Этнархия: типология светской власти духовенства в истории восточной церкви
Автор: Хошев Андрей Юрьевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Религия, общество, государство
Статья в выпуске: 9, 2016 года.
Бесплатный доступ
Наряду с Западной церковью, где теократическая форма правления исторически представлена в виде папства и обрела богословское осмысление в теории «двух мечей», в православной и древней Восточной церквах элементы теократии также получили некоторое распространение в виде этнархии - совмещения духовной и гражданской власти духовенства в автономных христианских общинах, проживавших в условиях иноверного господства. Данная практика носила вынужденный характер, и, в отличие от папства, христианский Восток никогда не претендовал на ее специальное обоснование, что, впрочем, не умаляет ее значения в истории. Статья посвящена анализу правовых источников и исторических оснований этнархии, а также роли этого феномена в истории восточного христианства.
Этнархия, этнарх, самоуправление религиозных меньшинств, византийское право, исламское право, османская империя, кипр, черногория
Короткий адрес: https://sciup.org/170168540
IDR: 170168540
Список литературы Этнархия: типология светской власти духовенства в истории восточной церкви
- Аншаков Ю.П. 1998. Становление Черногорского государства и Россия (1798-1856). М.: Институт славяноведения РАН. 387 с
- Вайсс Б.Д. 2008. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх. М.-СПб: Диля. 234 с
- Гаген С.Я. 2007. Императорский суд и судьи палеологовской Византии (1261-1453): дис. … к.ю.н.. Екатеринбург. 292 с
- Иванова О.В., Литаврин Г.Г. 1985. Славяне и Византия. -Раннефеодальные государства на Балканах, VI-XII вв. (под ред. Г.Г. Литаврина). М.: Наука. С. 34-98
- Петр Петрович (Његуш), митр. Цетиньский. 1835. Кратка история Црне Горе. -Грлица. Календар Црногорски. Цетиње. 136 с
- Роганович И. 1899. Черногорская теократия. Казань. 96 с
- Рудоквас А.Д. 1998. Юрисдикция епископского суда в области гражданского судопроизводства Римской империи в IV в. н.э. -IVS ATIQVVM. Древнее право. № 1(3). С. 93-101
- Скобей Г.И. 2010. Значение власти Константинопольского патриарха в турецкий период (XV-XVIII века). -Церковь и время. № 50. С. 165-178
- Andrekos V., Michalis N. 2013. The Archbishops of Cyprus in the Modern Age: The Changing Role of the Archbishop-Ethnarch, their Identities and Politics. Cambridge. 365 p
- Andrić I. 2004. Položaj Pećke patriaršije u Osmanskom Carstvu od 1557 do 1690 godine. Zagreb. 20 p
- Fattal A. 1951. Comment les Dhimmis étaient jugés en terre d’Islam. -Cahiers d’histoire égyptienne. № 3. Cairo. P. 321-341
- Fine J. 1994. The Late Medieval Balcans: A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. University of Michigan Press. 683 p
- Ibn Khaldun. 2005. The Muqaddimah. An Introduction to History (transl. by F. Rosenthal). Princeton University Press. 465 p
- Al-Mawardi Abu’l Hasan. 1984. Les statuts gouvernementauх, ou Règles de droit public et administratif (traduit par E. Fagnan). Alger. 584 p
- Νομικόν του επισκόπου Καμπανίας Θεοφίλου του εξ Ιωαννίνων (1788). -Κριτική έκδοσις υπό Δ. Σ. Γκίνη. Θεσσαλονίκη. 1960. 326 σ
- Nomocanon a Gregorio Abulpharagio Bar-Hebraeo. -Syriace compositus et a Iosepho Aloysio Assemano in Latiman Linguam conversus. Scriptorum veterum nova collectio e Vaticanis codicibus. Tomus X. Pars II (ed. by A. Mai). Roma. 1838. P. 1-268
- Pantazopoulos N.J. 1961. Community Laws and Customs of Western Macedonia under Ottoman Rule. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies. 22 p
- Pantazopoulos N.J. 1967. Church and Law in the Balkan Peninsula during the Ottoman Rule. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies. № 92. 121 p
- Vanezis P.N. 1974. Makarios: Pragmatism v. Idealism. London. 203 p