Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера

Бесплатный доступ

В статье представлены данные измерения проявления ритма кинематических характеристик дирижирования на различных этапах обучения дирижерскому умению. Выявлена последовательность формирования ритма кинематических характеристик дирижирования, на этой основе выделены этапы и уровни формирования профессиональных жестов дирижера, что позволяет обосновать содержание профессионально-прикладной физической подготовки будущих дирижеров.

Дирижирование, кинематические характеристики, этапы и уровни формирования дирижерского умения

Короткий адрес: https://sciup.org/14263739

IDR: 14263739

Текст научной статьи Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера

Одной        из       задач

профессионально-прикладной физической подготовки учителей музыки является формирование мануальных действий дирижера. Изучение мануальных действий дирижера проводилось при помощи оптической системы трехмерного видеоанализа «Видеоанализ Ста-токин», состоящей из двух видеокамер, двух ламп подсветки; тест-объекта; световозвращающих маркеров; компьютера; платы видеозахвата, записывающей видеоряд на жесткий диск компьютера.

Программная часть комплекса позволяет выполнять следующие операции:

– производить съемку движений с частотой 50 ка- дров в секунду;

– автоматически обрабатывать координаты маркеров на теле человека;

– представлять в графической форме фиксируемую биомеханическую информацию.

Программное обеспечение комплекса «Видеоанализ движений» дает возможность фиксировать изменение суставных углов, угловых скоростей, угловых ускорений, рассчитывать стандартные отклонения, проводить сравнительный анализ результатов исследования нескольких испытуемых или одного испытуемого в разные периоды времени.

Для регистрации биомеханических характеристик движения дирижера на испытуемого с латеральной стороны тела в области проекции центра плечевого, локтевого, лучезапястного суставов, а также на височной области головы устанавливались световозвращающие (отражающие направленный свет) маркеры диаметром 2,5 см. Испытуемый дирижировал, его движения в течение 8 секунд записывались на две видеокамеры, располагавшиеся на расстоянии около 5 метров от места съемки и под углом 60 градусов к основному направлению движения испытуемого. За видеокамерами располагались лампы подсветки, освещающие световозвращающие маркеры на руках испытуемого, превращая их в яркие точки, что позволяет четко фиксировать их на видеозаписи. Сделанные видеозаписи обрабатывались при помощи программного комплекса Video Motion_ 3D.

Зарегистрировано 72 кинематические характеристики мануальных действий дирижера, 36 – для движения правой руки и 36 – для движения левой руки. Определялись изменения угла, угловой скорости и углового ускорения отведения/приведения плечевого сустава, сгибания/разгибания плечевого сустава и сгибания/ разгибания локтевого сустава, а также траектории дви- жения, скорости и ускорения движения плечевого, локтевого и лучезапястного суставов по осям Х, У, Z.

Изучение профессиональных жестов опытных дирижеров позволило установить 14 базовых кинематических характеристик, проявление ритма которых позволяет оценить сформированность мануальных действий: 1) угол приведения/отведения плечевого сустава; 2) угловая скорость приведения/отведения плечевого сустава; 3) угол сгибания/разгибания плечевого сустава; 4) угловая скорость сгибания/разгибания плечевого сустава; 5) угол сгибания/разгибания локтевого сустава; 6) угловая скорость сгибания/разгибания локтевого сустава; 7) траектория движения плечевого сустава по оси Z; 8) траектория движения локтевого сустава по оси Z; 9) траектория движения лучезапястного сустава по оси У; 10) скорость перемещения плечевого сустава по оси Z; 11) скорость перемещения локтевого сустава по оси Z; 12) скорость перемещения лучезапястного сустава по оси Z; 13) ускорение перемещения локтевого сустава по оси Z; 14) ускорение перемещения лучезапястного сустава по оси Z.

Для разработки методики профессионально прикладной физической подготовки на разных этапах обучения дирижерскому умению необходимо определить этапы и уровни формирования мануальных действий будущих дирижеров.

Выявлялись базовые кинематические (пространственно-временные) характеристики мануальных действий у будущих учителей музыки, начинающих овладевать движениями дирижера. Предполога-лось:

  • 1.    Установить проявление ритма базовых кинематических характеристик в движении рук начинающих дирижеров.

  • 2.    Определить этапы и уровни сформированности мануальных действий дирижера.

Обследована группа студентов второго курса Института искусств АГУ, состоящая из 18 человек. Исследуемые в соответствии с рабочей программой, в течение второго семестра первого курса, посещали академические занятия по курсу дирижирования. В результате у студентов было сформировано умение дирижировать легато, и в течение трех недель обучения на втором курсе студенты получили представление о дирижировании стаккато, затем с помощью оптической системы трехмерного видеоанализа было изучено проявление ритма кинематических характеристик мануальных действий при дирижировании.

Проявления ритма кинематических характеристик дирижирования начинающих дирижеров были сопоставлены с результатами аналогичного исследования группы преподавателей и студентов 4 курса, которые, по мнению преподавателей, обладают лучшими навыками дирижирования. В результате была определена последовательность формирования проявления ритма кинематических характеристик (рис.1).

Было выявлено, что проявление ритма базовых кинематических характеристик движения в суставах (углы и угловые скорости), а также траектории движения суставов относительно вертикальной оси формируется уже на этапе создания представления об изучаемом движении дирижера.

Следующий этап связан с формированием проявления ритма базовых кинематических показателей, характеризующих скорости и ускорения движения суставов относительно вертикальной оси. О его завершении свидетельствует проявление ритма всех базовых пространственно-временных (кинематических) характеристик.

Далее в процессе совершенствования изученных действий формируется проявление ритма кинематических показателей, не вошедших в число базовых. Необходимо отметить, что у лучших дирижеров, призеров и победителей всероссийских конкурсов проявление ритма кинематических показателей дирижирования стремится к 100%.

Выявленная последовательность формирования ритма кинематических характеристик позволяет обосновать три этапа и три уровня формирования мануальных действий дирижера (рис. 2).

На первым этапе происходит формирование представления об изучаемом действии. В ходе реализации данного этапа необходимо решить следующие педагогические задачи: сформировать представление об изучаемом действии; добиться безошибочного выполнения основы техники движения. Результатом реализации данного этапа является достижение студентами

Формирование ритма базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, а также траектории движения суставов относительно вертикальной оси

Формирование проявления ритма кинематических характеристик, не попавших в число базовых

вертикальной оси

Рис.1. Последовательность формирования проявления ритма кинематических характеристик в ходе овладения дирижерским умением

Этапы формирования мануальных действий дирижера

Уровни сформированности мануальных действий дирижера

Формирование представления об изучаемом действии

Задачи:

  • 1.    Сформировать представление об изучаемом действии.

  • 2.    Добиться безошибочного исполнения основ техники движения.

Начальный уровень

Критерии:

  • 1.    Способность выполнять движение по образу (по оценке преподавателя).

  • 2.    Проявление ритма базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, а также траектории движения суставов относительно вертикальной оси.

Формирование проявления ритма базовых кинематических характеристик дирижирования Задачи:

  • 1.    Добиться стабильного выполнения изучаемого действия.

  • 2.    Сформировать проявление ритма базовых кинематических показателей.

Базовый уровень

Критерии:

  • 1.    Стабильное выполнение изучаемого движения (по оценке преподавателя).

  • 2.    Проявление ритма по всем базовым кинематическим характеристикам дирижирования.

Совершенствование мануальных действий дирижирования Задачи:

  • 1.    Формировать умение передавать мануальными действиями музыкальные образы.

  • 2.    Добиться проявления ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.

Профессиональный уровень

Критерии:

1. Умение передавать мануальными действиями музыкальные образы (по оценке преподавателя). 2. Проявление ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.

Рис. 2. Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера начального уровня сформированности мануальных действий дирижера. Критериями оценки ее являются способность выполнять движения по образу и проявление ритма базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, а также траектории движения суставов относительно вертикальной оси.

На втором этапе происходит формирование ритма базовых кинематических характеристик дирижирования. Реализация данного этапа предполагает решение двух задач: добиться стабильного выполнения изучаемого действия и сформировать проявление ритма базовых кинематических показателей. Данный этап завершается по достижении студентами базового уровня овладения мануальными действиями дирижера, основными критериями которого являются стабильное выполнение изучаемого движения и проявление ритма по всем базовым кинематическим характеристикам дирижирования.

Третий этап направлен на совершенствование мануальных действий дирижера. В ходе его реализации требуется решение следующих задач: формирование умения передавать мануальными действиями музыкальные образы и добиться проявления ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых. По окончании данного этапа, студенты должны достичь профессионального уровня сформированности мануальных действий дирижера, основными критериями которого являются способность передавать мануальными действиями музыкальные образы и проявление ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, которые могут стать основой подбора средств профессионально прикладной физической подготовки будущих дирижеров:

  • 1.    Формирование ритма кинематических характеристик дирижирования происходит последовательно через проявление ритма базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах; через формирование правильной траектории движения суставов относительно вертикальной оси; через формирование ритма базовых кинематических характеристик, отражающих скорости и ускорения движения суставов относительно вертикальной оси; в завершении – через формирование ритма кинематических характеристик, не попавших в число базовых.

  • 2.    Выделяются три этапа формирования мануальных действий дирижера: а) этап формирования представления об изучаемом действии; б) этап формирования проявления ритма базовых кинематических характери-

  • стик; в) этап совершенствования мануальных действий дирижера. Устанавливаются или различаются начальный, базовый и профессиональный уровень сформиро-ванности мануальных действий дирижера.
  • 3.    Критериями оценки начального уровня обучения являются: способность выполнять движение в приближенной форме и проявление ритма базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, а также траек-

  • тории движения суставов относительно вертикальной оси. Критериями базового уровня являются: стабильное выполнение изучаемого движения и проявление ритма по всем базовым кинематическим характеристикам дирижирования. Критериями профессионального уровня являются: умение передавать мануальными действиями музыкальные образы и проявление ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.

STAGES AND LEVELS OF FORMING CONDUCTOR’S MANUAL ACTIONS

A. Baladzhan, Competitor,

College of Arts of the Adygea State University, Maykop.

Статья научная