К гнездовой биологии филина Bubo bubo на Юго-Восточном Устюрте (Туркменистан)

Автор: Шубенкин В.П.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1288 т.25, 2016 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Шубенкин В.П. 1984. К гнездовой биологии филина Bubo bubo на Юго-Восточном Устюрте // Изучение и охрана заповедных объектов. Алматы: 48-49.

Короткий адрес: https://sciup.org/140156081

IDR: 140156081

Текст краткого сообщения К гнездовой биологии филина Bubo bubo на Юго-Восточном Устюрте (Туркменистан)

В. П. Шубенкин

Второе издание. Первая публикация в 1984*

Наблюдения проводились весной и летом 1982 года в Капланкыр-ском заповеднике на южной окраине Устюрта (Северная Туркмения). На обследованной площади около 85 км2 было найдено три гнезда филина Bubo bubo , находившихся друг от друга в 1.8-3.2 км. Гнёзда представляли собой ямки в песке диаметром 25-30 см и были устроены в нишах под плитами известняка на склонах карстовых воронок и оврагов.

Первое гнездо с кладкой из 5 яиц обнаружено 10 марта 1982, когда взрослые уже насиживали. Через два-три дня было отложено 6-е яйцо. Вылупление началось 1-2 апреля и с интервалами в 2-4 дня продолжалось до 13-15 апреля. Одно яйцо оказалось не оплодотворённым. В начале выкармливания взрослые регулярно делали запасы пищи (у гнезда постоянно лежало 6-9, иногда до 14 песчанок). Первый выход птенцов из гнезда зафиксирован 10 мая. Родители ежедневно отводили птенцов в новые укрытия на расстоянии 100 м, пытаясь, видимо, спрятать молодых от наблюдателей. 29 мая старшие птенцы могли перелетать расстояние до 40 м. В это время цвет радужины их глаз изменился с жёлтого на оранжевый. 3 июня два птенца свободно летали на расстояние более 100 м (длина крыла у них была 33.5 и 38.5 см). До конца наблюдений (26 июня) все 5 птенцов держались вместе.

Второе гнездо с 3 недавно вылупившимися птенцами и 1 наклюнутым яйцом найдено 12 апреля. Третье гнездо с 4 птенцами обнаружено

3 мая. У самого большого птенца кисточки маховых достигали 40 мм. На следующий день взрослые увели их от гнезда на 15 м. До конца наблюдений все птенцы также держались вместе.

Во время кладки и насиживания вспугнутые филины молча отлетали на 50-70 м, обычно на противоположный склон оврага, где, усевшись на виду у человека, всячески привлекали его внимание громкими криками, распуская хвост и крылья, перебегая на новые места. Во время выкармливания птенцов родители вели себя незаметно. Когда птенцы стали летать, взрослые снова пытались отводить наблюдателя.

Питание филина в гнездовой сезон изучено по 95 погадкам (216 объектов) и 43 кормовым остаткам. На долю грызунов (краснохвостая Meriones libycus и большая Meriones opimus песчанки, жёлтый суслик Citellus fulvus) пришлось 88.1% общего количества пищевых остатков. Из других объектов ежи Hemiechinus auritus составляли 5.8% общего количества пищевых остатков, птицы (пустельга, серый жаворонок, рябки, саксаульная сойка) – 3.85%, заяц-толай Lepus tolai – 0.8%, беспозвоночные (фаланга, скорпион) – 1.5%.

Наши наблюдения не повлияли на успешность гнездования филинов. Уменьшение их численности происходит, на наш взгляд, не вследствие их природной асинантропности, а прямого преследования этих птиц человеком.

Краткое сообщение