К 70-летию Великой Победы: беспримерный научный подвиг ученых-медиков и врачей блокадного Ленинграда
Автор: Матвеев С.А., Шалыгин Л.Д., Борщев Г.Г., Махнев Д.А.
Журнал: Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова @vestnik-pirogov-center
Рубрика: История медицины
Статья в выпуске: 4 т.10, 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140188473
IDR: 140188473
Текст статьи К 70-летию Великой Победы: беспримерный научный подвиг ученых-медиков и врачей блокадного Ленинграда
УДК: 61-57.4:94 «1941/45» (470.23)
Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова, Москва
UNPRECEDENTED SCIENTIFIC FEAT OF SCIENTISTS - PHYSICIANS AND MEDICALSIEGE OF LENINGRAD
«Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным».
Плиний
Вряд ли можно назвать хоть один вид искусства и литературы, где бы не отражалось величие героического подвига защитников и жителей блокадного Ленинграда. С годами оно не только не меркнет, но и все с большей силой продолжает сотрясать воображение потомков. Это, пожалуй, фантасмагорическое событие в истории человечества для аналитического познания обладает бескрайностью самой Вселенной. Трудно предположить, что в исследованиях этого нечеловеческого феномена когда-нибудь появится возможность поставить точку. Пытливый исследователь всегда найдет малоизученные факты, которые не только достойны упоминания, но и поразят воображение представителей цивилизации в любую отдаленную эпоху. Таким, на наш взгляд, является малоизвестный факт, что в блокадном Ленинграде было издано три выпуска «Работы Ленинградских врачей за год Отечественной войны». Два выпуска изданы в 1942 году, а третий – в 1943 году. Говоря современным языком – это сборники научных работ ученых – медиков и врачей блокадного города. Казалось бы все силы и помыслы представителей медицинской науки и здравоохранения в условиях тотальной вражеской блокады, когда все усилия противника были направлены на физическое уничтожение мегаполиса и истребление его населения, должны были быть обращены исключительно на спасение жизни раненых и больных. Об издании 3-х научных сборников в разгар блокады малоизвестно по той причине, что им был присвоен гриф секретности «Для служебного пользования» по иде-

Блокада Ленинграда
ологическим причинам. Сегодня этот факт воспринимается как кощунство над оценкой научного подвига и памятью тех, кто его совершил.
Прежде чем обратиться к содержанию этих уникальных изданий, хочется подчеркнуть следующее. Сама организация оказания медицинской помощи раненным в блокадном Ленинграде стала первым в современной истории примером того, что впоследствии академик Б.В. Петровский назовет «военно-городская хирургия», в отличие от классической военно-полевой хирургии, у истоков которой стоял великий Пирогов. И действительно, с места ранения или повреждения (не исключая самой линии фронта) пострадавший (защитник или житель) поступал после оказания на месте первой медицинской помощи сразу в военный госпиталь, где ему оказывалась исчерпывающая специализированная медицинская помощь. Понятно, что эвакуация в тыловую госпитальную базу была невозможна.
Первый выпуск содержит научные труды сотрудников Центрального государственного травматологического института им. проф. Р.Р. Вредена, Государственного Ордена Ленина института усовершенствования врачей им. С.М. Кирова и I Ленинградского медицинского института, выполненные накануне войны. Открывает сборник научная работа директора Центрального Государственного травматологического института им. проф. Р.Р. Вредена профессора Ф.И. Ма-шанского «Замещение огнестрельных дефектов нервов пересадкой консервированных нервов животных», которая изложена в классическом академическом стиле. Тема этой работы, как и большинства других, составивших содержание первого выпуска, ярко свидетельствует о выраженной военно-медицинской направленности научно-исследовательской работы ученых – медиков Ленинграда в предвоенные годы. Поражает тот факт, что довоенные научные труды опубликованы в 1942 году!

Второй выпуск составили научные труды, в основу которых легла исследовательская работа, выполненная в условиях блокады. Этот выпуск можно однозначно назвать «хирургическим». Вот какие научные работы составили его основу: 1) Г.Я. Эпштейн и Ф.И. Машанский
– Тактика хирурга при одновременных повреждениях плечевой кости и лучевого нерва;
-
2) В.А. Штурм – Отморожения и их лечение;
-
3) С.А. Рейнберг – Новые возможности рентгенодиагностики острых огнестрельных ранений брюшной полости;
-
4) А.А. Лимберг – Показания к применению различных методов кожной пластики после огнестрельных ранений и других боевых повреждений лица;
-
5) И.Е. Казакевич – Особенности течения ран у цинготных больных;
-
6) И.Я. Раздольский – Перинеональный синдром и его диагностическое значение при огнестрельных повреждениях конского хвоста.
И другие. А завершает выпуск два отчета:
-
1) Н.Н. Петров – Научная работа I Хирургической клиники ГИДУВа за год Отечественной войны;
-
2) Н.Н. Самарин – Год научной работы 2-й кафедры хирургии ГИДУВа в условиях второй Отечественной войны.
Не менее поразителен тот факт, что после короткого перерыва в условиях блокады возобновило свою деятельность Хирургическое общество Пирогова.
Третий выпуск научных работ составили исследования в области внутренних и инфекционных болезней, эпидемиологии, лабораторной диагностики. Открывает это сборник классическая работа профессора М.В. Черноруцкого (из госпитальной терапевтической клиники I Ленинградского медицинского института им. акад. И.П. Павлова) «Проблема алиментарной дистрофии», И.М. Анше-лес представил в сборнике: «Эпидемиологическая характеристика Ленинграда за год Отечественной войны». Венчает третий выпуск «Краткий отчет о деятельности Ленинградского терапевтического общества им. С.П. Боткина за май – сентябрь 1942 г.»

Брошюры «Работы ленинградских врачей за год Отечественной войны»

Пискаревское кладбище. Монумент Матери-Родины
На последней странице третьего выпуска сообщается, что находится в печати «Работа Ленинградских врачей за год Отечественной войны – выпуск четвертый (Труды общегородской конференции хирургов). Здесь же указывается программа трех заседаний конференции, председателями на которых были профессора П.Г. Корнев, Г.Я. Эпштейн, Н.Н. Самарин. К великому сожалению нам неизвестна судьба четвертого выпуска.
То, что в блокадных условиях ученые – медики и врачи, спасая жизнь раненых и больных, в чудовищных условиях при ежесекундной угрозе самой их жизни, продолжали научно-исследовательскую работу, проводили заседания научных обществ, не прекратили издательскую деятельность – должно навечно оставаться в памяти потомков наряду с героизмом защитников города.