Этнические феминизмы: критика мейнстримного феминизма
Автор: Коновалова А.П., Цырендоржиева Д.Ш.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: 1, 2024 года.
Бесплатный доступ
Возникшее в XVIII-XIX вв. женское общественно-политическое движение, распространившееся с Запада, всколыхнуло глобальный мир, вызвало перемены в обществе, послужило катализатором феминистской активности и, как следствие, переосмысление разнообразных женских опытов в обществах с разной культурой и устройством. Авторы выявляют противоречия западного (мейнстримного) феминизма и различия, присущие обществам с иными культурными, историческими, гендерными, социальными контекстами, с которыми столкнулись феминистские исследования стран третьего мира. Выявленные подвергаемые критике многие аспекты мейнстрима: европоцентризм, навязывание идеи «сестринства», ориентализм, экзотизация, гомогенизация, виктимизация, маргинализация, лишение субъектности «женщин третьего мира», а также несостоятельность в некоторых обществах теории глобального патриархата как системы угнетения женщин, позволяют прийти к выводу о том, что деколониальный выбор в направлениях социальной и гуманитарной мысли выявляет изъяны, унаследованные колониальным прошлым, и позволяет принимать во внимание локальные гендерные порядки, иные социальные стратификации.
Феминизм, мейнстримный феминизм, этнические феминизмы, феминизм третьего мира, феминизм коренных народов, критика феминизма, деколониальный выбор, гендерный подход, интерсекциональный подход, гендер
Короткий адрес: https://sciup.org/148328387
IDR: 148328387 | DOI: 10.18101/1994-0866-2024-1-53-59
Список литературы Этнические феминизмы: критика мейнстримного феминизма
- Коновалова А. П., Цырендоржиева Д. Ш. Протофеминистские идеи как основа феминистского движения // Человек и общество в поиске новых смыслов: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию кафедры философии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова / научный редактор К. А. Багаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. 162 с. Текст: непосредственный. EDN: AVIYYP
- Тлостанова М. В. Деколониальные гендерные эпистемологии. Москва: Маска, 2009. 386 с. Текст: непосредственный. EDN: QOKHED
- Арруцца Ч., Бхаттачарья Т., Фрейзер Н. Феминизм для 99%. Манифест / перевод Н. Демьянова. Москва: Радикальная теория и практика, 2020. 84 с. Текст: непосредственный.
- Темкина А. А., Здравомыслова Е. А. Интерсекциональный поворот в гендерных исследованиях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. 20(5). С. 15-38. 221 с. Текст: непосредственный. EDN: ZVMKER
- Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии. Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с. Текст: непосредственный. EDN: YWPCTY
- Quijano A. Coloniality of Power, Knowledge, and Latin America. Nepantla: Views from South. 2000; 1:533-580.
- Shu-mei Shih (2005). Towards an ethics of transnational encounters, or "when" does a "Chinese" woman become a "feminist"? Margueritte Waller and Sylvia Marcos, eds. Dialogue and Difference. Feminisms Challenge Globalization. N. Y.: Palgrave Macmilan. P. 3-28.
- Коновалова А. П. Тренды феминизма и российское общество // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 1. С. 80-88. Текст: непосредственный. EDN: ECJKBI