Этимология и генезис термина "государственная безопасность"
Автор: Гурлев Игорь Валентинович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Идеи и смыслы
Статья в выпуске: 2, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена этимологии и генезису термина «государственная безопасность».
Государство, безопасность, государственная безопасность, указы, рескрипты, манифесты
Короткий адрес: https://sciup.org/170166814
IDR: 170166814
Текст научной статьи Этимология и генезис термина "государственная безопасность"
О беспечение безопасности являлось и является сейчас жиз-ненно важной задачей, стоящей перед любым государством, и без ее решения невозможно его существование.
Становление и развитие органов обеспечения безопасности Российской империи описаны в многочисленных работах по истории спецслужб России, однако изучению категориально -понятийного аппарата теории государственной безопасности уде лялось недостаточное внимание. Тем не менее история развития понятийного аппарата теории безопасности России насчитывает не одну сотню лет. Существует множество различных терминов, кото рые в значительной степени влияли и влияют на разработку, реа лизацию мер и создание тех или иных органов и подразделений по обеспечению безопасности.
Изучение и совершенствование в настоящее время теории госу-дарственной безопасности как одного из направлений обеспечения национальной безопасности страны требует также исследования этимологии и генезиса термина «государственная безопасность».
В древнерусском языке слова «государь», «государыни» употребля-лись с XIVв.; «государьство» как «акт правления», «государствование» — с XV в. В современном значении слово «государь» употреблялось с начала XVII в. Слово «государь» в русских рукописных и старопечат ных памятниках писалось и печаталось обыкновенно в сокращенном виде, под словотитлом, и поэтому трудно установить на основании этих данных, когда вошла в общее употребление форма «государь» вместо «господарь». Возможно, это произошло не раньше XVI в. Примерно то же можно сказать и о слове «государство» («господарьство»). Слово «господарство» дважды встречается в Соборном уложении 1649 г., в гл. XX, ст. 35: «в иное господарство» и «с того господарства»1.
В церковнославянском языке слово «господарь» (господин, хозяин) известно с XI в., позднее, с XIV в., употреблялось слово «государь». Их производное — «господар(ь)ство» (государство) — известно, по крайней мере, еще в XVII в.2
Вот как толкуется слово «господь» в словаре В.И. Даля: «Встарь ото -ждествлялись понятия “господь” и “государь, господин”; ныне [т.е. в XIX веке] — “всевышний, владыка, бог, создатель”. “Господарь” — “государь и господин; владелец, хозяин”. “Государство” — “царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя”, а слово “государственный” — “относящийся к государству”»3.
ГУРЛЕВ
Игорь
Следует обратить внимание на то, что в русском языке не существовало слово «безопасность». Были два отдельных слова — «без» и «опасение».
«Без», «безо» употребляется при указа -нии на отсутствие кого-либо, чего-либо; неимение чего-либо в наличии. В русском языке в XI—XVII вв. известно отдельное слово «безъ» и приставки без-, бес-, бец-, бе -, беж- и безд- 1 .
В древнерусском языке слово «опасение» с XI в. означает «осторожность», «внима тельность». С XIII в. слово «опасти» озна чает «спасти», «обезопасить». С XV в. выра жение «опасати ся» означает «бояться». Слово «опасъ» с XII в. означает «опасение», «осторожность». Слова «опасьнъ», «опась ный» с XII в. означают «тщательный», а с XIV в. — «охранный» (например, «опасьная грамота» — «охранная грамота»), а с XV в. — «искусный». Слово «опасаться», «опасность» является производным от слова «пасти». В древнерусском языке слово «пасти» озна чало не только «пасти (скот)», но и «сте речь», и «руководить», и «управлять»2.
Существительное «опасность» — это воз -можность, угроза чего либо, какого либо несчастья. В русском языке с XVI-XVII вв. слово «опасность» известно только как «осторожность», «тщательность»; в рус -ских словарях оно отмечено с 1704 г.3
Слово «безопасность» в русском языке стало употребляться с XVIII в., с началом реформ Петра I.
До начала XX в. безопасность рассма-тривали как сохранение государственного суверенитета, укрепление внешних границ (внешняя безопасность) или как подавле -ние внутренних врагов — преступников, смуты, оппозиции (внутренняя безопас -ность).
Под воздействием происходящих в XIX — начале XX вв. событий, которые каса -лись России, менялась структура органов обеспечения безопасности России и тер -минология нормативных правовых и слу жебных документов в сфере обеспечения безопасности.
8 сентября 1802 г. в Манифесте Александ-ра I «Об учреждении министерств»
говорится: «IV. Должность Министра Внутренних Дел обязывает его печься о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи...»4
13 января 1807 г. по рескрипту, данному Сенату, создается Особый комитет для рассмотрения дел по преступлениям, кло нящимся к нарушению общего спокой ствия. В официальных документах того периода встречается и другое название этого органа: Комитет охранения общей безопасности5.
Параллельно с Особым комитетом дей ствовала Особенная канцелярия мини стерства полиции как орган политиче -ского сыска.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. показало, что полиция и другие ведом -ственные секретные службы не справи лись со своими задачами по обеспечению «тишины и спокойствия», т.е. обеспече-нию государственной безопасности.
По окончании следствия и после казни лидеров декабристов ночью 13 (25) июля 1826 г. Николай I в этот же день в Царском Селе подписал манифест «О соверше-нии приговора над Государственными преступниками»6.
В первой четверти XIX в. в России суще -ствовало несколько органов политиче ской полиции: Комитет высшей полиции, Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, секретные службы гвар дейского корпуса и Управления воен-ных поселений, а также секретная часть Петербургского градоначальства. Все эти службы были независимы друг от друга и соперничали между собой. Поэтому был создан орган, к которому перешли функ ции политической полиции из МВД, а также функции политической и военной контрразведки.
3 (15) июля 1826 г. рескриптом управля ющему Министерством внутренних дел «О присоединении Особенной Канцелярии Министерства Внутренних дел к Собственной Его Величества Канцелярии» Николаем I на основе Особенной канце лярии министерства внутренних дел было создано III Отделение собственной Его Императорского Величества канцеля- рии — орган политического сыска и след -ствия.
III Отделение было задумано как «выс-шая полиция» и, в отличие от предше-ствующих розыскных органов, имело широко разветвленную сеть территори -альных органов в виде жандармских под -разделений. На III Отделение возлагались разноплановые задачи, оно состояло из 5 экспедиций, общего архива, 2 секретных архивов и типографии1.
-
1-я экспедиция — секретная — ведала наблюдением за революционными и общественными организациями и деяте лями, проводила дознания по политиче ским делам, составляла для царя ежегод ные отчеты о действиях — обзоры обще -ственного мнения и политической жизни страны.
-
2 я экспедиция осуществляла над зор за религиозными сектами, а также собирала сведения об усовершенствова ниях и изобретениях, фальшивомонет чиках, заведовала Петропавловской и Шлиссельбургской крепостями.
-
3-я экспедиция вела наблюдение за проживающими в России иностранцами, собирала сведения о политическом поло жении, революционных партиях и орга низациях зарубежных государств.
-
4-я экспедиция собирала сведения о крестьянском движении и о мероприятиях правительства по крестьянскому вопросу, о всех происшествиях в стране, о видах на урожай и др. (в 1872 г. упразднена, а ее дела переданы в 1-ю и 2-ю экспедиции).
-
5 я экспедиция ведала цензурой и наблюдала за периодическими изданиями (с 1865 г. эти функции перешли в веде -ние Главного управления по делам печати МВД).
Делами контрразведки занимались 1-я и 3 -я экспедиции. Численность сотрудни-ков III Отделения первоначально состав ляла 16 чел.
28 апреля 1827 г. по императорскому рескрипту Николая I «Об учреждении пяти Округов Жандармского Корпуса», данному управляющему главным штабом, было создано специальное подразделе ние — корпус жандармов2. Первоначально общая численность корпуса жандармов не превышала 4 300 чел.
Согласно положению, принятому в 1836 г., корпус жандармов был преоб разован в отдельный корпус жандармов, вся страна была разделена сначала на 5, а впоследствии на 8 жандармских округов, в свою очередь разделявшихся на отделе ния, на каждое из которых приходилось обычно 2-3 губернии.
После совершения 4 апреля 1866 г. пер вого покушения на Александра II студен -том Дмитрием Каракозовым администра тивные функции и функции по обеспече нию безопасности в Санкт Петербургской губернии были разделены между губерна тором и градоначальником.
Первое охранное отделение было со здано в 1866 г. при канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника и называлось Отделением по охране нию порядка и спокойствия в сто лице. Сотрудники охранного отделения занимались расследованием полити ческих преступлений внутри страны. За границей сотрудники лишь вели с лежку за политической эмигра цией. Первоначально штат данного охранного отделения составлял 12 чел.
В условиях нарастания волны анти государственного террора в 60 х-70 х гг. XIX в., после взрыва в Зимнем дворце, про -изведенного 5 февраля 1880 г. Степаном Халтуриным, правительство пошло на создание особых межведомственных орга нов с чрезвычайными полномочиями.
12 февраля 1880 г. рескриптом, данным Сенату, была учреждена Верховная распо рядительная комиссия по охранению го сударственного порядка и общественного спокойствия (ВРК)3.
После убийства народовольцами 1 (13) марта 1881 г. Александра II новый импе ратор Александр III 14 (26) августа 1881 г. утвердил «Положение о мерах к охране нию государственного порядка и обще ственного спокойствия»4.
4 (16) сентября 1881 г. данное Положение было опубликовано5.
С 9 апреля 1887 г. Санкт - Петербургское Отделение по охранению порядка и спо койствия в столице (созданное в 1866 г.) стало именоваться Отделением по охра нению общественной безопасности и порядка в Санкт - Петербурге1.
Вторым охранным отделением было Московское, созданное 1 ноября 1880 г. Первое время оно называлось Секретным розыскным отделением при канцелярии Московского обер - полицмейстера, а затем — Отделением по охранению обществен -ной безопасности и порядка в Москве2. Как показало изучение нормативных правовых документов, наиболее часто употреблявшимися терминами в области обеспечения безопасности Российской империи как от внешних, так и от вну тренних угроз в то время являлись сле дующие словосочетания: «обеспечение тишины и спокойствия», «обеспечение общего спокойствия и безопасности», «охранение государственного порядка и общественного спокойствия», «надзор за порядком и охранение общей безопасно сти», «охранение общественной безопас ности и порядка», «охранение и утверждение спокойствия и благоденствия госу дарства» и т.п. В зависимости от контекста эти термины относились как к обеспече -нию внутренней и внешней безопасности государства, так и к обеспечению обще ственной безопасности.
В многочисленных статьях и учебных рефератах, а также в книгах и диссертациях приводятся сведения о том, что в России термин «государственная безопасность» впервые был употреблен 14 (26) августа 1881 г. в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и обществен ного спокойствия», разд. II, п. 15: «... а): издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупрежде нию нарушения общественного порядка и государственной безопасности.. ,»3.
Однако, как показал анализ документов за период с 1800 по 1917 гг., официально термин «государственная безопасность» впервые был употреблен 13 (25) июля 1826 г. в манифесте Николая I «О совер-шении приговора над Государственными преступниками», где говорится о том, что приговоры Верховного уголовного суда он смягчил, «сколько долг право судия и Государственная Безопасность дозволяли»4.
И это если не учитывать употребление этого понятия в «Русской Правде», напи санной декабристом П.И. Пестелем в 1820-1824 гг. в качестве конституции буду -щего государства. Там этот термин употре -блялся в 1-й и 3-й главах. Так, в § 2 1-й гл. «О земельном пространстве Государства» говорится: земли, «с Россией ныне смежные, коих необходимо надобно к России присоединить для твердого установления Государственной Безопасности». В § 6 3-й гл. «О сословиях в России обретающихся» Пестель говорил о том, что «набор ратни ков в войско есть учреждение необходи мое для Государственной Безопасности»5.
Таким образом, автором сделано важное уточнение, что термин «государственная безопасность» впервые был использо ван в нормативных правовых документах Российской империи, по меньшей мере, на 55-60 лет раньше, чем считалось до сих пор.
В Российской империи под термином «государственная безопасность» пони малась в целом безопасность Российской империи как государства, принадлежав шего «государю» - «владыке» - «хозяину» - «императору».
Понятие «национальная безопасность» не могло возникнуть, т.к., во - первых, все принадлежало государю, а во вторых, в Российской империи граждане делились по сословиям и вероисповеданию, а не по национальности.
В советский же период, когда все при -надлежало государству, под государст венной безопасностью понималась безопасность государства рабочих и кре стьян.
Следует также отметить, что в России как до, так и после революции 1917 г. в силу особенностей исторического развития общества и режимов власти термин «го сударственная безопасность» понимался гораздо шире, чем он понимается сейчас, и по сути был тождествен современному понятию «национальная безопасность».