К истории исследования антропоморфной пластики Триполья-Кукутени

Бесплатный доступ

Статья посвящена истории исследования мелкой пластики Триполья-Кукутени, анализу источников. Рассмотрена проблема изучения материала преимущественно с точки зрения археологии. Выявлены недостатки подобного подхода. Исследования пластики археологами дают обширный материал для датировки и классификации памятников, но в большей степени не отражают стилевых и содержательных характеристик статуэток. Останавливаясь на уровне формального анализа, зачастую многие исследователи не затрагивают вопрос интерпретации памятников трипольской культуры. Автором предложен альтернативный, междисциплинарный подход к исследованию трипольской пластики, в том числе методами искусствоведения. Для исследования мелкой пластики важно оценить состояние базы источников, выявить подходы к ее изучению с позиции разных областей науки. Только комплексное применение достижений каждой области науки даст возможность полной оценки памятников.

Еще

Триполье-кукутени, антропоморфная пластика, историография, искусство энеолита, археология, этнография, философия, искусствоведение, источниковедение, междисциплинарный подход

Короткий адрес: https://sciup.org/14950892

IDR: 14950892   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-70-78

Список литературы К истории исследования антропоморфной пластики Триполья-Кукутени

  • Кожин П.М. Значение керамики в изучении древних этнокультурных процессов//Керамика как исторический источник. -Новосибирск: Наука, 1989. -С. 54-70.
  • Клейн Л.С. Стратегия синтеза в исследованиях по этногенезу (интеграция наук и синтез источников в решении проблем этногенеза)//СЭ. -№ 4. -1988. -С. 13-23.
  • Массон В.М. Ранние комплексные общества Восточной Европы//Древние общества Юга Восточной Европы в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). -СПб., 2000. -С. 135-166.
  • Blier S.P. African Vodun: Art, Psychology, and Power, 1995. -463 p.
  • Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ («ромб с крючками»)//CA. -№ 3. -1965. -С. 14-27.
  • Sieber R., Walker R.A. African Art in the Cycle of Life, 1987. -155 p.
  • Церна С.В. К вопросу о методологии изучения распределения антропоморфной пластики на поселениях раннеземледельческих обществ Юго-Восточной Европы (на примере кукутень-трипольского статуарного комплекса). -СПб., 2010. -С. 1-3.
  • Хвойка В.В. Каменный век Среднего Приднепровья//Тр. XI Археологического съезда в Киеве в 1899 г. Т.1. -М., 1901. -C. 730-812.
  • Васич М. Преисториска Винча, -Београд, Т. 1-4, 1932.
  • Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. -М., 1980. -704 с.
  • Пассек Т.С. Искусство Трипольских племен/История искусства народов СССР. Т.1. -М.,1971. -С. 57-64.
  • Черныш Е.К., Массон В.М. Энеолит правобережной Украины и Молдавии//Энеолит СССР/Археология СССР. -М., 1982. -С. 165-320.
  • Маркевич В.И. Многослойное поселение Новые Русешты I//КСИА. Вып. 123, 1970. -С. 65.
  • Маркевич В.И. Позднетрипольские племена Северной Молдавии. -Кишинев, 1981. -196 с.
  • Мовша Т.Г. Антропоморфная пластика Триполья (реалистический стиль). Автореф. дис. канд. ист. наук. -Киев, 1975. -24 с.
  • Попова Т.А. Уникальные иконографические образы антропоморфной пластики культуры Триполья-Кукутени//РА. -2003. -№ 3. -С. 39-43.
  • Риндюк Н.В. Основные принципы систематизации глиняной антропоморфной пластики раннего Триполья//Трипiльский свiт i його сусiди:Тези доп.конф. -Збараж, 2001. -С. 48-50.
  • Monah D. Plastica antropomorfa a culturii Cucuteni-Tripolie. Bibliotheca Memoriae Antiquitatis III. Piatra-Neamt: Complexul Judetean Muzeal Neamt. 1997.
  • Балабина В.И. Фигурки животных в пластике Кукутени-Триполья. -М.: ИА РАН, 1998.
  • Качалова Н.К. Антропоморфная пластика (женские изображения). По материалам выставки «Культура и искусство древнего населения на территории СССР». -Л.: Аврора, 1973. -13 с.
  • Бибиков С.Н. Раннетpипольское поселение Лука^ублевецкая на Днестре (к истории ранних земледельческо-скотоводческих обществ на юго-востоке Европы). МИА 38. Изд-во АН СССР, 1953.
  • Збенович В.Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. -Киев: Наукова думка, 1989.
  • Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. -Новосибирск: Наука, 1983. -145 c.
  • Шмаглий Н.М., Видейко М.Ю. Изучение поселения трипольской культуры Майданецкое//Древние общества Юго-Восточной Европы в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). -СПб., 2000. -С. 15-52.
  • Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев неолита. I//СА. -№ 1. -1965. -С. 24-47.
  • Gimbutas M. The Gods and Goddesses of Old Europe, 7000 to 3500 BC: Myths, Legends and Cult Images. London: Thames & Hudson, 1974.
  • Hutton R. The Neolithic great goddess: a study in modern tradition//Antiquity, Vol. 71, No 271, 1997. -P. 91-99.
  • Бурдо Н.Б. Хронологiя i перiодизацiя Трипiлля А. Археологiя 4, 1998. -С. 78-88.
  • Вiдейко М.Ю. Археологiчнi пам’ятки трипiльської культури на територiї України. Реєстр/Вступне слово. In: Вiдейко М.Ю. (ed.) Енциклопедiя трипiльської цивiлiзацiї: в 2-х тт. Т. 1. -Київ: Укрполiграфмедiа, 2004. -С. 564-565.
  • Meskell L. Goddesses, Gimbutas and “New Age” archaeology. Antiquity 69 (262), 1995. -С. 74-86.
  • Lesure R. Interpreting Ancient Figurines. Context, Comparison and Prehistoric Art. Cambridge: CUP, 2011.
  • Палагута И.В. Мир искусства древних земледельцев Европы. Культуры балкано-карпатского круга в VII-III тыс. до н.э. -СПб.: Алетейя, 2012.
  • Морозов И.А. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма. -М.: Индрик, 2011. -352 с.
  • Радунчева А. Доисторическое искусство в Болгарии. Пятое-второе тысячелетие до н.э. -София, 1971. -120 с.
  • Тодорова Х, Вайсов И. Новокаменната епоха в Бьлгария/Нэолитическая эпоха в Болгарии. Наука и изкуство, 1993.
  • Пещерева Е.М. Игрушки и детские игры таджиков и узбеков (по материалам 1924-35 гг.)//Сб. МАЭ. Т. XVII, 1957. -С. 22-44.
  • Bailey D.W. Prehistoric Figurines: Representation and Corporeality in the Neolithic. -London: Routledge, 2005.
  • Новицкая М.А. К вопросу о текстиле трипольской культуры/Археология II. -Киев, 1948. -С. 44-61.
  • Nanoglou S. Social and monumental space in Neolithic Thessaly, Greece. EJ 4 (3), 2001. -P. 303-322.
  • Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. -М.: Наука, 1987.
  • Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. -М., 1977. -150 с.
  • Массон В.М., Сарианиди В.И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. -М., 1973. -210 с.
  • Богаевский Б.Л. Раковины в расписной керамике Китая, Крита и Триполья/ИГАИМК, Т. VI, вып. VIII-IX. Л., 1931. -101 с.
  • Монолог в честь раковины: каталог выставки/Государственный Эрмитаж. -СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. -С. 32.
  • Draşovean F. The Neolithic tells from Parta and Uivar (South-west Romania). Similarities and differences of the organization of the social space//AB, XV, 2007.P. 19-32.
  • Королькова Е.Ф. Теоретические проблемы искусствознания и звериный стиль скифской эпохи: к формированию глоссария основных терминов и понятий//-СПб, 1996. -78 с.
  • Шер Я.А. Стиль в первобытном искусстве//Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции/Мат-лы темат. науч. конф. Кафедра археологии СПбГУ, 1-4 декабря 2004 г. -СПб., 2004. -С. 9-13.
  • Leroi-Gourhan А. Treasures of Prehistoric Art. -New York: Harry N. Abrams, 1967.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/Пер. с фр. -М., 1994. -608 с.
  • Kulturgeschichte Afrikas: Prolegomena zu einer historischen Gestaltlehre. 2012. -652 s.
  • Морган Ж. Доисторическое человечество. Общий очерк доисторического периода, 2010. -328 с.
  • Sandars N.K. Prehistoric Art in Europe. -London, 1985. -508 p.
  • Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. -СПб.: Азбука-Классика, 2008. -592 с.
  • Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010.
  • Гущин А.С. Происхождение искусства, -Л.; М., 1937. -С. 6
  • Бледнова Н.С., Вишняцкий Л.Б., Гольдшмидт Е.С., Дмитриева Т.Н., Шер Я.А. Первобытное искусство: проблема происхождения. -Кемерово, 1998. -С. 36.
  • Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. -М.: REFL-book, 1996. -304 с.
  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Архитектура-С., 2012. -392 с.
  • Панофский Э. Этюды по иконологии. -СПб.: Азбука-классика, 2009. -432с.
  • Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. -М.: В. Шев чук, 2009. -344 с.
  • Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -М.: В. Шевчук, 2010.
Еще
Статья научная