К девяностолетию со дня рождения уральского геолога Константина Петровича Плюснина
Автор: Шатров В.П.
Журнал: Вестник Пермского университета. Геология @geology-vestnik-psu
Рубрика: Хроника
Статья в выпуске: 1 т.16, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье приведены краткие сведения о производственной и научной деятельности доктора геолого-минералогических наук, геолога Объединения «Уралгеоло-гия» Константина Петровича Плюснина.
Персоналия, пермский госуниверситет, объединение уралгео-логия, к.п. плюснин
Короткий адрес: https://sciup.org/147201011
IDR: 147201011 | DOI: 10.17072/psu.geol.16.1.93
Текст научной статьи К девяностолетию со дня рождения уральского геолога Константина Петровича Плюснина

21 сентября 2016 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Константина Петровича Плюснина – доктора геологоминералогических наук, профессора, геолога Объединения «Уралгеология». Константин Петрович родился в селе Бутыры Пермской области. В 1941 г. поступил в Пермский нефтяной техникум. После его окончания в 1945 г. один год проработал прорабом геолого-съемочной партии в Объединении «Молотовнефть».
В 1946–1951 гг. учился в Пермском государственном университете на отделении динамической геологии геологогеографического факультета. После окончания университета с отличием К.П. Плюснин был направлен в Монго- лию, где три года (1951 – 1954) занимался геологической съемкой. C 1954 г. и до последних дней жизни (1993) К.П. Плюснин работал в Уральской геолого-съемочной экспедиции (УГСЭ) Уральского геологического управления (УГУ). Был начальником геолого-съемочных партий, руководил тематическими партиями по составлению геологических и структурноформационных карт Урала разного масштаба. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию «История формирования структур северной части Магнитогорского синклинория». В 1976 – докторскую диссертацию на тему «Тектоническая эволюция и особенности формирования структур палеозоид Урала» (Комарский, 2002). Около 20 лет был преподавателем и профессором Свердловского горного института им. В.В. Вахрушева. Входил в состав диссертационных ученых советов.
К.П. Плюснин был крупнейшим специалистом в области изучения тектоники и структурной геологии Урала. Им опубликовано более 70 научных работ, в том числе 5 монографий. Для практического геолога это очень значительное достижение и своеобразный рекорд для коллектива геологов УГСЭ. Им разработан принципиально новый структурно-кинематический метод геохронологических исследований – определение геологического возраста дислокаций разных типов горных пород, основанный на анализе закономер-
ностей эволюции кинематики и динамики структурообразования. К.П. Плюснин стал основателем новой школы тектонистов, развивавших методику изучения и картирования кинематических признаков разрывных нарушений для определения геохронологии структурных дислокаций горных пород. Его ученики продолжают и развивают начатые им исследования на Урале и в других регионах страны.
Главное достоинство научных достижений К.П. Плюснина состоит в том, что они основаны на результатах многолетних личных полевых наблюдений при геологических съемках. Примечательно, что опубликованные труды ученого не замечались сторонниками концепции тектоники плит.
К.П. Плюснин отмечал: «Постулаты плитной концепции тектогенеза не требуют привлечения для них аргументов, основанных на детальных структурных наблюдениях. Эти постулаты построены с позиций крупных глобальных обобщений (в основном геофизических и информационных построений), в которых проблемы конкретной структурной геологии просто потерялись» (Плюснин, 1992).
Концепция геодинамического развития Земли К.П. Плюснина. Он был одним из многочисленных геологов-практиков УГУ во главе с И.Д. Соболевым, которые отвергли идеи мобилизма, распространившиеся в геологической науке в начале 1970-х гг. Константин Петрович был сторонником классических представлений о развитии геосинклиналь-но-складчатых систем (Золоев и др., 1988). В свою очередь он создал оригинальную стройную концепцию геодина-мического развития Земли как крупного космического тела. Академическая наука эти идеи ученого отвергла. Самая главная научная разработка К.П. Плюснина в тектонике основана на идее о горизонтальном движении литосферы как единого целого. Им обосновывается наличие у Земли постоянно действующего поперечного вращения всей тектоносферы как единого целого относительно нижней мантии в плоскости, перпендикулярной к экватору (Плюснин, 1985). Поэтому процесс поперечного вращения литосферы (ПВЛ) как единого целого Константин Петрович считал основным геодинамическим фактором и источником происхождения тектонических сил на Земле. К.П. Плюснина можно считать первым уральским ученым, пытавшимся выяснить источник тектонических сил на Земле и решить главную проблему геотектоники.
Исследования К.П. Плюснина исключали возможность использования палео-магнитных данных для определения горизонтальных перемещений блоков земной коры относительно друг друга. Поэтому палеомагнетизм не следует считать основным методом при любых палеореконструкциях. «Дрейф континентов – это только один элемент в сложном процессе тектогенеза. Поэтому сводить к нему все разнообразие тектонических явлений, как это делается в современной концепции плит, конечно, нельзя. Дрейф – одна из важнейших форм горизонтальных дислокаций литосферы, но наряду с ней существуют и другие самостоятельные формы проявления горизонтальных дислокаций горных пород. Это глубинные рифтовые структуры и особенно важные во всех горизонтальных движениях сдвиговые дислокации всех рангов и типов» (Плюснин, 1985, с. 175).
Разработанные К.П. Плюсниным построения и выводы по многим проблемам палеотектоники, геодинамики, палеогеографии, палеомагнетизма часто кардинально расходятся с широко принятыми представлениями. К примеру, коллизионная океаническая модель формирования Урала – виртуальный аккреционно-коллизионный ороген. Один из главных постулатов мобилизма – островные дуги являются показателями прошлых океанических бассейнов – полностью опровергается богатым полевым материалом, убедительно представленным во всех съемочных отчетах и опубликованных разработках К.П. Плюснина.
Палеогеографические итоги исследований К.П. Плюснина . С раннего палеозоя в осевой зоне Урала существовало резко выраженное в рельефе ЦентральноУральское поднятие допалеозойских образований, по обе стороны от которого в течение всего палеозоя формировались зоны мелководного осадконакопления (Плюснин, 1984). Отсутствие океанических осадков в палеозое Урала убедительно подтвердили и результаты бурения сверхглубокой скважины СГ-4: признаки существования Уральского палеоокеана не обнаружены. Не существовало никакого «коллизионного орогена» Урала, а было сводово-горстовое поднятие, подобное Рудному Алтаю.
Практическое значение структурнотектонических исследований К.П. Плюснина. В монографиях и статьях ученый пытался выяснить палеогеографическую эволюцию Земли в фанерозое, закономерности распределения оледенений, эволюцию складчатых поясов, рифтогенных зон и других структур Земли (Плюснин, 1987, 1988, 1992 и др). Особую ценность представляет набор авторских тектонических карт для нескольких стратиграфических срезов палеозоя. На главной тектонической карте – Магнитогорского синклинория – им отражены складчатые нарушения, главные сдвиги и сбрососдвиги, геологические формации пород разного возраста, структурно-фациальные зоны и подзоны, а также время и основные формы проявлений тектонических движений.
Металлогенические рекомендации К.П. Плюснина . Месторождения и рудо-проявления полезных ископаемых Урала (на примере Магнитогорского синклинория) группируются в ряд узлов, которые пространственно увязываются с пунктами пересечения разрывных нарушений, т. е. со стыками нескольких тектонических блоков. Практически важным выводом из этого является то, что перспективные участки оруденения для постановки поисково-разведочных работ могут быть локализованы вокруг стыков между блоками.
Результаты многолетних исследований К.П. Плюснина убедительно доказывают, что именно региональная, а не глобальная специфика тектогенеза предопределяет закономерности локализации месторождений полезных ископаемых и противоречат металлогенической специализации Уральского подвижного пояса и его зональности с позиций тектоники плит (Плюснин, 1987, 1988). Пространственные границы и структурные геотектонические элементы в длительной истории формирования Урала при наложении молодых структур на древние существенным изменениям не подвергались. Тектогенез Урала в фанерозое имел автономную внутреннюю природу, не связанную с латеральным перемещением литосферных плит и представлял собой огромный раздвиг или рифт, выжатый изнутри под давлением мантийного вещества. Исследования К.П. Плюснина подтвердили, что Уральский подвижной пояс палеозоид формировался в течение нестандартно проявленного полного геодинамического цикла.
К.П. Плюснин являлся активным участником программы выбора и обоснования места заложения Уральской сверхглубокой скважины СГ-4. К реализации проекта был привлечен большой коллектив геологов и геофизиков Уральского геологического управления под руководством И.Д. Соболева (Ю.С. Каретин, К.К. Золоев, К.П. Плюснин, М.С. Рапопорт, Е.М. Ананьева, В.С. Дружинин и др.). От академической науки – А.В. Пей-ве, Ю.П. Булашевич, С.Н. Иванов, А.А. Пронин и др. Обсуждались два основных варианта места заложения скважины: юж-но- и среднеуральский. А.В. Пейве предлагал бурить скважину в Магнитогорском прогибе. С.Н. Иванов – на Среднем Урале в Салдинском древнем метаморфическом комплексе. В конечном итоге победила команда И.Д. Соболева. Это был коллективный взгляд уральских геологов-производственников, открывших сотни месторождений, даже не подозревавших о существовании концепции тектоники плит. Скважина была забурена в западном крыле Тагильского прогиба в районе г. В. Тура. Бурением установлена мелководная природа тектонически ненарушенного вулканогенно-осадочного силуродевонского разреза Тагильского прогиба, полное отсутствие признаков океанических обстановок. Время показало правоту взглядов ученых практической геологии, в том числе и К.П. Плюснина, на природу Уральской геосинклинали.
К.П. Плюснин скончался 2 октября 1993 г. в возрасте 67 лет. Похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Список литературы К девяностолетию со дня рождения уральского геолога Константина Петровича Плюснина
- Золоев К.К., Рапопорт М.С., Комарский В.Я. Жизнь и деятельность Ивана Денисовича Соболева//Геология и металлогения Урала: сб. науч. тр./Минприроды РФ; ОАО «УГСЭ». Екатеринбург, 1988. Кн. 1. С. 45-60
- Комарский В. Я. Геологоразведчики Урала в Великой Отечественной войне 1941-1945: библиографический справочник. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2002. Вып. 3. С. 161-163
- Плюснин К. П. Тектоника и геохронология горизонтальных дислокаций литосферы. М.: Недра, 1985. 200 с
- Плюснин К. П. Особенности эволюции структурного контроля эндогенного рудообразования в полициклической истории Урала//Рудообразование в геологической истории Урала: сб. статей. М.: Изд-во Мин-гео РСФСР, 1987. С. 137-147
- Плюснин К.П. Структурно-тектонические особенности развития Уральской геосинклинали//Геологическое развитие Урала: достижения и проблемы: сб. науч. статей. М., 1988. С. 36-46
- Плюснин К.П. Тектоническая эволюция структурных зон складчатого Урала в рифее и фанерозое//Метаморфизм и тектоника западных зон Урала: сб. статей/УНЦ АН СССР. Свердловск, 1984. С. 93-100
- Плюснин К.П. Основные принципы структурной геохронологии: метод рекомендации/Уральский региональный геологический комитет; УГСЭ; Уральский горный институт. Екатеринбург,1992. 137 с