Этнические особенности суицидального поведения (обзор литературы)
Автор: Спадерова Н.Н.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психиатрия. Неврология
Статья в выпуске: 4 (59) т.11, 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140219947
IDR: 140219947
Текст статьи Этнические особенности суицидального поведения (обзор литературы)
Самоубийства сопровождают невидимой тенью человечество на протяжении тысячелетий и являются одной из составной частью культуры нации [4]. Сопоставление распространенности самоубийств в различных культурах и этносах позволяет установить очевидную связь между этнокультуральной принадлежностью и склонностью к суицидальным формам поведения, выявить примеры неодинакового отношения к фактам самоубийства у представителей различных этнических групп на протяжении всего их существования [12].
В некоторых странах с древних времен самоубийство воспринималось как почетная смерть представителей привилегированных сословий. Японские самураи с раннего детства обучались опытными наставниками правильному совершению харакири. Существовал специальный перечень церемоний и правил для совершения суицида. Подобный обычай встречался и в древнем Риме среди профессиональных воинов (бросались на свой меч) [4].
По индийским национальным традициям (до начала ХIХ века) вдовам, которые решили совершить сати (самосожжение после смерти их мужей), воздавались всевозможные почести, а после совершения самоубийства причисляли к лику святых [4].
По древним преданиям народов севера, престарелые люди могли совершить суицид, когда они начинали чувствовать свою слабость, физическую немощь. Эскимосы и индейцы Севера США считают, что самоубийство помогает воссоединиться со своими выдающимися предками. Как пишет Б.С. Положий [12], у детей и подростков индейцев Северо-запада до настоящего времени сохранились игры в самоубийство. На вопрос: "Что значит быть смелым?" – обычным ответом является: "Иметь смелость убить себя".
Кардинально противоположное отношение к самоубийству народов Центральной и Северной Африки (Бурунди, Алжир), где наблюдается одни из самых низких показателей смертности от самоубийств в мире [3].
Церковные традиции Европы в средние века рассматривали самоубийства как грех и даже тяжкое преступление. У людей, покончивших с собой, конфисковалось имущество, их тела лицом вниз протаскивали по улице, затем закапывали на перекрестке дорог, вбивали деревянный кол, предупреждая "восстание из мертвых вампиров". Известный факт, что в России до ХХ века самоубийц не отпевали, хоронили за пределами кладбища. Тем не менее, самосожжения старооб- рядцев в царской России нередко носили массовый характер [15].
Представители различных стран, либо различных этносов, проживающих в одной страны, существенно отличаются по характеру суицида [13, 14, 18, 21]. Например, в Японии всегда были характерны групповые "альтруистические" суициды, на которые не накладывались социальные табу (древние харакири, камикадзе и др.). Этот обычай в изолированном виде наблюдается до настоящего времени в современной Японии, где более 4% всех самоубийств занимают "парные", в том числе договорные суициды между возлюбленными – 60%, совместные суициды родителей (чаще матерей) и детей – 40% [21].
В индонезийской культуре наблюдается "негодующее самоубийство", которое совершается после оскорбления, если оно нанесено близким человеком. Подобный принцип суицидов распространен у аборигенов Австралии: арнемлендский обычай австралийских мибррири, при котором провинившийся после публичного оскорбления соплеменников добровольно уходит из жизни. В некоторых племенах Западной Африки имеется обычай "перекладывания вины за самоубийство на другого человека", при этом заблаговременно определенный виновник самоубийства должен был покончить с собой или выплатить денежную компенсацию родственникам умершего [2, 3].
Установлено, что мигранты, проживающие в разных странах, нередко сохраняют этнокультуральные особенности суицидогенеза. Например, у проживающих в США мигрантах из Венгрии наблюдается самый высокий уровень суицидов среди других этнических групп [17]. В Англии среди женщин, выходцев из Азии наиболее высокий уровень суицидов, а в индийских общинах на данной территории у женщин до сих пор распространено самосожжение [2].
Многочисленные исследования [5, 11] указывают на причинно - следственная связь между религиозными факторами, определяющими формирование культуры и этноса, и суицидальным поведением. При этом во многих работах указывается значительная роль религии как одного из ведущих факторов, сдерживающих суицидальную активность [2, 6, 8, 16 и др.]. Христианство рассматривает самоубийство с нескольких сторон. Во-первых, оно считает, что самоубийство – это разновидность убийства, что является нарушением 6 заповеди "Не убий" (Исход 20:13). Разница лишь в том, что убийца убивает другого человека, а самоубийца самого себя. Во-вторых, самоубийство является игрой в Бога. Человек, который закончил жизнь самоубийством отвергает над собой власть Бога и берет на себя роль судьи и господина жизни [10]. В-третьих? суицид является бунтом против Творца. У Бога есть определенные планы на каждого человека. "Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иеремия 29:11). Заканчивая самостоятельно свою жизнь, человек перечеркивает все планы Бога. Священники говорят, что "жизнь каж- дого человека принадлежит Богу". 1 Коринфянам 6:1920 "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогой ценою". Библия называет самоубийство злом против самого себя [1]. Отпевание над самоубийцами не осуществляется. Священник может провести данный обряд, если человек, совершивший завершенный суицид, был психически болен, о чем предоставляется справка от врача-психиатра [2, 9].
Классический Ислам запрещает все виды насилия, в том числе и агрессию к собственному телу. Самоубийство, как и убийство, относится к категории тягчайших преступлений. Аллах в Коране говорит: "Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах милостив к вам (запрещая вам это) - (сура "ан-Ниса", аят 29). В соответствии с исламским вероучением, место "инихар" ("самоумерщвление посредством врезания горла – араб; позже стало термином, обозначающим любой вид суицида) в Вечности – аде. Преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Наказанием грешнику будет ад, где он вновь повторит свое злодеяние. Пророк Мухаммед говорил: "Человек умирает по воле Бога, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение. Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха о смерти до её прихода! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь (несмотря на её легкость или сложность) несет верующему благо (ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодоление её обернется для носителей основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в жизни" (Хадис от Анаса; св.х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др.). Священнослужители считают, что самоубийство является следствием религиозного невежества ("джихад"). В тоже время похоронный обряд "джаназа" над самоубийством проводится в обычном порядке.
Диаметрально противоположное отношение к самоубийству у индуизма, что проявляется в учении о реинкарнации (второй жизни). Этим объясняются причины более высокой суицидальной активности у индуистов по сравнению с мусульманами. Некоторые авторы так же указывают на то, что редкость самоубийств среди мусульман – это недостатки учета, так как значительная часть самоубийств в этой среде скрывается [19, 20]. Очень созвучные проблемы учета наблюдаются и в нашей стране [7].
Статистические данные по риску самоубийств среди религиозных обществ мира противоречивы. Так, учёные отмечали, что у евреев и протестантов риск суицида выше, чем у католиков [2, 4] и пониженная потенциальная опасность самоубийства в Южных регионах Европы (Италии, Испании) связана с влиянием католицизма. Однако в то же время, есть сведения, что среди католиков и протестантов Ирландии уровень суицидов одинаков, а в католических странах Австрии и Венгрии – очень высокий [2].
Таким образом, классическое религиозное общество несет в себе превентивную модель защиты от суицидальный тенденций единоверцев, в связи с своей сплоченностью и консолидацией [4]. Но в то же время, религиозные догмы (представления о грехе, возможности достичь "Царствия Небесного" через самопожертвование) могут быть факторами суицидального риска [9, 22]. Особую опасность в данном случае, представляют религиозные деструктивные организации, секты, в которых самоубийства регистрируются с угрожающей частотой [2].
Список литературы Этнические особенности суицидального поведения (обзор литературы)
- Библия, М., 1998
- Войцех В.Ф. Клиническая суицидология. -М.: Миклош, 2008. -280 с
- Ворошилин С.И. Исторические и культуральные истоки формирования в обществе различных представлений на право совершения самоубийства//Суицидология. -2010. -№ 1. -с. 49-52
- Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр./Под ред. В.А. Базарова. -М.: Мысль, 1994. -300 с
- Зотов П.Б. «Жизнь после смерти» -в суицидологической практике психотерапевта//Медицинская наука и образование Урала. -2012. -№ 4. -С. 158-159
- Зотов П.Б. Факторы антисуицидального барьера в психотерапии суицидального поведения лиц разных возрастных групп//Суицидология. -2013. -Том 4, № 2. -С. 58-63
- Зотов П.Б., Родяшин Е.В., Уманский С.М., Кузнецов П.В. Проблемы и задачи суицидологического учета (организация регистра)//Тюменский медицинский журнал. -2011. -№ 1. -С. 10-11
- Куценко Н.И. Факторы антисуицидального барьера у больных рассеянным склерозом, проявляющих суицидальную активность//Тюменский медицинский журнал. -2014. -Том 16, № 3. -С. 18-20
- Логутенко Р.М., Зотов П.Б. Суицидальное поведение больных шизофренией с религиозным бредом//Академический журнал Западной Сибири. -2011. -№ 4-5. -С. 54-55
- Лященко М.Н. Суицид «глазами» Сократа и Августина Блаженного//Суицидология. -2013. -Том 4, № 4. -С. 60-65
- Пашковский В.Э., Шамрей В.К., Софронов А.Г., Днов К.В., Рутковская Н.Н. Суицидальное поведение и религиозность//Суицидология. -2015. -Том 6, № 3. -С. 23-31
- Положий Б.С. Суицидальное поведение (клинико-эпидемиологические и этнокультуральные аспекты). -М., 2010
- Положий Б.С., Куулар Л.Ы., Дуктен-оол С.М. Особенности суицидальной ситуации в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере Республики Тыва)//Суицидология. -2014. -Том 5, № 1. -С. 11-17
- Положий Б.С., Панченко Е.А., Посвянская А.Д., Фритлинский В.С. Клинические и социокультурные характеристики больных с депрессивными расстройствами, совершивших покушение на самоубийство//Суицидология. -2014. -Том 5, № 2. -С. 42-47
- Пулькин М.В. Самосожжения старообрядцев: проблема лидерства//Суицидология. -2014. -Том 5, № 1. -С. 56-71
- Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Психологические защиты от страха смерти у людей с разным опытом суицидального поведения//Суицидология. -2011. -№ 2. -с. 14-15
- Barraclough B. Poisonin cases: Suicide or accident//Br. J. Psychi-atr. -1974. -Vol. 124, № 6. -P. 526-530
- Jianlin J. Suicidal rates and mental health services in modern China//Crisis. -2000. -Vol. 21, № 3. -P. 118-121
- Katz-Sheiban B., Eshed Y. Fact and myths about suicide: a study of Jewish and Arab students in Israel//Omegs (USA). -2008. -Vol. 57, № 3. -Р. 279-298
- Pritchard C., Amanullah S. An analysis of suicide andundetermined deathsin 17 predominatly Islamic countries contrasted with the UK//Psychol. Med. -2007. -Vol. 37, № 3. -Р. 421-430
- Tatai K. Socio-cultural aspects of suicide in Japan//Suicidology. -Zagreb, 1971. -P. 60-64
- Trappler B., Endicott J. Religion and psychopathology//Amer. J. Psychiat. -1997. -Vol. 154, № 11. -P. 1636