Эволюция и история развития налога на добычу полезных ископаемых

Автор: Солдатенко А.И.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-4 (13), 2014 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена рассмотрению подробной истории развития НДПИ, роли данного налога в формировании бюджета страны, краткой характеристике элементов налога на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых, ндпи, история и эволюция ндпи

Короткий адрес: https://sciup.org/140110178

IDR: 140110178

Текст научной статьи Эволюция и история развития налога на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Его введение в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. отменило действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и некоторые платежи за пользование недрами. Но история аналогов данного налога уходит корнями глубоко в Древнюю Русь. [1,с.245-347].

Поиск полезных ископаемых и разработка месторождений начались в России еще при князе Святославе Олеговиче. В его уставной грамоте 1137 г. определены размеры натурального налога с соляных варниц Двинской земли (часть современной Архангельской области). В грамотах, купчих и закладных XIV-XV вв. упоминаются «соляные места» Старой Руссы, Торжка, Псковской земли, Северной Двины, Вологды и т.д.

Кроме соляного промысла на Руси были свои мастера и навыки по поиску, добыче и обработке строительного камня. Древнейшие памятники русской архитектуры свидетельствуют о высоком мастерстве зодчих и прочности материала.

В 1584 г. в Московском государстве образовалось централизованное управление по добыче и обработке природных строительных материалов «Государев приказ каменных дел». Во времена Алексея Михайловича было создано второе подобное учреждение – «Государев приказ тайных дел» (1678-1682 гг.)

В это время уже проводились направленные поиски строительного камня. Когда в 1680 г. сгорел Тобольск, по реке Режу у слободы Армашевской были обнаружены залежи извести, а также бутовый камень на реке Нейве (Средний Урал). Управление промыслами строительных материалов претерпело много изменений, но Каменный приказ просуществовал на Руси около 200 лет и был закрыт только при Екатерине II в 1782 г.

Достоверно известно, что добыча железа в Древней Руси существовала еще с доисторических времен. Также установлено, что у полян это ремесло существовало уже в IX в. О выделке железа отмечено в договоре Игоря (945 г.), в летописи Нестера (1096 г.), в Русской Правде Ярослава и др.

На проведение поисков залежей серы подтолкнула необходимость в порохе. Сера вначале добывалась из сероводородных ключей в ряде мест Северного края. Позже месторождения самородной серы были найдены в XVII в. в Самарском и Казанском Поволжье.

Слюдяные оконницы для старинных хором Московской Руси являлись роскошью, дорогим удовольствием, русские разработчики слюды уже в XVI в. пользовались европейской славой. В Европе её называли «московитое стекло» (отсюда мусковит), процесс изготовления осуществлялся в Карелии.

В период XIV-XVI вв. Московское государство остро нуждалось в металлах и других полезных ископаемых. Об одной из первых «рудосыскных» экспедиций упоминает И.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского»: «…в 1491 г. два немца с Андреем Петровым и Василием Болтиным по указанию Великого князя Ивана Васильевича отправились искать серебряные руды в окрестностях Печоры. Через семь месяцев они вернулись с известием, что нашли оную вместе с медной на реке Цильме в верстах 20 от Камы, 300 от Печоры и 3500 верстах от Москвы на пространстве 10 верст. Сие важное открытие сделало Государю величайшее удовольствие, и с этого времени мы начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету». [2, с. 75-78]

Впервые официально плата за недропользование в России была введена в 1719 г. указом Петра I «Об учреждении Берг-Коллегиума для введения в оном дел о рудах и минералах». В ст. 7 указа говорится о том, что владельцы земель, на чьих участках будут обнаружены залежи руд и минералов, обязаны предоставить свой участок для добычи ископаемых, при этом владельцу участка полагается от каждого добытого минерала 50%, от прибыли за оприходование 32%. Данные доходы не подлежат налогообложению.

Правовой основой ведения таких платежей являлась провозглашенная тем же указом государственная собственность на недра и ресурсы недр. Помимо платежей за право пользования недрами предусматривался налог на прибыль 10% (ст. 11). Как видно, уже в рассматриваемый период была введена двухуровневая система налогообложения: пользователь недр платил долю собственнику земельного участка за право пользования недрами, а государству – определенный процент от прибыли.

В той же статье указа содержится еще одна норма, которая предполагает освобождение от налога на прибыль при условии превышения убытков над прибылью. Предписание довольно актуальное для современной налоговой политики в недропользовании.

Те же принципы налогообложения применительно к добыче нефти были установлены и в Уставе Горном Российской империи. В сфере освоения нефтяных ресурсов были установлены следующие правила: «нефтепромышленники облагаются особым сбором в размере от одной пятидесятой до одной двадцатой копейки с пуда нефти, отпущенной с промысла. Суммы этого сбора образуют в каждом районе нефтяных промыслов специальный фонд, предназначенный для приобретения необходимых приспособлений для регулирования истока нефти, устройства промысловых дорог, организации медицинской помощи и для удовлетворения других общих нужд нефтепромышленности. Определение, в пределах вышеуказанной нормы, размера сего сбора, способа его взимания и распределения его между промышленниками предоставляется местным съездам нефтепромышленников с утверждения Министра Государственных Имуществ; расходование же означенного сбора производится советами съездов под непосредственным контролем Правительства» (глава IV «О частном нефтяном промысле, ст. 555).

В «Справочной книжке нефтепромышленников» на 1903 г., изданной Советом Съезда нефтепромышленников и имевшей в то время характер нормативного правового акта, указывалось следующее:

«1. На чем основании установленный статьею 555 и примечанием к ней сбор распределен между разными отраслями промышленности (добывающей, перекачивающей и обрабатывающей) следующим образом:

  • а)    с нефтедобывателей взимается по 0,05 коп. с пуда нефти, сдаваемой на нефтепроводы;

  • б)    с владельцев нефтепроводов – по 0,02 коп. с пуда нефти, перекачиваемой по их нефтепроводам;

  • в)    с владельцев заводов – по 0,03 коп. с пуда нефти, принятой на завод для переработки.

Для облегчения взимания последний сбор перечислен на вывозимые продукты, причем за норму выхода продуктов из нефти принято, что из 3,5 пуда получается 1 пуд керосина и 2 пуда остатков, а из 4-х пудов остатков –

  • 1    пуд масла и 2 пуда гудрона. Согласно этой норме, установлено следующее обложение вывозимых продуктов:

  • 1)    1 пуда керосина – 0,0525 коп.;

  • 2)    1 пуда остатков гудрона – 0,02625 коп.;

  • 3)   1 пуда смазочным масел – 0,525 коп.;

  • 4)   1 пуда сырой и озерной нефти из Черного и Белого города – 0,03

коп.

Взимание сбора производится посредством выдачи из кассы Совета разрешительных свидетельств различных серий».

Недропользование находилось в ведении Министерства Государственных Имуществ, на него возлагалась функция надзора за осуществлением эффективной налоговой политики, создания нормальной конкурентной среды, осуществления внешнеэкономической деятельности в интересах государства. Так же Министерство имело специальный бюджет, целью которого было стимулирование поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, а также оказание финансовой и технической помощи действующим государственным и частным предприятиям.

В целях стимулирования развития отдельных видов горного промысла в регионах Закон предусматривал временное освобождение их от налогообложения. Так, 29 апреля 1812 г. Государственный совет освободил металлические заводы Западных губерний от налогов, обосновав это тем, что заводы неэффективны, а также за нехваткой металла. [3, 35]

Платность недропользования в советский период была введена в 1927 г. Горным положением СССР.

В советской экономике природные ресурсы тоже играли очень важную роль, хотя доля налоговых поступлений от них была незначительна. Мало внимания уделялось рациональному использованию природных ресурсов. Плата за пользование ими была чисто символической, они обычно расценивались как бесплатные или почти бесплатные.

В советское время существовала плата за водопотребление, платежи за пользование лесным фондом, земельные налоги, плата на воспроизводство минеральных ресурсов. Система взимания платы за пользование природными ресурсами была неэффективной с точки зрения влияния на их рациональное использование, ставки платежей были низкими, но все же создавались целые фонды для финансирования определенных проектов, связанных с управлением ресурсами, например, геологической разведки запасов минералов или лесовосстановление.

Советские экономисты спорили о том, существует ли вообще ресурсная рента. До середины 1960-х гг. само понятие ренты, то есть сверхприбыли, казалось несовместимым с плановой экономикой, которая не допускала частной собственности и накопления прибыли. Отсутствие рентных доходов обосновывалось положениями экономической теории К.Маркса, который считал, что только труд является источником ценности, а природные ресурсы это бесплатные блага.

Хотя природные ресурсы считались бесплатными и не были объектом рыночных отношений, все же существовала отдаленная часть ресурсной ренты и в советской экономике. Дело в том, что государство как собственник всех ресурсов, устанавливало цену на ресурсы и присваивало сверхприбыли тех предприятий, которые несли низкие производственные издержки. Государство получало также монопольную прибыль от внешней торговли, источником которой служила разница между внутренними и мировыми ценами.

Примером того, насколько низкой была цена природных ресурсов в Советском Союзе, может служить тот факт, что в конце советского периода государственная цена тонны сырой нефти равнялась свободной рыночной цене пачки сигарет в Москве. Такая ситуация позволила сколотить целые состояния тем предпринимателям, которые могли покупать нефть на внутреннем рынке и продавать её по мировым ценам за рубежом.

Реальная плата за пользование природными ресурсами была введена налоговой реформой в начале перехода от плановой к рыночной экономике в начале 1990-х гг. Плата за ресурсы должна была исправить традиционную недооценку ресурсов и стать источником доходов для региональных бюджетов. Сегодня все природные ресурсы подлежат налогообложению: как биологические, так и минеральные.

Принятие в 1992 г. Закона «о недрах» заложило основы упорядоченной платы за пользование недрами и были установлены следующие платежи:

o    отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, используемые для финансового обеспечения геологоразведочных работ;

o    платежи за  недропользование:  разведка месторождений полезных ископаемых, добыча и пользование недрами в других целях;

o акциз на отдельные виды минерального сырья.

Таким образом, в период 1992-2001 гг. регулирование вопросов платности использования природных ресурсов осуществлялось в соответствии с законодательством о природопользовании, а не о налогах и сборах.

Действовавшее до 2002 г. законодательство РФ носило рамочный характер и не давало достаточного определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами. Налоговая ставка регулировалась в лицензионных соглашениях, допускалось внесение налогов в бюджет в натуральной форме.

Налог на добычу полезных ископаемых вступил в силу с 1 января 2002 г. в соответствии с главой 26 НК РФ.

Налогоплательщиками являются в соответствии с законодательством пользователи недр – организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом налога на добычу полезных ископаемых являются:

  • •     полезные ископаемые, добытые на территории РФ на участке,

предоставленном в пользование налогоплательщику;

  •    полезные ископаемые, добытые за пределами РФ на территории, находящейся под юрисдикцией РФ на участке, предоставленном в пользование налогоплательщику;

  •    полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если данное действие подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого ископаемого.

Налоговым периодом по уплате НДПИ признается календарный год.

Налоговые ставки варьируются в зависимости от вида добытого полезного ископаемого: от 0% до 17,5%. [4, с 401-413]

Порядок исчисления и уплаты налога установлен в соответствии со ст. 343-345 НК РФ, сумма налога исчисляется ежемесячно по каждому добытому полезному ископаемому и подлежит уплате не позднее 25-го числа следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога распределяется следующим образом: 40% - в федеральный бюджет, 60% - в бюджет субъекта РФ. Сумма налога по углеводородному сырью распределяется иначе: 95% - в федеральный бюджет, и всего 5% - в бюджет субъекта РФ. Средства полученные от налога по природному газу полностью поступают в федеральный бюджет.

Данный налог имеет исключительно важное место в формировании бюджета страны: НДПИ занимает одно из первых мест в структуре поступлений в бюджет, около 30-40%, что характерно для сырьевой модели экономики.

Список литературы Эволюция и история развития налога на добычу полезных ископаемых

  • Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие/Московская финансово-промышленная академия -М., 2005 -563 с.
  • Основы налогообложения природопользования. Учебное пособие. Павлова Л.П., Ефимов А.В., Паскачев А.Б., Баранков В.Г. (тема 8, разделы 8.2.3. -8.2.8.), Новицкий В.Ф. (тема 9, разделы 9.3. -9.7.); Под ред. д.э.н. Павловой Л.П. и к.э.н. Ефимова А.В. -М.: «Оргсервис -2000», 2004 г. -364 стр.
  • Перчик А.И. Налогообложение нефтегазодобычи. Право. Экономика. -М.: ООО «Нестор Академик Паблищерз», 2004. -464 с.
  • Налоги и налогооблажение: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/; под ред. И.А. Майбурова. -4-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -559 с. -(Серия «Золотой фонд российских учебников»)
Статья научная