Эволюция взглядов на джихад в шиитском исламе
Автор: Филин Никита Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 1, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье автор анализирует возникновение и развитие идей о джихаде в шиитском исламе. Джихад в исламском учении обозначал оборону от агрессора. Учитывая, что шииты веками находились в положении гонимой властями общины, это предопределило их взгляды на джихад, под которым они стали подразумевать не только право на оборону, но и право на восстание против правителя-тирана, в отличие от суннитов, которые обычно терпеливо переносили гнет неправедных правителей, опасаясь еще большего вреда и хаоса в случае смуты. В среде духовенства Ирана издавна существовало мощное течение, выступавшее за свержение светских правителей и передачу власти компетентным духовным лицам: лишь они имели право быть посредниками скрытого имама Махди. Шиитское духовенство в ХVIII-XIX вв. объявляло джихад суннитам и европейцам, чтобы сохранить народ и территорию. Во второй половине ХХ в. среди духовенства возникли серьезные разногласия по поводу допустимости участия в политике. Так, духовные авторитеты - минималисты во главе с аятоллой Боруджерди резко выступали против политической активности духовенства, в то время как аятолла Хомейни и его сторонники-максималисты считали эту активность и борьбу против монархии одним из видов джихада и абсолютно необходимой. В результате победило течение максималистов, и весь Иран оказался под властью шиитского духовенства. После начала войны с Ираком власти направили все силы страны для достижения победы, однако этого не удалось добиться, и концепция джихада стала все более широко применяться для решения внутренних задач развития страны в мирное время.
Шиизм, джихад, иран, махди, духовенство
Короткий адрес: https://sciup.org/170198080
IDR: 170198080 | DOI: 10.31171/vlast.v31i1.9489
Список литературы Эволюция взглядов на джихад в шиитском исламе
- Дорошенко Е.А. 1998. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905—1911 и 1978-1979 гг. М.: Институт востоковедения РАН. 240 с.
- Зеленев Е.И., Исаев Л.М. 2019. Развитие концепции джихада: минимализм и максимализм в исламе. - Полития. № 4. С. 111-131.
- Мамедова Н.М. 2012. Иран отвечает на санкции экономическим джихадом.
- - Институт Ближнего Востока. Доступ: http://www.iimes.ru/?p=14357 (проверено 23.01.2023).
- Мирский Г. 2008. «Исламский фундаментализм, сунниты и шииты». -Мировая экономика и международные отношения. № 9. С. 3-15.
- Сюкияйнен Л.Р. 2011. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма. - Право. Журнал Высшей школы экономики. № 1. С. 27-43.
- Ghasemi M. 2013. Tahlili az Jaygah-e Jehad-o Jang dar Andishe-ye Emam-e Khomeyni [Analysis of the Jihad and War According to Imam Khomeini's Ideology].
- - Pazhuheshname-ye Defa-ye Moghaddas [Journal of Research on Holy Defense]. Vol. 2. No. 7. Р. 89-111. (In Pers.)
- Lob E. 2018. Construction Jihad: State-Building and Development in Iran and Lebanon's Shi'i Territories. - Third World Quarterly. Vol. 39. Is. 11. P. 2103-2125.
- Masroori C. 2004. Russian Imperialism and Jihad: Early 19th-Century Persian Texts on Just War. - Journal of Church and State. Vol. 46. Is. 2. P. 263-279.
- Moghadam A. 2007. Mayhem, Myths, and Martyrdom: The Shi'a Conception of Jihad. - Terrorism and Political Violence. Vol. 19. No. 1. P. 125-143.
- Parrott J. 2016. Jihad as Defense: Just-war Theory in the Quran and Sunnah. URL: https://yaqeeninstitute.org/justin-parrott/jihad-as-defense-just-war-theory-in-the-quran-and-sunnah (accessed 23.01.2023).
- Rizvi A. 2008. Ayatullah Mohammed Hussain Kashif al Ghita. URL: http://www. islamic-laws.com/marja/kashifgita.htm (accessed 23.01.2023).
- Takeyh R. 2010. The Iran-Iraq War: A Reassessment. - Middle East Journal. Vol. 64. No. 3. P. 365-383.