплексного лечения с включением оксида азота диагностирована выраженная положительная динамика. На 14-е сутки установлено приближение всех оцениваемых показателей к нормальным величинам: ПМ = 18,4±2,5 пф.ед., СКО = 3,3±0,4 пф.ед., ИЭМ = 1,25±0,05 у.е. (Рис. 9). У больных, получавших только традиционную противоязвенную терапию, все составляющие ЛДФ-граммы приблизились к норме лишь на 28 сутки.

Эрозии пищевода эпителизировались за 5,0±0,3 сут., эрозии желудка — за 6,0±0,5 сут., эрозии двенадцатиперстной кишки — за 7,0±0,2 сут. Острые язвы желудка эпители-зировались за 7,0±0,6 сут., луковицы двенадцатиперстной кишки — за 8,0±0,5 сут. Количество сеансов NO-терапии не отличалось в трех группах больных. Рецидива кровотечения не было ни у одного пациента. В группе сравнения из 20 больных, не получавших оксид азота, рецидив кровотечения отмечен у 7 пациентов (35%). Эрозии желудка эпителизировали 10,0±0,6 сут., острых язв — 12,0±0,7 сут. Эрозии двенадцатиперстной кишки эпителизировались за 12,0±0,4 сут., острые язвы — за 15,0±0,2 сут. У всех пациентов эпителизация острых эрозий и язв происходила в 2 раза быстрее, чем у больных, которым не включали в комплексную терапию оксид азота. Все больные АИБ были оперированы после остановки кровотечения.

Рис. 9. Первичная допплерограмма и ее амплитудно-частотная гистограмма на 14-е сутки от начала комплексной терапии.

Выводы

  • 1.    Трудности диагностики желудочно-кишечного кровотечения у больных групп риска связаны с отсутствием явных признаков кровотечения у 65,4% больных пожилого и старческого возраста, у 87,1% пациентов, перенесших оперативные вмешательства. у 78,1% больных абдоминальной ишемической болезнью.

  • 2.    При кровотечении Forrest Iа, Forrest Ib, Forrest IIа и Forrest IIb комбинированный эндоскопический гемостаз, включающий инъекционный метод, аргоноплазменную коагуляцию и NO-терапию, эффективен у 98,4% больных групп риска.

  • 3.    Включение экзогенного оксида азота в комплексное лечение больных с острыми эрозиями и язвами желудка, осложненными кровотечением, способствует нормализации микроциркуляторных нарушений и ускоряет эпителизацию острых эрозий и язв в 2 раза по сравнению с пациентами, не получавшими в комплексной терапии оксид азота.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов (The authors declare no conflict of interest).

Статья научная