Ювелирное изделие из погребения 2 кургана 1 могильника Филипповка 1: техника изготовления, назначение и семантика образов

Автор: Аникеева Ольга Викторовна, Колганова Галина Юрьевна

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена публикации уникального ювелирного изделия, найденного в не тронутом грабителями захоронении знатной женщины раннесарматского элитного могильника на Южном Урале. Его отличают неординарная сложная конструкция, полихромный стиль, разнообразие материалов и технических приемов изготовления, наличие композиции на центральном диске украшения, выполненной в технике перегородчатой инкрустации (cloisonnй work). Анализ контекста предмета в погребении и выявленных особенностей его технологии изготовления и конструкции убедительно показал, что предмет не носился как украшение в повседневной / светской жизни, а служил драгоценной реликвией, которая могла использоваться только кратковременно в религиозных церемониях и ритуальных практиках. Детальное исследование технологии изготовления позволяет реконструировать способы крепления и использования предмета. Поиски аналогий образам, представленным на центральном медальоне, позволили уточнить их семантику и предложить смысловую нагрузку составленной композиции. Ее центральным персонажем является священное дерево, охраняемое божественной силой «khvarenah», представленной в двух ипостасях - крылатого солнечного диска и священных птиц Veraghna. Общий смысл ритуалов отражает идею приумножения плодородия во всех его проявлениях: обеспечении благополучия и приумножения потомства, здоровья, богатства и преуспевания рода. В медальоне применяется новоассирийская композиционная схема, которая появляется в начале IX в. до н.э. и широко распространяется в VIII-VII вв. до н.э. на территориях Урарту и доахеменидской Мидии. Находка реликвии в раннекочевническом погребении IV в. до н.э. свидетельствует о широкой преемственности древнеиранских религиозных культов, которые продолжают существовать в сатрапиях ахеменидского Ирана, воспринимаются элитой сарматских племен Южного Приуралья и распространяются в кочевнической среде.

Еще

Ранние кочевники южного приуралья, могильник филипповка 1, дисковидное изделие, конструкция, способ крепления, композиция, сюжет медальона

Короткий адрес: https://sciup.org/149132031

IDR: 149132031   |   DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2020.1.1

Список литературы Ювелирное изделие из погребения 2 кургана 1 могильника Филипповка 1: техника изготовления, назначение и семантика образов

  • Аникеева О. В., Яблонский Л. Т., 2018. Амулеты «Глаз Хора» из курганов ранних кочевников на Южном Урале // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 23, № 3. С. 63–81. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.3.6.
  • Аникеева О. В., Яблонский Л. Т., 2019а. Элементы погребального костюма жрицы из филипповских курганов: материалы к реконструкции // Археология евразийских степей. № 1. С. 12–32.
  • Аникеева О. В., Яблонский Л. Т., 2019б. Техника изготовления ювелирных украшений из погребения 2 кургана 1 могильника Филипповка 1 и вероятные центры изготовления // Уфимский археологический вестник. Вып. 19. С. 25–38.
  • Аникеева О. В., Нацкий М. В., Шемаханская М. С., Яблонский Л. Т., 2018. Ювелирные украшения из погребения знатной женщины (могильник Филипповка 1, курган 1, погребение 2) // Духовная модернизация и археологическое наследие : материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Маргулановские чтения – 2018».
  • Алматы ; Актобе : Институт археологии им. А.Х. Маргулана. С. 211–219.
  • Вертиенко А. В., 2014. Образ вепря в иранской традиции – нарратив и визуализация // Stratum plus. № 3. С. 271–280.
  • Королькова Е. Ф., 2006. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н.э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб. : Петербургское востоковедение. 272 с.
  • Переводчикова Е. М., 1994. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М. : Восточная литература. 204 с.
  • Переводчикова Е. М., Таиров А. Д., 2009. Звериный стиль Филипповского кургана 1 в контексте искусства кочевников Южного Урала // Этнические взаимодействия на Южном Урале : материалы IV регион. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ. С. 92–94.
  • Пиотровский Б. Б., 1959. Ванское царство (Урарту). М. : Восточная литература. 283 с.
  • Пиотровский Б. Б., 1970. Кармир-блур II. Результаты раскопок 1949–1950. Л. : Аврора. 129 с.
  • Пшеничнюк А. Х., 2012. Филипповка. Некрополь кочевой знати IV в. до н.э. на Южном Урале. Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН. 277 с.
  • Рябкова Т. В., 2014. Изделия с перегородчатой инкрустацией в предскифских и раннескифских памятниках // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда. Т. II. Казань : Отечество. С. 163–168.
  • Самашев З. С., 1992. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата : Гылым. 288 с.
  • Смирнов К. Ф., 1964. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М. : Наука. 377 с.
  • Трейстер М. Ю., Яблонский Л. Т., 2012. Влияния ахеменидской культуры в Южном Приуралье (V–III вв. до н.э.) : в 2 т. М. : ТАУС. Т. I – 671 c.; Т. II – 468 с.
  • Черемисин Д. В., 2008. Искусство звериного стиля в погребальных комплексах рядового населения пазырыкской культуры. Семантика звериных образов в контексте погребального обряда. Новосибирск : ИАЭ СО РАН. 136 с.
  • Членова Н. Л., 1967. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М. : Наука. 300 с.
  • Яблонский Л. Т., 2013. Золото сарматских вождей. Элитный некрополь Филипповка 1 (по материалам раскопок 2004–2009 гг.). Каталог коллекции. Кн. 1. М. : ИА РАН. 231 с.
  • Яблонский Л. Т., 2014. Новые находки в «царском» кургане 1 могильника Филипповка 1 (предварительное сообщение) // Краткие сообщения института археологии. Вып. 232. С. 3–7.
  • Яблонский Л. Т., 2015. Новые необыкновенные находки из кургана могильника Филипповка 1 // Археология, этнография и антропология Евразии. Т. 43, № 2. С. 97–108.
  • Яблонский Л. Т., 2016а. Новые археологические данные об ахеменидских влияниях на Южном Урале // Вестник древней истории. Т. 76, № 3. С. 744–766.
  • Яблонский Л. Т., 2016б. Об одном аспекте социальной роли женщины в раннекочевом сообществе Южного Приуралья (по материалам могильника Филипповка 1) // Кадырбаевские чтения-2016 : материалы V Междунар. науч. конф. Актобе : Институт археологии им. А.Х. Маргулана. С. 15–19.
  • Batmaz A., 2013. A New Ceremonial Practice at Ayanis Fortress: The Urartian Sacred Tree Ritual on the Eastern Shore of Lake Van // Journal of Near Eastern Studies. Vol. 72, № 1. P. 65–83.
  • Curtus J., Tallis N., 2005. Forgotten Empires. The World of Ancient Persia. London : The British Museum press. 272 p.
  • Giovino M., 2007. The Assyrian Sacred Tree: A History of Interpretation. Fribourg : Academic Press. 243 р.
  • Higgins R., 1979. The Aegina Treasure. An Archaeological Mystery. London : British Museum Publications. 72 p.
  • Kia M., 2016. The Persian Empire: A Historical Encyclopedia. Empires of the World. Vol. I. Santa-Barbara : ABC-CLIO. 397 p.
  • Michaux-Colombot D., 2008. The Royal Hittite Title ‘My Sun’ and the Winged Sun Disk // 38. ICANAS. Religion. Vol. 1. International Congress of Asian and North African Studies. Ankara. P. 329-353.
  • Maxwell-Hislop K.R., 1974. Western Asiatic Jewellery c. 3000-612 B.C. London : Methen&Co Ltd. 275 p.
  • Роrada E. 1965. The Art of Ancient Iran. New York : Crown Publishers. 279 p.
  • Soudavar A., 2005. The Formation of Achaemenid Imperial Ideology and Its Impact on Avesta // The World of Achaemenid Persia. London ; New York : I.B. Taurisp. Р. 111–138.
  • Soudavar A., 2018. Iranian Complexities: A Study in Achaemenid, Avestian, and Sasanian Controversies. Houston. 234 p.
  • Yablonsky L.T., Treister M.Yu., 2019. New Archaeological Data on Achaemenid Influences in the Southern Urals // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. Vol. 25. P. 79-161
Еще
Статья научная