Юридическая природа договора теплоснабжения

Автор: Вязовик А.В.

Журнал: Legal Concept @legal-concept

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 6, 2003 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14972566

IDR: 14972566

Текст статьи Юридическая природа договора теплоснабжения

АВ. Вязовик

В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного обеспечения тепловой энергией промышленности и в первую очередь жилищно-коммунального хозяйства. У всех свежи в памяти выпуски новостей зимы 2002—2003 гг., в которых сообщалось, что без тепла осталось несколько тысяч человек в том или ином регионе России — 20 тыс. жителей в г. Реж на Среднем Урале, 6,5 тыс. в Карелии, более 3 тыс. человек Валдая, жители 70 домов в Екатеринбурге и 100 домов в г. Верхний Уфалей Челябинской области. Массовые аварии и перебои в теплоснабжении уже обыденное явление. О необходимости реформы ЖКХ в общем и теплоэнергетики в частности говорят на всех уровнях — от Президента до глав местного самоуправления; предлагаются различные как экономические, так и административные меры.

Однако помимо организационно-экономических мер, в решении проблемы теплоснабжения немаловажное значение имеет и надлежащее правовое регулирование отношений в данной сфере.

Отношения, связанные с теплопотреб-лением, опосредуются договором теплоснабжения. Объектом его является тепловая энергия, которая исходя из заложенной в ГК РФ концепции считается товаром. Этот договор в соответствии с п. 1 ст. 548 ГК является одной из разновидностей договора энергоснабжения наряду с электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, снабжением нефтью и нефтепродукцией. Соответственно все сказанное об энергоснабжении можно равно отнести и к теплоснабжению.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая орга низация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На протяжении многих лет в центре внимания, как в науке, так и в практике, оказывались те или иные вопросы, связанные с договором энергоснабжения, основным из которых является юридическая природа договора энергоснабжения.

Особые физические свойства энергии, тепловой или любой другой, — невозможность зрительно обнаружить ее как вещь, накапливать в значительных объемах, «складировать», ограниченность применения принципа «владения», «распоряжения» по отношению к энергии как к вещи — все это привело к возникновению среди цивилистов дискуссии: является ли энергия вещью (товаром), которую можно купить и продать как объект права собственности или нет.

Традиционная концепция «вещественной» собственности исходит из того, что в основе понятия имущественных отношений лежит право собственности на материальные объекты, вещи, а само понятие имущества приравнивается как адекватное к понятию вещи. Однако энергию едва ли можно рассматривать как движимую, простую, делимую, потребляемую вещь, определенную родовыми признаками. Развитие производства и экономики привело к модернизации концепции имущества, к юридическому признанию новых видов имущества. К имуществу как к объекту собственности начали относить электроэнергию и газ, а затем и тепловую энергию.

Касаясь договора на снабжение электроэнергией при анализе правоотношений по договору подряда, М.М. Агарков отмечал, что электрическая энергия не является ни правом, ни вещью, следовательно, по договору на электроснабжение электростанция обязуется совершить работу, необходимую для доставления потребителю энергии, а не передавать последнему какое-либо имущество, из чего он делает вывод, что договор, согласно которому электрическая станция обязуется снабдить потребителя электрической энергией, надлежит считать подрядом 1 . Изложенные идеи одного из классиков российской цивилистики не утратили своей значимости и убедительности по аргументации, хотя с той далекой поры отрасль энергетики преобразилась, соответственно изменились и правовые отношения энергоснабжения. Так, в современной энергетике в качестве энергоснабжающей организации выступают не только генерирующие энергию предприятия, но и посредники, которые сами покупают энергию (как правило муниципальные и государственные предприятия — собственники сетей). Очевидно, что их взаимоотношения с потребителем не могут регулироваться договором подряда.

Зачастую на практике отношения по теплоснабжению пытаются урегулировать посредством договора на оказание услуг (по теплоснажению, подогреву воды и т. д.). Этот договор является близким к договору подряда (см. ст. 783 ГК) и предполагает совершение исполнителем за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности. Однако в рамках этого договора не учитываются являющиеся существенными для сторон правоотношения особенности предмета теплоснабжения — самой тепловой энергии.

Динамика развития правоотношений энергоснабжения нашла наиболее обстоятельное и глубокое исследование в трудах известного цивилиста профессора С.М. Корнеева, посвященных правовой природе договора энергоснабжения. Он впервые поставил вопрос о самостоятельности данного договора, пришел к выводу о том, что предметом рассматриваемого договора является электрическая энергия, как ценность, экономическое благо2.

При разработке проекта второй части ГК РФ по договору энергоснабжения воз никли острые дискуссии, но Кодекс воспринял договор энергоснабжения как разновидность договора купли-продажи, поскольку энергия была отнесена к разновидности товара. В европейских странах данный договор также рассматривается как вид договора купли-продажи.

По мнению В.В. Витрянского, договор энергоснабжения, являясь отдельным видом договора купли-продажи, по набору квалифицирующих признаков никак не может быть признан ни разновидностью договора поставки, ни непосредственно примыкающим к нему договорным институтом3.

Главное отличие этих двух отдельных видов договора купли-продажи состоит в особенности предмета договора энергоснабжения, который включает в себя два рода объектов: во-первых, действия энергоснабжающей организации по подаче энергии на энергоустановку абонента и соответственно действия абонента по приему подаваемой энергии и ее оплате (традиционное понятие предмета обязательства); во-вторых, товар — саму подаваемую энергию как специфический объект отношений по энергоснабжению.

Именно благодаря специфике этого объекта договору теплоснабжения присущи черты, которые не характерны или вовсе отсутствуют у договора купли-продажи в традиционном понимании этого института. В частности, тепловая энергия не может быть предметом договора имущественного найма, договора хранения, поскольку по истечении установленного срока имущество, переданное в соответствии с указанными договорами, должно быть возвращено. Тепловая энергия же потребляется и, следовательно, ее невозможно возвратить.

Таким образом , договор теплоснабжения является разновидностью договора купли-продажи и заключается в том, что по нему осуществляется отпуск энергоснабжающей организацией абоненту (потребителю) материального блага, ценности, каковой является тепловая энергия, на возмездной основе.

Список литературы Юридическая природа договора теплоснабжения

  • Агарков М.М. Подряд (текст и комментарий к ст. 220-235 Гражданского кодекса). М., 1994. С. 13-14. 2 См.:
  • Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией. М., 1956. С. 29. 3 См.:
  • Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 2000. С. 167.
Статья