Эволюция турецкой модели социально-экономического развития в XX в. (до 80-ых гг.)

Автор: Йенер Г.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 3 (22), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы эволюции социально-экономической модели развития Турции до 80-ых гг. XX в.: приводятся основные концепции, определяющие государственную экономическую политику страны, такие как этатизм, «смешанная экономика» и др. Определяется роль государства в проведении экономических реформ в стране, выявляются особенности социально-экономической структуры общества указанного периода. Рассматриваются причины неудач проводимых реформ в стране

Социально-экономическое развитие, либерализация, государственная политика, экономика турции, этатизм, смешанная экономика

Короткий адрес: https://sciup.org/140118753

IDR: 140118753

Текст научной статьи Эволюция турецкой модели социально-экономического развития в XX в. (до 80-ых гг.)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА ТУРЦИИ, ЭТАТИЗМ, СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

The article deals with the evolution of socio-economic development of the Turkish model to 80-s. XX century: provides the basic concepts that define the state economic policy of the country, such as statism, "mixed economy" and others. Determine the role of government in economic reforms in the country, revealed features of the socio-economic structure of society of this period. The reasons of the failure of the reforms in the country are consider

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT, liberalization, public policy, economics TURKEY, statism, mixed economy

Стремительное развитие экономики Турции в течение последних десятилетий является закономерным результатом либерализации, предпринятой руководством страны в начале 80-ых гг. однако модель экономического развития Турции формировалась длительное время, в течение которого был осуществлен переход от этатизма к рыночной экономике западного образца. Для понимания особенностей развития турецкой экономики важно проследить эволюцию концепций, определяющих государственную экономическую политику страны. Поскольку традиции этатизма уходят корнями в глубокое прошлое, вначале необходимо обратиться к истории.

Под этатизмом в широком смысле понимается направление общественной мысли, рассматривающее государство как цель и высший смысл общественного развития. В экономическом контексте этатизм предполагает государственную монополию на большинство видов хозяйственной деятельности, а также строгую регламентацию экономической жизни.

Уже в первые века существования Османской империи сформировалась традиция государственного регулирования социальноэкономической жизни общества. Была создана мощная система государственного регулирования производства и распределения продукции, перевозок, хранения и т.д. государство осуществляло контроль за качеством продукции и ценами, определяло места продажи определенных видов сырья и маршруты следования торговцев. В зависимости от колебания цен государство регулировало оплату труда ремесленников и прибыли торговцев. Вплоть до 1838 г. Цены регулировались и контролировались самыми высокими инстанциями [1, с. 50].

Первые попытки преобразования феодальной экономики империи в капиталистическую были предприняты в период танзимата с 1839 г. По начало 1870-х гг.: государственные регламентации, монополии и принудительные закупки подлежали отмене, что должно было способствовать формированию системы свободной торговли. В течение длительного исторического периода, завершившегося буржуазной революцией 1908 г. были заложены основы дальнейшего движения к капитализму.

К концу XIX в. Османское государство во все больших масштабах привлекало в экономику страны иностранный капитал. В результате зарождающийся капиталистический сектор экономики был представлен почти исключительно иностранными предприятиями. Экономическое развитие страны во многом определялось Управлением оттоманского долга. Свое первое соглашение о кредите империя подписала в 1854 г., и с тех пор внешние заимствования стали привычным способом покрытия огромных долгов империи. Кроме того, в распоряжение иностранцев частично передавались государственные монополии, представляющие собой важный инструмент государственного регулирования экономики. Таким образом, реформы, начатые при танзимате. Носили поверхностный характер, что во многом объяснялось отсутствием юридических основ предпринимательской деятельности.

Период конца XIX в. – начала XX в. важен для понимания эволюции турецкого этатизма тем, что именно тогда проявились особенности взаимодействия общества и государства, которые позволяют установить преемственность между османским прошлым и современной практикой государственного регулирования в стране. И уже в 20-ые гг. XX в. в стране был взят курс на построение рыночной экономики западного типа. Вместе с тем, скоро стало ясно, что простое копирование опыта промышленного развитых стран не дает необходимых результатов. Одной из причин этого было слабое развитие национального частного капитала предпринимательства на фоне широкого участия иностранного капитала в турецкой экономике. Так, 67,5 % капитала в добывающей промышленности принадлежало французским компаниям, 75 % капитала в добывающей промышленности английским компаниям, 67,5 % капитала в железнодорожном строительстве – немецким [2, с. 45]. При этом государство продолжало играть существенную роль в экономических преобразованиях, оказывая разнообразную поддержку зарождающему национальному капиталу. В результате экономические преобразования Турции этого периода проходили в рамках умеренного этатизма.

Одним из ведущих теоретиков либерализации был Ахмед Башар, который был убежденным сторонником частной собственности и частного предпринимательства. По его мнению, Турции необходимо было избрать свой собственный путь развития, который не должен сводиться к простому копированию западной модели. Это объяснялось тем, что из «трех китов» западного общества – института государства, института собственности и института демократии – в Турции, по мнению А. Башара, существовал только высокоразвитый институт государства, а два других института лишь предстояло сформировать [3, с. 67]. Поэтому переход к либерализации должен происходить через развитие «смешанной экономики», в рамках которой на равных существуют государственный и частный сектор. Идеологи «смешанной экономики» считали ее наиболее подходящей моделью для государства с низким уровнем экономического развития, к числу которых относилась и Турция, поскольку, по их мнению, она позволяла осуществить экономические преобразования без ущерба для социальной справедливости. С этих позиций оценивались и экономические задачи государства. Например, известный турецкий экономист М. Хич считал, что целью государственных предприятий должно быть не получение прибыли, а обеспечение сырьем частного бизнеса и поощрение его развития в других сферах экономики [4, с. 12]. Вторая попытка либерализации турецкой экономики была предпринята в 1970 гг., однако. Как и в 50-ых гг., она не принесла желаемого результата.

В начале 70-ых гг. большинство стран с нерыночным хозяйством предприняли попытку «ускорения» развития за счет увеличения государственных капиталовложений и политики «дешевого кредита для частного сектора». Подобную политику проводило и турецкое правительство. В результате за 1973–1976 гг. темпы роста ВВП выросли с 8 до 16 %, но поскольку масштабные инвестиционные проекты реализовывались преимущественно в государственном секторе, составлявшем 60–70 % турецкой промышленности, неизбежный в таких условиях рост бюджетного дефицита сопровождался усилением инфляции, темпы роста которой на протяжении половины 70-ых гг. постоянно росли. Исчерпание внутренних источников сбережений привело к сокращению объемов кредитов и постепенному сокращению темпов экономического роста до нулевого уровня. Провал политики государственного стимулирования экономического роста привел к принятию программы экономической либерализации, ориентированной на создание рыночной системы хозяйствования. Таким образом, к началу 80-ых гг. в турецком обществе созрело понимание необходимости коренного пересмотра социально-экономической политики, в том числе, форм и пределов вмешательства государства в экономику.

Таким образом, к началу 80-ых гг. XX в. турецкая модель социальноэкономического развития представляла собой «смешанную экономику», в которой в той или иной пропорции сочетались элементы административного и рыночного механизмов хозяйствования. Многие экономисты склонны считать эту модель государственным капитализмом, то есть экономической системой, в рамках которой государство является главным собственником и главным предпринимателем.

Список литературы Эволюция турецкой модели социально-экономического развития в XX в. (до 80-ых гг.)

  • Киреев, А.П. Международная экономика: учеб. Пособ для ВУЗов по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика»: в 2-х ч. -М.: Международные отношения, 1997. -Ч. 1: Международная экономика: движение товаров и факторов производства. -415 с.
  • Портер, М. международная конкуренция: Конкурент. Преимущества стран. -М.: Международные отношения, 1993. -896 с.
  • Bayar, S. Rusya Federasyonu Ulke Raporu. -Istanbul, 2000. -76 s.
  • Hic M., Kapitalizm, sosyalizm, karma ekonomisi ve Turkie. -Istanbul, 1974. -346 s.
Статья научная