Эволюция и специфика вооруженных сил как легитимного средства насилия государства

Автор: Емельянов Иван Анатольевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Армия и общество

Статья в выпуске: 12, 2010 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме зарождения и развития вооруженных сил как легитимного средства насилия государства. Раскрываются специфические особенности этого вооруженного формирования по сравнению с другими социальными образованиями, в т.ч. и силовыми структурами.

Вооруженные силы, специфика, эволюция, легитимные средства

Короткий адрес: https://sciup.org/170165204

IDR: 170165204

Текст научной статьи Эволюция и специфика вооруженных сил как легитимного средства насилия государства

Т еоретическая проблема происхождения вооруженных сил, их связь с проведением политики поднималась еще с древних времен. Попытки ее решения предпринимались Аристотелем, Г. Гегелем, Н. Макиавелли, К. Клаузевицем, Ф. Энгельсом и многими другими. Современное же ее освещение стало в большей мере возможно на методологической основе материалистического учения о политике, политической власти, государстве.

Как представляется, рассмотрение понятия «вооруженные силы» необходимо с точки зрения широкого и узкого его понимания.

В широком понимании – это любая социальная сила, обладающая определенными материальными средствами, с помощью которых возможно нанесение физического ущерба противоположной стороне (разрушение материальных средств, нанесение вреда здоровью, жизни человека и т.д.), т.е. оружием. При этом спектр оружия варьирует от древних луков со стрелами, топора, копья и т.д. до современных видов оружия массового уничтожения. Другими словами, любой человек либо объединение людей, обладающих оружием и применяющих его, представляют собой вооруженную силу.

В узком понимании вооруженные силы – это один из важнейших элементов военной организации государства, особая часть механизма государственного управления, связанная, прежде всего, с выполнением внешних функций государства, военной обороны страны1; «вооруженная организация государства, предназначенная для защиты его суверенитета и территориальной целостности в случае агрессии, войны, одно из важнейших орудий политической власти»2.

ЕМЕЛЬЯНОВ

Иван

Анатольевич – адъюнкт кафедры морально-

Таким образом, вооруженные силы в узком понимании – это определенная вооруженная организация конкретной социальной силы – государства. По мнению авторов «Военного энциклопедического словаря», именно такой подход к понятию «вооруженные силы» впервые предложил и в дальнейшем использовал Ф. Энгельс3.

В процессе зарождения вооруженных сил четко прослеживались две тенденции. С одной стороны, это стихийно-объективный процесс, в ходе которого сложное и противоречивое становление и развитие самого общества объединяло людей в вооруженную ор- ганизацию с целью защиты своих естественных условий существования. С другой – появление вооруженной организации обусловливалось развитием конкретного способа производства, приводившего к экономическому и социальному неравенству, возникновению государства как института классового господства. В соответствии с этим возникновение вооруженных сил стало результатом сознательно организованного людьми процесса в целях защиты коренных интересов классов и социальных слоев.

На базе сочетания народного ополчения с отрядами родовой аристократии началось развитие вооруженных сил первых рабовладельческих государств. В социально-экономическом отношении этот процесс был связан, прежде всего, с грабительскими нападениями на другие роды, народы и государства в целях приобретения рабов, а также с проведением различных карательных походов. Уже в то время появляется разнообразие типов вооруженных сил – постоянные, наемные, милиционные и др. Кроме того, наблюдается и их видовое разнообразие – пехота, конница. В некоторых государствах создавались флоты.

С крушением рабовладельческих государств и разложением первобытных отношений у племен, не знавших рабовладения (германцы, славяне), складывались феодальные производственные отношения и на этой основе – феодальные вооруженные силы. Там, где феодализм вырастал непосредственно из родового строя, вооруженные силы создавались в основном из народного ополчения, ядром которых являлись княжеские (королевские) конные военные дружины. В условиях развитого феодализма и феодальной раздробленности народное ополчение в значительной мере утратило свое значение, и вооруженные силы стали комплектоваться из рыцарей – феодалов, получавших земельные наделы от своих сеньоров. Основным родом войск стала рыцарская конница. Пехота, состоявшая из челяди и крестьянства, играла подсобную роль. На Руси народное ополчение при отрядной системе организации войска в этот период по-прежнему сохраняло свою значимость.

В период разложения феодализма и зарождения капитализма в строительстве вооруженных сил возросла роль городов. Города обладали значительными людски- ми контингентами, свободными от крепостной зависимости, и крупными денежными средствами. Они стали центрами производства огнестрельного оружия, которое давало городским формированиям превосходство над рыцарским войском. С середины XV в. в странах Западной Европы начали создаваться постоянные наемные вооруженные силы. В России этого исторического периода строительство вооруженных сил имело свои особенности: со второй половины XV в. создается Поместное войско, затем Стрелецкое войско, а в конце XVII – начале XVIII вв. началось строительство регулярных вооруженных сил.

Буржуазно-демократические революции в Нидерландах, Англии, Франции привели к возникновению новых форм вооруженных формирований. Освобождение крестьян от крепостного гнета создало предпосылки для создания массовых вооруженных сил на основе всеобщей воинской повинности.

Стремительное развитие вооруженных средств (оружия), мощный толчок которому дали Первая и Вторая мировые войны, привело к созданию новых видов вооруженных сил, родов войск, специальных войск. Большие изменения произошли и в организации войск: создаются армии, корпуса, дивизии постоянного состава, постоянные органы тыла и др.

Кроме того, необходимо отметить, что практически во всех странах мира имеются и другие вооруженные формирования, являющиеся государственными органами: внутренние войска, национальная гвардия, милиция, полиция, вооруженные формирования органов государственной безопасности и др. Все они структурно входят в военную организацию общества. Вместе с тем абсолютное большинство из них выполняют, прежде всего, внутреннюю функцию – защиту общества от внутренних деструктивных социальных элементов (хотя такие вооруженные формирования, как органы внешней разведки, пограничные войска и др. органично выполняют и внешние функции по защите общества и его государства). Вместе с тем, по мнению автора, перечисленные вооруженные организации относятся к широкому пониманию «вооруженных сил». Предмет же данного исследования предполагает узкое понимание данной категории, сопоставимое с категорией «армия» (Российская армия, армия США и т.д.).

Таким образом, генезис вооруженных сил и их развитие указывают на их организационную специфичность, отличие от других социальных институтов общества. Это проявляется в следующем.

  • 1.    Вооруженные силы как организация вооруженных людей формируются государством и являются его неотъемлемым институтом; только государство имеет легитимное право создания и обладания таковым.

  • 2.    Вооруженные силы – наиболее стабильный в организационном плане институт государства. Большинство государственных структур, особенно в периоды коренных общественных перемен, могут ликвидироваться, уходить в отставку, вооруженные же силы, как правило, претерпевая всевозможные изменения, реформирование, остаются опорой политической группировки, пришедшей к власти.

  • 3.    Вооруженные силы (армия), по сравнению с другими государственными вооруженными формированиями, отличаются особыми способами комплектования и методами подготовки кадров, характеризуются специфическим укладом жизни. В соответствии с этим они являются наиболее мобильным, организованным, дисциплинированным и, самое главное, владеющим оружием институтом государства.

Как орган государства, вооруженные силы входят в политическую систему общества и являются ее производным элементом, в соответствии с этим они создаются, развиваются и функционируют в конкретной системе экономических, политических, социально-классовых, духовных и иных общественных отношений. Более того, армия, как правило, находится в центре этих отношений.

Во-первых, вооруженные силы, в полной мере не являясь институтом политики, всегда находятся в центре политических отношений. Не будучи самостоятельным субъектом политики, участвующим в борьбе за власть, в формировании политики государства (за исключением особых случаев), армия – тот специфический социальный институт, на который постоянно опирается реальная политическая власть. Вооруженные силы и государственная власть находятся в объективно обусловленной взаимосвязи: функционирование армии невозможно без постоянного политического руководства, а существование власти немыслимо без силового ресурса, т.е. есть армии.

Во-вторых, вооруженные силы и государство связывают многообразные, разветвленные внутренние связи: структурные (как часть и целое); генетические (создаются государством); функциональные (выполняют функции государства по обеспечению военной безопасности как составной части безопасности национальной); юридические (развиваются, живут и функционируют в соответствии с конституцией, государственной военной политикой, военной доктриной и другими законодательными актами).

В-третьих, несмотря на то что вооруженные силы непосредственно подчиняются своему военному руководству, они находятся в прямом подчинении гражданского политического руководства. Разработка и принятие основополагающих нормативных актов в области обороны – военной политики и военной доктрины – были и остаются прерогативой высшего политического руководства страны. Исключительно в их ведении находятся вопросы, непосредственно относящиеся к функционированию вооруженных сил: ввод и отмена военного положения на всей территории страны или в отдельных ее местностях; использование вооруженных сил за пределами страны; объявление состояния войны и заключение мира; заключение международных договоров страны о совместной обороне и военном сотрудничестве, коллективной безопасности и разоружении и др. Кроме того, глава государства, как правило, является и верховным главнокомандующим вооруженных сил.

В-четвертых, вооруженные силы всегда выступали важнейшим гарантом стабильности политического режима данного государства. В случаях возникновения как внешних, так и внутриполитических кризисных ситуаций, конфликтов, грозящих безопасности, потере суверенитета государства или его союзников, отдельные воинские части или вся армия почти всегда приводятся в повышенную боевую готовность с дальнейшим ее опосредованным либо непосредственным применением. При этом вооруженные силы в большинстве случаев используются как исключительное средство государства, когда иные методы политического руководства не дают желаемого результата и неприменение вооруженных сил может привести к более серьезным социальным потрясениям.

В-пятых, в условиях политической нестабильности в обществе вооруженные силы зачастую становятся своеобразным объектом политической борьбы. С одной стороны, борющиеся за власть политические группировки пытаются получить поддержку армии, втягивая прежде всего офицерский состав в межпартийную, межгрупповую борьбу. С другой – существующие на указанный период внутренние воинские порядки нередко становятся объектом политического шельмования, клеветы в угоду интересам соперничающих сторон.

В экономической сфере вооруженные силы характеризуются следующими специфическими особенностями.

  • 1.    Вооруженные силы являются материально непроизводящим социальным институтом общества, поэтому находятся на полном содержании со стороны государства. Именно поэтому органы государственной власти, утверждая военный бюджет, определяют назначение, задачи, роль и место армии в своем обществе, формы ее комплектования, количество, состав и общую организационную структуру.

  • 2.    Состав вооруженных сил, их вооружение и техническая оснащенность, а значит и их боеспособность, полностью и напрямую зависят от экономических возможностей общества и его государства. Одновременно с этим экономическая мощь государства детерминирована степенью защищенности своих ресурсов, которую определяет, прежде всего, состояние боеспособности армии.

  • 3.    Несмотря на приоритетные «силовые» функции, части и подразделения вооруженных сил в определенных обстоятельствах могут привлекаться к решению хозяйственно-экономических задач. Как правило, это происходит в ходе ликвидации стихийных бедствий, техногенных катастроф, уборки урожая, при вспышках эпидемий, голода и т.п.

В социальной сфере вооруженные силы, прежде всего, стоят на страже определенных социальных сил, находящихся в данный момент у власти. Вместе с тем их социальный состав, как правило, охватывает все социально-классовые слои населения. В соответствии с этим армия, особенно в условиях демократического политического режима, выступает как выразительница и защитница коренных социальных интересов всего общества.

Таким образом, анализ генезиса и специфика функционирования вооруженных сил позволяют определить, что их главное предназначение – защита интересов государства и общества в ходе неизбежно возникающих политических конфликтов. Безусловно, большинство целей субъектов конфронтации достигается с помощью политических средств без привлечения вооруженных сил. Вместе с тем, как показывает опыт мировой истории, при защите суверенитета и территориальной целостности государства от внешней агрессии, защите существующего политического строя (режима), выполнении миротворческих операций, а также при завоевании чужих территорий и народов, свержении неугодных политических режимов, политическом давлении на правительства и народы других стран и др. вооруженные силы становятся основным инструментом достижения этих политических целей.

Характер этих целей в основном определяется объективными обстоятельствами: международной обстановкой, положением страны в регионе, характером политической власти, уровнем развития государства. В то же время на их формирование оказывает влияние и субъективный фактор. Это, как правило, случается в жестко тоталитарных странах с харизматическим правлением. При демократических же режимах, если устойчивое положение страны поддерживается другими средствами политики, официально принятыми, узаконенными и признанными международным сообществом, армия находится как бы «в тени», занимаясь своей повседневной деятельностью.

Статья научная