Этноэстетика в современном гуманитарном знании
Автор: Логинова Марина Васильевна
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Этнокультуры в прошлом и настоящем
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье содержится анализ теоретических проблем этноэстетики как науки, которая активно развивается в последнее время и связана с изучением эстетических ценностей этносов. Определяется значение этноэстетики для современной культуры и перспективы ее развития.
Этноэстетика, культура этноса, ценности, искусство
Короткий адрес: https://sciup.org/170173895
IDR: 170173895
Текст научной статьи Этноэстетика в современном гуманитарном знании
Современное гуманитарное знание характеризуется процессами интеграции и появлением новых исследовательских областей. В этой связи актуальным является определение предметного поля этноэстетики, являющейся составной частью этнокультуры наряду с этноэтикой и специфической для каждого народа мифологической картиной мира. В широком смысле основаниями этнической культуры являются онтологические, гносеологические и аксиологические ценности, находящиеся во взаимосвязи, нарушение которых приведет к описательному и поверхностному изучению этнокультурных явлений.
В последнее время в научном аппарате существует целый ряд терминов с приставкой «этно». Отметим, что одним из первых на проблему этнического (в том числе в искусстве) указал Л.Н. Гумилев1. В отечественной науке пристальный интерес к этническому проявился в послевоенные годы и был связан с именами ВТ. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.И. Руденко, Н.П. Че-боксароваи др.
В 70-е гг. XX в. появляются исследования Ю. Б. Бромлея (теория этноса), С. И. Королева (эт- нопсихология), Э. С. Маркаряна (этнокультурная традиция) и др., в которых национальное рассматривается лишь как частный случай этнического, одна из фаз его существования. Королев, например, отмечает, что национальное своеобразие для историка искусства или эстетика становится понятием узким: «оно не представляется удачным из-за его ограниченности: сфера исследования в таком случае исторически и географически сужена рамками крупнейших и позднейших этнических образований (наций), в то время как более мелкие и возникшие на более ранних этапах общности (племя, народности), остаются за рамками исследования2».
Проблема этноэстетики подсказана не азартом «терминотворчества», но имеет теоретические основания. В контексте данного исследования отметим плодотворность идеи этноэстетики, предложенной в работе киевских ученых «Творческая личность в системе традиционного народного искусства3». Авторы определяют предмет этноэстетики, с одной стороны, как совокупность глубинных «архетипов» художественного мировосприятия, особо явно выраженных в формах народного искусства, а с другой - как поиск особой «этнической» художественной символики. При этом они практически не касаются специфики этноэстетики как самостоятельной науки в контексте гуманитаристики.
Между тем специфика эстетического отношения к миру заключается в диалектической связи всеобщего, особенного и единичного как общемирового, этнического и личностного. Синтезируя все виды человеческой деятельности, направленной на гармонизацию и совершенствование взаимодействия этноса и мира, этноэстетика является философским знанием в комплексе наук, изучающих становление и развитие эстетических ценностей определенной группы людей и их творческий потенциал в освоении мира.
Мы понимаем этноэстетику как составную часть этнокультуры как системы, в которой сложились эстетические отношения и соответствующие им ценности определенного этноса. Этноэ-стетические ценности в ментальных формах выражают культурные традиции народа и маркиру- ют его культурное и историческое своеобразие. В этой связи актуальным является выявление активного характера этноэстетического отношения к природе и трудовой деятельности, а также взаимосвязи традиции и инновации.
Следует выделить еще одну причину исследовательского интереса к этноэстетике. Речь идет о влиянии постмодернистской традиции. Отметим, что в современной научной парадигме происходит предельное обобщение эстетических, искусствоведческих и эстетических проблем, приобретающих теоретико-методологический и мировоззренческий смысл. В такой ситуации эстетика как наука определяется через игровые характеристики искусства, а вопросы художественного творчества предельно теоретизиру-ются. Сторонники классической эстетики отрицают значение ценностей традиционной культуры в искусстве постмодернизма. Наша точка зрения заключается не в отрицании, а в признании инновационной практики постмодернизма, в которой происходит углубление и расширение смыслового пространства современного этноэстетического сознания, рассматривающего систему ценностей этнокультуры не в качестве музейных экспонатов, а развивающихся форм современной художественной практики. Таким образом, исследование этноэстетики направлено на интерпретацию системы образов, артикулированных в этнической идентификации. На этом пути возникает уникальная возможность передачи бытия определенной группы людей в образах, художественно адаптированных для современного восприятия.
Наиболее плодотворный и актуальный для современного искусства путь освоения ценностей состоит в синтезе профессионального искусства с формами, созданными народным художественным творчеством. Изучение культурных событий в живом, реальном пространственно-временном континууме истории позволяет увидеть сближение традиции и инноваций.
Применение системного подхода определяет взаимосвязь между этническими и социально-историческими аспектами художественных явлений и процессов4. В период расцвета отечественной эстетики в 70-е гг. XX в. справедливо отмечалось, что законы этнического искусства нельзя понять вне истории. Они могут быть рас- крыты лишь в процессе художественного творчества, поняты и истолкованы как итог и вывод истории общества, где искусство - составная часть культуры5. Таким образом, системный подход способствует изучению этноэстетики в единстве аспектов синхронии и диахронии.
Особо подчеркнем значение этноэстетики для анализа явлений культурной жизни в Республике Мордовия. Художественная культура финно-угорского мира имеет свои неповторимые черты и находит выражение в таких феноменах, как этнофутуризм и этносимволизм изобразительного искусства, мордовская многоголосная пентатоника, обрядовые танцы мордвы-эрзи и мордвы-мокши и др. Исследователи в области традиционной мордовской культуры разработали оригинальные концепции этнохореграфии (А.Г. Бурнаев), этномузыковедения (Н.П. Бояркин) и этноэтики (Е.Н. Ломшина), представляющие собой междисциплинарный уровень знания. В этих концепциях речь идет не только о сохранении, но и трансформации этноэстетических ценностей мордвы.
Этноэстетический подход заключается, прежде всего, в выработке методологического аппарата, необходимого для научной интерпретации феноменов культуры и искусства. Синтез традиционных ценностей культур финно-угорских народов и инноваций может противостоять негативным трансформационным процессам и выступить средством единения финно-угорского мира. Отметим, что тенденция на стилизацию и модернизацию предметов этнокультуры ставит под угрозу сохранение того наследия, что есть в культуре народов.
Мы уже отмечали образовательный потенциал этноэстетики для формирования эстетической культуры6, в том числе студентов вузов Бурятии, Мари Эл, Республики Татарстан. Перспективы развития этноэстетики в системе гуманитарных наук заключается, на наш взгляд, в формировании «глобального видения» культуры, которое возможно через сохранение ценностей этнической культуры.
Список литературы Этноэстетика в современном гуманитарном знании
- Гумилев Л.Г. О термине «этнос» // Доклады отделений и комиссий / Геогр. об-во СССР. - Л., 1967. Вып. 3: Этнография. - С. 3 - 17.
- Егоров А. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1977. - 461 с.
- Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М.: Наука, 1970. -179 с.
- Логинова М.В. Формирование методологии этноэстетики // Финно-угорский мир. 2014 № 4 (21). С. 17
- Логинова М.В. Тенденции развития этноэстетики в образовательном пространстве финно- угорского мира // Регионология. 2012. № 2 (79). С. 168-169.
- Михайлюк М. Творча особист1сть у систем! традицшного народного мистецтва / М. Михай- люк, Т. Орлова // Традиц1йне й особист1сне у мистецтв!: колективне досл1дження за матер1алами Чет- вертих Гончар1вських Читань. - К.: «Музей 1вана Гончара», 2002. С. 19-34.